Файл: Психологические основы бизнес-тренинга как метода профессионального обучения (Требования к специалисту в современной рыночной среде).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 233

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ БИЗНЕС-ТРЕНИНГОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИЙ

1.1 Профессиональное обучение персонала как конкурентное преимущество бизнес организации

1.2 Требования к специалисту в современной рыночной среде

1.3 Теоретические и психологические аспекты применения бизнес тренингов в системе обучения персонала организаций

1.4 Виды и функции бизнес-тренингов как инструмента обучения персонала современных коммерческих компаний

2 ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ БИЗНЕС-ТРЕНИНГОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПРОДАЖАМ

2.1 Использование возможностей бизнес тренинга как инструмента формирования коммуникативной компетентности специалистов по продажам

2.2 Оценка эффективности бизнес-тренингового обучения специалистов по продажам

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СОДЕРЖАНИЕ

Проведенное ранжирование профессионально значимых характеристик для образа «идеального менеджера» показало следующее их распределение по значимости (Таблица 2.3):

Таблица 2.3 Ранжирование профессионально значимых характеристик для образа «идеального менеджера»

Профессионально значимые качества

Ср.знач.

идеального

образа

Ранг

1

Коммуникативные навыки устные, техники продаж

3,36

1

2

Межличностные навыки

4,86

2

3

Безупречная деловая этика

5,03

3

4

Коммуникативные навыки письменные

5,63

4

5

Лидерство

5,8

5

6

Инициативность

6,4

6

7

Гибкость / адаптивность

6,46

7

8

Внимание к деталям

6,63

8

9

Навыки решения задач предметной области

8

9

10

Способность работать в команде

8,23

10

11

Технические навыки

8,53

11

12

Навыки аналитики и количественных оценок

8,66

12

Сравнение средних показателей профессионально значимых характеристик идеального образа с реальными показателями в группах различной успешности представлено в (Таблица 2.4).

Таблица 2.4 Сравнение средних показателей самооценки профессионально значимых характеристик до и после обучения

Профессионально значимые качества

Средние показатели самооценки (по 10-бальной шкале)

До обучения

После обучения

1

Коммуникативные навыки устные Техники продаж

6

8,2

2

Межличностные навыки

5,43

6

3

Безупречная деловая этика

4,428

6,6

4

Коммуникативные навыки письменные

5,43

7,77

5

Лидерство

6,29

7,444

6

Инициативность

6,57

6,777

7

Гибкость / адаптивность

5,86

6.2

8

Внимание к деталям

6,28

7,444

9

Навыки решения задач

6,57

8,111

10

Способность работать в команде

9,14

8,333

11

Технические навыки

9,71

9,7

12

Навыки аналитики и количественных оценок

6,28

6,444


Данные таблицы показывают, что практически по всем показателям, за исключением технических навыков и способности работать в команде, произошел положительный сдвиг. Наибольший эффект, как и прогнозировалось, произошел в коммуникативных навыках, а также в навыках решения задач (продажах). Следует отметить невысокий показатель деловой этики на начальном этапе (перед обучением), но и по этому качеству специалисты после обучения оценили себя выше.

Важной составляющей любого тренинга является изучение удовлетворенности участников с точки зрения удовлетворения их ожиданий, желания продолжать обучение, выявления для себя дискуссионных вопросов. Данная оценка проводилась с помощью анкетирования (Приложение 5).

Результаты анкетирования обратной связи участника по результатам обучения показали, что оценки по всем показателям тренинга (от общего впечатления до полезности раздаточного материала) варьировались от 5 до 7 (по 7-бальной шкале). Участники тренинговой программы отмечали, что пройденное обучение повлияло на переосмысление себя, прежде всего, как профессионала, они начали глубже понимать специфику выбранной профессии, значение и многоаспектность эффективных коммуникаций. После активного и успешного выполнения различных тренинговых упражнений, риэлторы начали себя воспринимать как потенциально лучших специалистов, способных справиться с рядом профессиональных задач. Следует отметить высокую мотивацию участников на продолжение обучения посредством бизнес-тренингов, которые по своей тематике отражают различные аспекты коммуникативной компетентности. Таким образом, есть основание говорить об эффективности пройденного обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современным организациям, работающим в быстро меняющихся условиях рыночной конкуренции, более чем когда бы то ни было, требуются специалисты, способные к личностному развитию, креативному мышлению, обладающие и компетентно владеющие профессиональными качествами, что закономерно влечет за собой усиление внимания к методам профессионального обучения. Данная работа посвящена применению для одного из наиболее распространенных на сегодняшний день методов – бизнес-тренинга. В работе осуществлено теоретическое обоснование и эмпирическое изучение психологических основ бизнес-тренингов как инструмента профессионального обучения.

