Файл: Структура олигополистического рынка и ее признаки 4 1 Олигополия как рыночная структура 4.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Олигополистические рынки также имеют несомненные преимущества, такие как высокие инвестиции в научно-технический прогресс и жесткая неценовая конкуренция, ускоряющая дифференциацию рынка.
-
Основные свойства и характеристики олигополии
Природа олигополий признана важной частью современной экономической стратегии, хотя она полностью противоречит законам почти всех стран мира. Олигополистический рынок относится не только к количеству компаний в отрасли, но и к количеству рыночных единиц, распространяющих продукцию в той же отрасли. Продукция может быть идентичной той, которую предлагают конкуренты (мобильные телекоммуникации), или иметь дифференцированные олигопольные характеристики (стиральный порошок).
Важнейшей характеристикой олигополии является полное или частичное отсутствие ценовой конкуренции между фирмами. Поэтому появление новых фирм на рынках олигополии практически невозможно. Этому препятствуют законодательные ограничения и очень высокий стартовый капитал.
Свойства олигополий:
На рынке доминирует небольшое число олигополистических продавцов.
Барьеры для входа очень высоки.
Решения каждой фирмы сказываются на рыночных условиях, а также подвержены влиянию решений других фирм. Поэтому вероятность сговора на олигополистических рынках очень высока.
Существует мало-заменителей для продукции олигополистических фирм.
Олигополия характеризуется наличием нескольких крупных компаний и множества покупателей, однородными или неоднородными товарами, олигополистической связью и взаимозависимостью, а также высокими входными барьерами для новых участников.
Фиксированное число фирм в секторе олигополии пока точно не определено. Наиболее распространенный диапазон – от двух до 24 фирм. Другая характеристика олигополии заключается в том, что в любом данном секторе существует по крайней мере одна доминирующая компания, которая имеет свой собственный способ действия на рынке. Если эта компания меняет цену на свою продукцию или вводит что-то новое в отрасль, конкурирующие компании вынуждены вести себя также, чтобы не потерять своих постоянных клиентов.
Следует также отметить, что к характеристикам олигополистического рынка не относятся: наличие минимальных барьеров для новых участников; продажа только дифференцированных продуктов.
Однако в большинстве случаев существуют не писаные правила и так называемые системы санкций. Такой преференциальный режим позволяет ключевым участникам рынка выявлять нарушителей условий соглашения и применять к ним санкции по согласованию с другими партнерами.
Кроме того, олигополии уделяют пристальное внимание своей ценовой политике на тех участках рынка, которыми они владеют. В большинстве случаев они не повышают цены на свои услуги или продукцию. Это невыгодно, так как клиенты могут уйти к конкурентам. Однако если они снижают цены, то другие компании, занимающие меньшее доминирующее положение на рынке, скорее всего, снизят цену на соответствующий продукт.
Из-за отсутствия полной дифференциации ценовая конкуренция в олигополистической среде часто приводит многие компании к банкротству. Это особенно актуально для небольших или недавно созданных организаций. Олигополистические области соглашения — это не только контроль цен или координация продаж в нише.
В некоторых случаях могут быть введены ограничения на доступ к потребителям. Реже такие ограничения могут быть наложены и на производство. В последнем случае воздействие может быть обеспечено путем установления жестких к вот на производство. Такие меры направлены на устранение "избыточных" производственных мощностей.
Во многих случаях олигополистическими альянсами являются крупные производители оборудования. Возьмем в качестве примера производителей самолетов Boeingи Airbus.
Другими характеристикам и олигополистических компаний являются:
Ограничения в отношении четырех компаний, лидирующих на рынке. Доля собственности не может превышать 40 процентов;
На рынке может доминировать небольшое количество фирм, предлагающих аналогичные услуги или производящих аналогичную продукцию; и
Типичные ситуации, когда поведение компании может влиять на рыночные условия. Однако на действия этой компании не могут влиять решения других членов ассоциации. Именно на этом этапе считается, что между такими организациями возникают неформальные договоренности.
Основная цель олигополии - захват определенного сегмента рынка и получение прибыли за счет снижения предельного объема услуг и товаров, продаваемых каждым участником. В результате прибыль может увеличиться в несколько раз.
Существуют кооперативные модели олигополистического поведения, которые отличаются друг от друга по нескольким параметрам и должны быть рассмотрены более подробно.
Теория Курно
Политика компании основывается на анализе собственных прогнозов динамики рынка и сравнении их с прогнозами других организаций. Они прогнозируют будущее поведение своих конкурентов, рассчитывают собственные преимущества и согласовывают объемы продукции и затраты таким образом, чтобы стабилизировать свое положение на олигополистическом рынке.
