Файл: Алтайский государственный университет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 274

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При этом единого мнения о включении тех или иных прав в комплекс социальных прав нет. Некоторые ученые, например, объединяют социальные и экономические права в одну категорию.

Председатель Конституционного суда В. Д. Зорькин считает, что социальные права — это лишь те права, которые непосредственно связаны с реализацией социальной защиты, а именно: охрана семьи, материнства и детства, право на социальное обеспечение, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду (ст. 38-42 Конституция РФ)7.

Стоит отметить, что категория социальных прав, их место и роль в системе конституционных прав и свобод относится к правам «второго поколения». Категория «естественных и неотчуждаемых» прав (права «первого поколения»), которая появилась в конце 18 века, стала воплощением идеи свободы как высшей ценности. 20-й же век ознаменован появлением прав «второго поколения», гарантирующих жизнь не только свободную, но и достойную.

Права «второго поколения» вывели на новый уровень отношения между личностью и государством. Если права «первого поколения» скорее ограждают государство от участие в жизни человека, то социальные и экономические права наоборот возлагают на последнего обязанность заботиться, оказывать необходимую помощь нуждающимся.

Важным в раскрытии этого принципа, указывает профессор В.В. Невинский, – является понимание свободы, ответственности и равенства шансов личности в социально-экономической сфере, социальной нагрузки государства, социального участия граждан. В центре внимания социальноэкономической политики социального государства должен находиться человек, личность свободная, но одновременно и осознающая свою ответственность. Ученый также отмечает, что свобода и ответственность личности дополняется политикой выравнивания шансов в социальной сфере. Это достигается посредством перераспределения материальных повинностей (например, налогов), свободного выбора профессии, создании новых рабочих мест, доступной системы образования и переквалификации и т.д.8

Проводя анализ мнений ученых, которые дают определение и характеристику социальным правам, видно, что центральное, ключевое место в нем занимает право на социальное обеспечение.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение, которое заключается в предоставлении некоторых видов материальной помощи, поддержки, в предоставлении человеку средств к существованию. При этом уточняется в пункте 2 ст. 39 Конституции РФ, что пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.


Для понимания содержания социального обеспечения его следует рассматривать с другим, близким и смежным понятием «социальная защита».

Прежде всего, социальную защиту стоит понимать в самом широком смысле, «как систему общественных отношений по созданию условий для нормальной жизнедеятельности человека, для осуществления его прав на материальное и духовное благосостояние»9. В узком же смысле социальную защиту трактуют в технико-юридическом смысле, «как социальноюридическую защиту прав человека»10.

Н. А. Горелова определяет социальную защиту как особую деятельность государства, направленную на предоставление социально значимых благ и услуг всем его гражданам без каких-либо условий и ограничений11.

Достаточно полное определение понятию «социальная защита» дал В. Ш. Шайхатдинов: «социальная защита — это система общественных отношений по обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения. В нее входит деятельность государства, органов местного самоуправления, общественных организаций, организаций по созданию благоприятной для человека окружающей среды, по охране материнства и детства, оказанию помощи семье, охране труда, регулированию заработной платы и доходов населения, профессиональной подготовке граждан, обеспечению граждан жильем, регулированию права собственности граждан, материальному обеспечению и обслуживанию нетрудоспособных»12.

Суждения разных ученых дают понять, что социальная защита — это, прежде всего, реализация органами государственной власти, а также органами местного самоуправления и другими специализированными общественными объединениями мер экономического, социального и правового характера по отношению к человеку находящемуся в экономическом, социальном или физиологическом затруднении для реализации его возможностей.

Социальное обеспечение в свою очередь является частью социальной защиты. В. С. Андреев, несмотря на давность высказывания, достаточно четко определяет, социальное обеспечение, как «совокупность определенных социально-экономических мероприятий, связанных с обеспечением граждан в старости и при нетрудоспособности, с заботой о матери и детях, с медицинским обслуживанием и лечением как важнейшими средствами оздоровления, профилактики и восстановления трудоспособности»13.

А. В. Стремоухов в свою очередь дает следующее определение: «Социальное обеспечение — это система общественных отношений, складывающихся между физическими лицами — с одной стороны, государственными органами, органами местного самоуправления — с другой, по поводу предоставления указанным лицам за счет внебюджетных социальных фондов и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации различных видов обеспечения вследствие наступления жизненных обстоятельств, влекущих за собой утрату или снижение заработка (дохода), малообеспеченность или нуждаемость, а также вследствие наличия у них заслуг перед государством или осуществления ими специфических видов общественно полезной деятельности»

14.

В итоге к системе социального обеспечения в настоящее время стоит относить: пенсии, пособия, компенсационные выплаты, социальную помощь, социальное обслуживание, медицинскую помощь, санаторно-курортное лечение, а также меры социальной поддержки отдельных категорий граждан.

Социальное обеспечение твлония ущ предоставляется в денежной (пенсии, срнды пособия) и натуральной форме (социальное имт обслуживание), включая се циальнв себя совокупность форме социальных услуг (уход, праве организация питания, других содействие в получении числе медицинской, правовой, саей социально-психологической и натуральных ом да видов помощи, мправчия помощи в профессиональной ния шаз подготовке, трудоустройстве, области организации досуга и др.).любг

Формами социального фобслуживаниярац д являются:

  1. социальное азния шобслуживание на дому (включая жить социально-медицинское обслуживание);

  2. полустационарное соблюдения социальное обслуживание мвыжотраслв отделениях дневного (ночного) пребывания ся накопмвшучреждений социального е кднобслуживания;

  3. стационарное се циальн социальное обслуживание сбе в стационарных учреждениях сй циальнсоциального обслуживания (домах-интернатах, труд пансионатах и других я влчпрн учреждениях социального доставлнипр обслуживания независимо рабоч от их наименования);

  4. срочное опывсоциальное обслуживание;

  5. социально-консультативная врни мпомощь.