Анализ полученных в ходе исследования эмпирических материалов и их теоретическое осмысление дали основания сделать следующие выводы:


1. Основополагающим активом и реальным конкурентным преимуществом любой компании является ее персонал, а поэтому важнейшим условием успешного функционирования компании в изменяющихся социально-экономическим условиях и всё более жёстких требованиях рынка является организации профессионального обучения, под которым понимается деятельность, направленная на развитие и совершенствование профессиональных компетенций, личностных и деловых качеств работников компаний, организованная в соответствии с целями и стратегиями ее развития.

2. Для осуществления успешной деятельности в современных условиях развития общества к специалисту выдвигается ряд общих и специфических для его профессии требований, а именно наличие у них определенного перечня профессионально значимых качеств. Применительно к специалисту по продажам в работе определен комплекс таких качеств. В рамках данного исследования путем теоретического анализа и ранжирования было установлено, что детерминантами успеха специалистов данного профиля ключевыми навыками являются коммуникативные навыки, навык построения конструктивных межличностных отношений, внутреннее ощущение своей успешности.

3. В рамках теоретического анализа и эмпирического исследования выявлено, что тренинговые формы обучения приобретают особую актуальность в современных условиях бизнеса благодаря их широким возможностям в моделировании реальной деятельности, изучении материала в контексте рабочих ситуаций в условиях коллективного решения профессиональных задач. Совершенствование умений, усвоение и тренировка навыков работы, обогащение новым опытом достигается с помощью применения таких методов и технологий, которые обеспечивают высокую степень активности участников на протяжении всего периода обучения посредством бизнес-тренингов.

4. Эмпирическое исследование выявило, что в организациях на сегодняшний момент существует, с одной стороны, высокая востребованность в обучающих бизнес тренингах, с другой – недостаточно налаженная система обучения посредством тренингов.

5. В работе представлена разработка программы профессионального обучения посредством бизнес-тренинга «Развитие коммуникативной компетенции риэлторов». Содержание программы предполагает организацию профессионального обучения риэлторов на пересечении двух векторов: академического (теоретические и практические умения и навыки) и психологического (развитие профессионально значимых качеств + фокус внимания на осмысление участниками тренинга психологии коммуникаций, межличностных взаимодействий, психологии продаж).


6. Эффективность разработанной программы подтверждена положительными изменениями в оценке обучения в организационной культуре компании, а также результатами самодиагностики выраженности профессионально важных качеств. Полученные результаты позволяют рекомендовать внедрение этой программы в процесс профессионального обучения специалистов по продажам.

Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов указанной проблемы. Перспективными представляются такие, как разработка бизнес-тренингов для специалистов разных профилей, разных должностных позиций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авидон И. Тренинги взаимодействия в конфликте: материалы для подготовки и проведения / И. Авидон, О. Гончарова. – СПб. : Речь, 2017. – 190 с.
  2. Анохина А. П., Маркина Н. В. Личностные ресурсы менеджеров и эффективность их обучения в условиях корпоративного социально-психологического тренинга // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2017. №1 (30).
  3. Аронсон Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт. – СПб., 2015. – 560 с.
  4. Архангородская Н. А. Подготовка и переподготовка кадров: новые методы и формы // Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях. – 2016. – № 5. – С. 9–12.
  5. Бакли Р. Теория и практика тренинга / Р. Бакли, Дж. Кэйпл. – СПб.: Питер, 2016. – 352 с.
  6. Барышева А. Чтобы у фирмы было «завтра» // Управление персоналом. – 2014, – №5.
  7. Безуглая Н. С., Панфилова И. А. Повышение кадрового потенциала организации через применение тренингов // Научный вестник ЮИМ. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-kadrovogo-potentsiala-organizatsii-cherez-primenenie-treningov (дата обращения: 03.07.2019).
  8. Беляев М.К. Управление персоналом на предприятии: социально-психологические проблемы. Тренинг персонала. Волгоград: ВолгГАСУ, 2014. С. 115.
  9. Беляева И.Н. Специфика переговорного процесса в деятельности менеджера по продажам [Текст] / И.Н. Беляева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – №58. – С. 38–42.
  10. Беседин А. Л., Замотаева Ю. В. Управление знаниями как инструмент коммерциализации нематериального капитала и кардинального повышения конкурентоспособности организации // Известия ТулГУ. Технические науки. 2012. №6.
  11. Берч П. Бизнес-тренинг / пер. с англ., под ред. И. В. Андреевой. – СПб.: Издательский Дом «Нева», М.: «ОЛМА-ПРЕСС Инвест», 2016. – 160 с.
  12. Бишоп С. Тренинг ассертивности / С. Бишоп. – СПб: Питер, 2011. – 208 с. 15. Большаков, В. Ю. Психотренинг. Социодинамика, упражнения, игры. / В. Ю. Большаков. – СПб., 2016. – 384 с.
  13. Борщева Ю. А. Инвестиции в обучение персонала в структуре человеческого капитала: теоретический аспект // Вестник ПАГС. 2011. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/investitsii-v-obuchenie-personala-v-strukture-chelovecheskogo-kapitala-teoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 06.07.2019).
  14. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга : Учеб. пособие./ И.В. Вачков. – М.: Издательство «Ось-89», 2014. – 256 с.
  15. Всемирнова Ю. В. Модель успешности профессиональной деятельности менеджеров по продажам с позиций компетентностного подхода. Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Психология и педагогика. 2015. № 1. С. 20–28.
  16. Гуляев А. В. Теоретические основы обучения персонала / А.В. Гуляев // Современные аспекты экономики. СПб., 2016. –№ 16.
  17. Емельянов Е.Н. Психология бизнеса / Е.Н. Емельянов, Е.Е. Поварницына. – М.: АРМАДА, 2008. – 348 с.
  18. Жадько Н.В. Тренинг торгового персонала: границы возможного / Н.В. Жадько // Управление персоналом. – 2013. – № 2. – С. 47. 35. Жуков, Ю.М. Коммуникативный тренинг / Ю.М. Жуков // – М.: Гардарики, 2009. – 224 с.
  19. Журавлев А. Специфика обучения с помощью тренингов // Научные исследования в образовании. 2013. №1. С.49-53.
  20. Закаблуцкая Е.А. Обучение персонала коммерческих организаций: проблемы и решения / Е.А. Закаблуцкая // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2014. – №3. – С.76-81.
  21. Иванов М.А. Российский менталитет и практика бизнеса. / М.А. Иванов, Д.М. Шустерман. – М.: Альпина Паблишер, 2013. – 220 с.
  22. Исаев А.П. Управленческий профессионализм: основные понятия, процессы и механизмы. Учебное пособие. Екатеринбург: Ажур, 2015. - 113 с.
  23. Каганов В.Ш. Корпоративное обучение как фактор обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур / В.Ш. Каганов. – М.: МГОФ «Знание», 2012. – 344 с.
  24. Калашников А.И. Наука побеждать: тренинги лидерства и преодоления конфликтов / А. И. Калашников. – СПб. : Речь, 2016. – 213 с.
  25. Кибанов А.Я. Организация обучения и дополнительное профессиональное образование персонала. М.: Проспект, 2017. 998 с.
  26. Кларин М. В. Корпоративный тренинг, наставничество, коучинг: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / М. В. Кларин. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 288 с.
  27. Коробкин С. В. Обучение персонала на предприятии: концепции, виды, методы, оценка эффективности // Экономическая наука и практика: материалы 101 V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. – С. 74-77.
  28. Коул Дж. Обучение и развитие: системный подход // Управление персоналом в современных организациях. – М., 2004. – Глава 21. – С.252-259.
  29. Кудрявцева Е.И. Оценка и развитие управленческого потенциала персонала организации: методология, теория практика: автореф. дис. д-ра. экон. наук. Государственный университет управления 08.00.05 / М., 2015 г.
  30. Кудряшов В.С., Мосеева Е.А. Основы формирования системы обучения персонала организации // Juvenis scientia. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-formirovaniya-sistemy-obucheniya-personala-organizatsii (дата обращения: 03.07.2019).
  31. Лавренова Т. Ф. Персонал организации как конкурентное преимущество // Вестник науки и образования. 2015. №3 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/personal-organizatsii-kak-konkurentnoe-preimuschestvo (дата обращения: 06.07.2019).
  32. Макаров Ю.В. Тренинг как объект психологического анализа / Ю. В. Макаров, В. В. Исаков. – СПб., 2014. – 301 с.
  33. Макшанов С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. / С. И. Макшанов. – Практика: Монография. – СПб.: «Образование», 2007. –238 с.
