Файл: Структура олигополистического рынка и ее признаки 4 1 Олигополия как рыночная структура 4.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 2
Глава 1. Структура олигополистического рынка и ее признаки 4
1.1 Олигополия как рыночная структура 4
1.2 Типы олигополии 8
Глава 2. Олигополия и эффективность 16
2.1. Рыночная власть и ее источники 16
2.2 Антимонопольное регулирование 17
2.3. Проблемы эффективности олигополистического рынка 22
Заключение 25
Список использованных источников 27
Введение
Актуальность темы исследования.
Наиболее важной характеристикой рыночной экономики является свобода выбора. Производители могут свободно выбирать, какую продукцию производить, потребители – какие товары покупать, работники - где работать и так далее. Однако свобода выбора не гарантирует автоматически экономического успеха. Она достигается благодаря конкуренции.
Многие компании на олигополистических рынках могут воздействовать на цены из-за своей большой доли в общем объеме производства. Продавцы на олигополистических рынках знают, что, если они или их конкуренты изменят цены или объемы производства, это отразится на прибыли всех компаний на рынке.
Поставщики признают взаимозависимость. Каждая фирма в отрасли должна знать, что изменения в ее собственных ценах или объеме производства приведут к реакции других фирм.
Реакция, которую отдельные продавцы ждут от конкурирующих фирм на изменение их собственных цен, объема производства и маркетинговой деятельности, является ключевым фактором, устанавливающим процесс принятия ими решений. Реакция, которую отдельные продавцы ожидают от конкурирующих фирм, воздействует на равновесие рынка олигополии.
Современная рыночная система, формирующаяся с 90-х годов 20 века, обладает особой структурой, в которой только некоторые компании имеют высокую долю рынка. Это свойственно таким отраслям как: цветная металлургия, химическое производство, машиностроение. Такую структуру рынка называют олигополией.
Олигополистические рынки очень важны для России, поскольку развитие экономики страны зависит от олигополий.
Цель исследования – изучить теоретические аспекты олигополистического рынка.
Задачи работы:
- рассмотреть Олигополию как рыночную структуру;
- выявить типы олигополии;
- изучить рыночную власть и ее источники;
- изучить антимонопольное регулирование и проблемы эффективности олиголистичеких рынков.
Объект исследования – Олигополия как тип рыночной структуры.
Предмет исследования - российский олигополистический рынок.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, синтез.
В работе были изучены Интернет-источники, труды отечественных авторов, так как: Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Иозин В.Я., Моргунов В.И. и пр.
Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка литературы.
Глава 1. Структура олигополистического рынка и ее признаки
1.1 Олигополия как рыночная структура
Рыночные структуры в современных рыночных экономиках можно разделить на четыре основных типа: монополистическая конкуренция, совершенная конкуренция, олигополия и чистая монополия. Олигополии привлекают наибольшее внимание из-за наличия нескольких крупных фирм, сложности доступа к информации и жесткого контроля цен в рамках олигопольной системы.
Развитие олигополий имеет большое значение на современных рынках, и вопросы, связанные с их поведением, имеют большое значение.
Структура рынка – это среда, в которой происходит рыночная конкуренция, а также другие процессы. Ее можно охарактеризовать рядом особенностей, таких как количество и размер фирм, тип предлагаемой продукции, степень контроля цен, условия входа и выхода из отрасли и доступность информации [1]. Эта структура объединена с количеством и размером фирм на рынке. В таблице 1 представлены понятия олигополии с точки зрения некоторых авторов [2].
Современная экономическая теория знает многое о поведении фирм на олигополистических рынках. Олигополистические рынки различаются в зависимости от того, в какой степени фирмы действуют совместно или независимо друг от друга. При анализе поведения олигополистических фирм, функционирующих автономно друг от друга, решающее значение имеют реакции и поведение конкурентов. Различают количественные олигополии и олигополии выпуска в зависимости от того, выбирает ли предприниматель в качестве управляющей переменной цену или выпуск.
Олигополия — это рыночная структура
, где имеются несколько производителей. Они распространяют тождественную продукцию большому числу торговцев. Примером олигополии являются производители самолетов (Boeing и Airbus) или автомобилей (Mercedes и BMW).
Таблица 1
Понятие олигополии
| |
Розанова, Н.М | Это форма несовершенной конкуренции, для которой характерны отраслевая структура, представленная небольшим числом игроков на рынке, т.е. 2-8 продавцов; дифференцированная продукция (ассортимент), которая, несомненно, оказывает сильное влияние на спрос и предложение; очень высокие барьеры |
Иохин В.Я | На рынке очень мало компаний, и у каждой из них своя ценовая политика. Должна учитывать реакцию своих конкурентов. |
Чеканский А.И., Фролова Н.Л | В структуре рынка доминирует небольшое количество продавцов, а входные барьеры для новых производителей высоки. |
В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов | Рыночная структура, при которой на рынке товаров и услуг доминирует относительно небольшое число фирм, производящих однородную или дифференцированную продукцию. |
Олигополия — это ситуация, когда небольшое число производителей делят между собой большую часть рынка определенного товара или услуги. Каждый олигополист доминирует на рынке в значительной степени, поскольку на него приходится большая доля общего объема производства сектора. Поскольку почти во всех производственных секторах доминируют ведущие фирмы и производители, новым участникам трудно выйти на такие рынки не только с коммерческой точки зрения, но и сточки зрения ориентации на потребителя.