П. Н. Байманов отмечает, что «конституционное право на социальное обеспечение — наряду с гражданскими и политическими правами — по своей природе относиться к основным правам человека. Базирующееся на принципах справедливости и социальной солидарности, оно закреплено Конституцией в качестве непосредственно действующего и подлежащего судебной защите»15.

Нормы международного права, в частности «Европейская конвенция о социальном обеспечении» 1972 года, во второй статье перечисляет виды социального обеспечения, к ним относятся: а. пособие по временной нетрудоспособности; пособие по беременности и родам; б. пенсии по инвалидности; в. Пенсии по старости; г. пенсии по случаю потери кормильца; д. пособие вследствие трудового увечья и профессионального заболевания; е. пособие на погребение; ж. пособие по безработице; з. семейные пособия.

Кроме того, Всеобщая Декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, провозгласив право каждого человека и его семьи на социальное обеспечение, закрепила случаи обеспечения — инвалидность, вдовство, наступление старости и иные случаи утраты средств к существованию по независимым от человека причинам (ст.


25).

Необходимо отметить, что конституционное право на социальное обеспечение стоит понимать как в субъективном, так и в объективном смысле. В первом случает — это право каждого на получение социальных благ в установленных законодательством случаях. В объективном же смысле — это совокупность правовых норм, регламентирующих отношения, возникающие по поводу предоставления различных видов обеспечения16.

Исходя из вышеизложенного следует сделать ряд выводов. Социальное обеспечение, закрепленное в статье 39 Конституции Российской Федерации, является частью социальной защиты, о которой говорится в статье 72 Конституции РФ. Кроме того социальное обеспечение и защита являются основополагающим элементом конституционного принципа социального государства.

Конституция РФ признает право каждого гражданина на социальное обеспечение и одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для осуществления этого права.

Таким образом, социальное обеспечение является ключевым в системе прав человека. Во-первых, потому, что оно направленно на реализацию достойной жизни человека их свободное и полноценное развитие. Во-вторых, в центре находится человек и его права. В-третьих, социально обеспечение является основой социального государства, которое в свою очередь есть способ и форма конституционно-правового воплощения идеи справедливости.

1.2. Российское социальное государство как конституционная основа обеспечения права на социальное обеспечение

Рассматривая социальное обеспечение как функцию социального государства, следует определить совокупность основных идей, которыми должен руководствоваться законодатель при правовом обеспечении этой функции государства и которое является своего рода каркасом правовой составляющей социального обеспечения, т.е. выделить принципы права социального обеспечения – основные исходные положения, определяющие цели правового регулирования в сфере социального обеспечения, дающие ему общее направление, предопределяющие основные тенденции регулирования общественных отношений в этой области.


Исходя из постулата единой концепции складывающейся в России правовой системы можно утверждать, что основными принципами права социального обеспечения является те, на которых базируется, или, по крайней мере, стремится базироваться создаваемая в Российской Федерации правовая система, причем эти принципы следует рассматривать в контексте особенностей регулирования отношений в сфере социального обеспечения. А поскольку источником позитивного права, имеющим высшую юридическую силу и определяющим направления развития правовой системы России, является Конституция РФ, принципы, на которых должно строится право социального обеспечения, следует искать именно в ней. Кроме того не стоит забывать и о значимости международных договоров и норм международного права. Ведь согласно п.4 ст. 15 Конституции РФ они являются составной частью правовой системы страны.

Также широкое практическое применение понятие «общеправовые принципы» получило в деятельности Конституционного Суда Российской федерации. Указанные принципы согласно его предписаниям используются независимо от их легального определения в конкретных нормативных правовых актах.

Они «обладают высшей степенью нормативной обобщенности, предопределяют содержание конституционных прав человека, отраслевых прав граждан, носят универсальный характер и в связи с этим оказывают регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений. Общеобязательность таких принципов состоит как в приоритетности перед иными правовыми установлениями, так и в распространении их действия на все субъекты права»17.

Принципы, на основе которых строится и функционирует право, выражают его сущность и социальное назначение. В них отражаются главные свойства и особенности права, придающие ему качество регулятора меры свободы и справедливости в общественных отношениях.

Для начала стоит выделить основные, основополагающие принципы, их в литературе называют общими принципами, которые определяют существенные черты права в целом, его содержание и особенности как регулятора всей совокупности общественных отношений. Они распространяются на все правовые нормы и действуют во всех отраслях права независимо от специфики регулируемых ими общественных отношений18.

Из текста Основного закона нашей страны Е. Ю. Романов выделяет следующие общие принципы: признание человека, его прав и свобод, высшей ценностью (ст. 2 КРФ); вменение в обязанность государству соблюдать и защищать прав и свободы человека и гражданина (ст. 2); признание и гарантированность прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ч. 1 ст. 17); принадлежность основных прав и свобод человека каждому от рождения (ч. 2 ст. 17); неотчуждаемость основных прав и свобод человека (ч. 2 ст. 17); права и свободы человека являются непосредственно действующими и определяющими смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18); равенство всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19); равенство прав и свобод для всех людей (ч. 2 и 3 ст. 19). К общим принципам права также относятся принципы социальной справедливости; гуманизма; законности и юридической гарантированности прав и свобод личности, зафиксированных в законе; связанности нормами закона деятельности всех должностных лиц и государственных органов; единство юридических прав и обязанностей