  34. Маратканова Э. М. Совершенствование системы внутрифирменного обучения персонала торгового предприятия // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. №6 (24).
  35. Марченкова Е. Г., Белогай К. Н. Внутрифирменное обучение как фактор повышения стандартов производства и качества работы сотрудников розничной сети // Вестник КемГУ. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnutrifirmennoe-obuchenie-kak-faktor-povysheniya-standartov-proizvodstva-i-kachestva-raboty-sotrudnikov-roznichnoy-seti (дата обращения: 06.07.2019).
  36. Натейкина Ю.О. Тренинг как способ профессионального развития персонала // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. №3-1 (45). С. 51-52.
  37. Нестерова О. В. Обучение персонала как инструмент реализации стратегических целей организации // Вестник евразийской науки. 2015. №2 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-personala-kak-instrument-realizatsii-strategicheskih-tseley-organizatsii (дата обращения: 07.07.2019).
  38. Нечаева Е. О. Бизнес-тренинги как разновидность обучающих технологий в повышении квалификации персонала // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/biznes-treningi-kak-raznovidnost-obuchayuschih-tehnologiy-v-povyshenii-kvalifikatsii-personala (дата обращения: 02.07.2019).
  39. Никишина А.Ю., Новицкий В.В. Определение качеств успешного менеджера // ПНиО. 2017. №3 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-kachestv-uspeshnogo-menedzhera (дата обращения: 09.07.2019).
  40. Овсянникова Е.В. Ключевые компетенции менеджера по продажам [Текст] / Е.В. Овсянникова // Современная экономика: проблемы и решения. – 2013. – №9 (45). – С. 69–78.
  41. Осетрова Е.В., Богачёва Т. В., Симонин П. В. Прогрессивные методы развития и обучения персонала на предприятии // European research. 2016. №5 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/progressivnye-metody-razvitiya-i-obucheniya-personala-na-predpriyatii (дата обращения: 02.07.2019).
  42. Павлуцкий A.B., Алёхина O.E. «Обучение действием»: ключевые элементы и структура / А.В. Павлуцкий // Управление персоналом. – 2015, – №9.
  43. Петровская Л.А. Компетентность в общении / Л. А. Петровская. – М.: Изд-во МГУ,1989. – 216 с.
  44. Психология бизнеса. Теория и практика : учебник для магистров / под общ. ред. Н. Л. Ивановой, В. А. Штроо, Н. В. Антоновой. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 509 с. — Серия : Магистр.
  45. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: [Учеб. для вузов по специальности и направлению "Менеджмент"] / В.П.Пугачев. – М. : Аспект-пресс, 2016. – 285 с.
  46. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга / В.Г. Пузиков. – СПб.: Речь, 2016. – 231 с.
  47. Ромек, В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях / В.Г. Ромек. – СПб.: Речь, 2013. – 320 с. 103.
  48. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2012. – 512 с.
  49. Скиба Д.В. Взаимосвязь между психологическими особенностями и результативностью деятельности менеджера по продажам [Текст] / Д.В. Скиба, О.В. Силантьева // Актуальные проблемы науки и образования: теория и практика. VI региональная научно-практическая конференция с международным участием, сборник научных трудов. – Москва: ООО «Петит», 2015. – С. 173178.
  50. Сотникова С. И. Управление карьерой Текст. : учебное пособие / С. И. Сотникова. М.: ИНФРА-М, 2001. – 408 с. (Серия «Высшее образование»).
  51. Тимербулатов Р. М. Инвестиции в человеческий капитал как фактор повышения конкурентоспособности предприятия // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2016. №2 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/investitsii-v-chelovecheskiy-kapital-kak-faktor-povysheniya-konkurentosposobnosti-predpriyatiya (дата обращения: 06.07.2019).
  52. Титова Е.В. Эффективность применения тренинговых методик в обучении персонала [Текст] / Е.В.Титова // Сборник научных работ аспирантов и студентов ВАГС: Сб. науч. трудов. – Вып. 7. – Волгоград: Изд-во ГОУ ВПО «ВАГС», 2015.
  53. Урываева Е.В. Бизнес-тренинг как активный метод обучения персонала: основные теоретические подходы к определению [Текст] / Е.В. Урываева // Актуальные проблемы современной науки. – 2016. – №6.
  54. Федоров М. В. Стратегическое управление человеческими ресурсами // УЭкС. 2013. №11 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskoe-upravlenie-chelovecheskimi-resursami-2 (дата обращения: 06.07.2019).
  55. Чуланова О. Л. Тимченко Я. А. Корпоративное обучение персонала и методы его оценки: подходы, инструментарий, проблемы и пути их преодоления // Вестник евразийской науки. 2016. №1 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korporativnoe-obuchenie-personala-i-metody-ego-otsenki-podhody-instrumentariy-problemy-i-puti-ih-preodoleniya (дата обращения: 03.07.2019).
  56. Широв А.В. Занимательная история тренинга и консалтинга / А.В. Широв. – СПб.: Речь; Генезис – Москва, 2014. – 224 c.
  57. Щербаков М.В. Система обучения персонала как фактор конкурентоспособности фирмы. / Щербаков М.В. // В сборнике: Актуальные проблемы гуманитарных наук. Сборник научных трудов студентов, аспирантов и молодых ученых. Национальный исследовательский Томский политехнический университет; Редакторы: Трубникова и др. – 2012. – С. 205-209.
  58. Hoffmann T. The meanings of competency// Journal of European Industrial Training. 1999. Vol.23. №6.
  59. Fadilah P,Maniam K.,Nafis A. EMPLOYEE CORE COMPETENCIES AND ORGANISATIONAL EXCELLENCE: AN INTERPRETATIVE ANALYSIS.// Australian Journal of Business and Economic Studies, Vol. 2, No. 1, March 2016.
  60. Stogdill R. Handbook of leadership /R. Stogdill. – New York, 1974 322 p.
  61. NACE Job Outlook. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://careerservices.wayne.edu/pdfs/2018-nace-job-outlook-survey.pdf