Можно считать, что товары олигополии имеют сходные характеристики, выполняют одни и те же функции и являются коммерчески взаимозаменяемыми". [1]
Олигополист должен постоянно следить за поведением своих конкурентов на рынке. В каждом секторе экономики существует как минимум одна доминирующая олигополия, которая определяет условия игры на рынке. Каждая крупная компания может своими действиями влиять на рыночные цены. В таких структурах с явным лидером потенциал для возникновения монополий и картелей очень высок".[2]
Олигополии содействуют научно-техническому прогрессу, что позволяет потребителям получать более качественные товары по более выгодным ценам. Ценовая конкуренция среди продавцов - не редкость, когда компании продают продукцию по более низким ценам, чем другие конкуренты. Этот процесс очень выгоден для покупателей, но невыгоден для продавцов, особенно для тех, кто конкурирует с более сильными и крупными компаниями.
Следует отметить, что низкие цены могут привести к снижению качества продаваемых товаров и услуг. Поэтому для предприятий важно найти благоприятное положение на рынке, при котором они смогут продолжать свою деятельность без ущерба для качества своих товаров и услуг.[3] При кооперативном поведении фирмы требуют более высоких цен, которые могут даже достичь уровня цен монопольного рынка, если все продавцы на рынке соблюдают условия договора.
Такое действие может показаться выгодным для всех предприятий, поскольку уровень цен может быть значительно выше. Однако фирмы не всегда хотят торговаться с конкурентами и выполнять все условия соглашения. Более слабые фирмы получают больше выгоды от соглашений с конкурентами, чем сильные.
Самая неблагоприятная для покупателей модель олигополии -картель. В этом случае рыночные условия максимально приближены к монополии продавца, что запрещено законом в Российской Федерации, а значит, его участники будут привлечены к ответственности. Картели оказывают негативное влияние на национальную экономику, препятствуя развитию конкуренции, искусственно повышая цены и препятствуя появлению новых участников рынка. [4] На рынке распространены случаи, когда некоторые компании вступают в альянсы, слияния, сговоры и картели с конкурентами.
Такое поведение позволяет им быть более влиятельными на рынке, умножать объемы производства, более легко изменять цены на товары и услуги и, самое основное, наращивать свою прибыль.
Таким образом, можно сделать вывод, что олигополия есть ни что иное как фундаментальная и очень важная рыночная структура. Она овладевает существенной рыночной областью между чистой монополией и монополистической конкуренцией. Ее воздействие на состояние экономики так колоссально, что нужно постигать все процессы и пояснять, почему компании ведут себя определенным образом. Наиболее подходящей для потребителей и национальной экономики является модель, в которой приоритетным является отсутствие явного лидера, способного оказывать значительное влияние на рынок.
1.2 Типы олигополии
Существуют различные типы олигополий к основным из них относят:
— однородную олигополию
— неоднородную
— доминирующую
— дуополию
Однородная олигополия относится к ситуации, в которой существует ограниченное число производителей товаров, не имеющих разнообразия, т.е. очень мало разновидностей. Или же эти разновидности очень похожи. Примерами таких олигополий являются рынки сахара, соли и цветных металлов.
Гетерогенность относится к ограниченному числу фирм, производящих широкий ассортимент продукции, например, табачные изделия, сталь и другие сплавы, а также автомобильный рынок.
Олигополистическое доминирование относится к ситуации, когда одна крупная фирма владеет более чем 60 процентами рынка, а остальная часть занята небольшим числом мелких фирм. Примером такой ситуации является рынок керамической плитки.
Дуополия — это ситуация, когда на данном рынке существуют только две компании, производящие продукцию с аналогичными характеристиками.
Одной из основных характеристик олигополистического рынка является то, что все участники рынка обладают значительными производственными мощностями. Это объясняется тем, что фирмы долгое время не решаются расширить производство за пределы своих конкурентов и рассматривают все возможные последствия этого.
Как правило на таких рынках все игроки стараются поддерживать постоянство цен, но это меняется только при столкновении с внезапными изменениями, такими как повышение цен на сырье или значительное увеличение налогов.
Олигополии являются важным фактором сговоров, слияний и различных экономических альянсов между производителями. Это объясняется тем, что фирмы в такой ситуации стремятся не только к конкуренции, но и к взаимовыгодному сотрудничеству, которое более выгодно, чем жесткая конкуренция.
Слияние нескольких компаний может привести к тому, что они займут значительную часть рыночного сегмента или вообще вытеснят конкурентов с рынка. Независимо от типа олигополии, она имеет ряд серьезных недостатков. Во-первых, существует высокая вероятность сговора между фирмами и высокая вероятность перехода от олигополии к монополии. На олигополистическом рынке очень трудно эффективно конкурировать, поэтому рост фирм ограничен.
Для всех участников олигополистических рынков характерно стремление к стабильности цен, что означает, что компании не стремятся продавать дешево или расширять производство, поскольку не растущие затраты компенсируются высокими ценами на их продукцию.