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Данные отчетов NACE Job Outlook о наиболее востребованных качествах кандидатов на должность менеджеров по продажам

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анкета

Заполните, пожалуйста, краткую информацию о себе и ответы на вопросы

Имя_______________

Пол_____________

Стаж работы________________

Образование____________________

Возраст__________________________

Обведите кружком цифру, характеризующую состояние обучения по выделенным критериям:

Актуальная ситуация в фирме

Успешная деятельность на рынке и здоровый настрой внутри фирмы

3—2—1—0—1—2—3

Наличие в фирме нежелательных настроений: депрессия

Тематика обучения

Стандартные тренинги (например, «введение в должность» для новичков)

3—2—1—0—1—2—3

Необходимо обучение по разнообразной тематике

Количество обучения

Постоянная потребность в обучении большого количества персонала по одной программе

3—2—1—0—1—2—3

Обучение происходит периодически в зависимости от накопившихся вопросов

Да

Нет

Затрудняюсь с ответом

«Хотели бы Вы пройти дополнительное обучение для повышения своего профессионализма?»

Очень удовлетворен

Не очень

удовлетворен

Затрудняюсь с ответом

«Насколько вы удовлетворены организацией обучения в компании?»

Оцените «вес» каждого фактора в успешности вашей работы

Оценка по 5-ти балльной шкале (1-наименьший, 5 –наибольший вес)

Условия труда

Требования руководства

Профессиональное

обучение

Высокая зарплата

Помощь коллектива

Тематика тренингов

«Какие направления обучения Вам были бы интересны?»

1.

2.

3.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Уважаемые коллеги!

Просим Вас принять участие в исследовании профессионально значимых качеств современного специалиста. Нам важно Ваше мнение как профессионала в своей сфере деятельности.