Если предыдущие попытки оказались неудачными, процесс корректируется и изменяется в нужном направлении. Таким образом, положение каждой единицы в рыночной экономике со временем стабилизируется и больше неподвержено изменениям.
Рис. 1. Модель Курно
P — цена, Q — количество продукции, MC — издержки выпуска продукции, MR — предельная выручка
Теория изгибающейся кривой спроса
Идея заключается в том, что когда происходят изменения, они сталкиваются с выбором: снизить цены, последовать за организацией или не предпринимать никаких действий. Компании предполагают, что если стоимость их продукции снизится, их конкуренты будут двигаться в том же направлении. Однако если затраты вырастут, никто не будет следовать в этом направлении.
Согласно теории изгибающей кривой спроса - равновесие практически всегда поддерживается на устойчивом уровне. В различие от монополии, цены и объемы продаж в олигополии с изогнутой кривой спроса не меняются при небольших изменениях.
Рис. 2. Модель ломанной кривой спроса
Теория игр и поведение олигополии
Фирмы все время пытаются в определенной степени максимизировать свои доходы. Наилучшая стратегия компании напрямую зависит от стратегий, выбранных другими участниками рынка. Равновесие находится только тогда, когда каждый из них выбирает стратегию, сочетающую в себе лучшие моменты из стратегий других участников.
Однако если олигополист принимает решение о выборе оптимальной для него стратегии, не обращая внимания на поведение других участников, то эта стратегия будет доминирующей. В этом случае другие участники должны будут сформулировать свой собственный курс действий, основываясь на стратегии доминирующего.
Таким образом, в соответствии этой теории, все действия компании взаимозависимы. Любая из них учитывает действия своих соперников. Равновесие находится только в том случае, если фирмы концентрируют все свои действия на достижении прибыльного производства.
Рис. 3. Теория игр и поведение олигополии
Олигополистическими отраслями в России являются добыча металлов и производство сырья. Эти отрасли сумели пережить кризис. Более того, эти отрасли всегда поддерживали развитие национальной экономики. Химическая промышленность и машиностроение (аэрокосмическое) также являются олигополистическими отраслями.
Совсем другое дело - легкая и пищевая промышленность. В обеих отраслях уже существует монополистическая конкуренция и дифференциация продукции.
В России можно упомянуть такие олигополистические организации, как Роснефть, Лукойл, Татнефть и Газпром. Стоимость нефтепродуктов на мировом рынке постоянно растет, и компании пытаются извлечь из этого выгоду, чтобы экспортировать как можно больше. Однако внутри страны продается меньше нефти, и цены на нее продолжают расти. Цены на рынке зависят от воли этих современных российских олигополий.
Таким образом, олигополия — это рыночная структура, где имеются несколько производителей. Они распространяют тождественную продукцию большому числу торговцев.
Глава 2. Олигополия и эффективность
2.1. Рыночная власть и ее источники
Рыночная власть – это способность экономических субъектов влиять на параметры рыночного равновесия в пользу собственных интересов.
Понятие доминирования на рынке приравнивается к понятию монополизм. Основными признаками того, что компания использует монопольную власть, являются завышенные цены и заниженные продажи, что приводит к тому, что население покупает меньше товаров по более высокой цене, чем при наличии конкурентных продавцов.
Рассмотрим показатели степени монопольной власти фирм.
Коэффициент Лернера рассчитывается как отношение разницы между ценой реализации продукции и предельными издержками ее производства к цене продукции:
L (P MC)/ P, (1)
где L – значение коэффициента Лернера;
Р – цена продукции;
МС – предельные издержки выпуска продукции.
Коэффициент Лернера может изменяться в диапазоне от 0 до 1. Чем выше его значение, то есть чем больше разница между ценой продукта и предельными издержками, тем больше монопольная власть компании на рынке. В условиях совершенной конкуренции, когда цена продукта равна предельным издержкам, коэффициент равен нулю. Для значительных компаний на данном рынке кривая спроса прекращается быть совершенно гибкой, и цены смещаются в сторону от предельных издержек.
Значение коэффициента Лернера также в некоторой степени связано с экономической нормой прибыли компании, которая представляет собой разницу между ценой и средними издержками. Коэффициент концентрации-это отношение оборота определенного числа крупнейших компаний (например, трех, четырех, шести или восьми компаний) к обороту сектора в целом, выраженное в процентах. Коэффициенты концентрации очень легко рассчитать, но их недостаток в том, что они характеризуют только некоторые из крупнейших компаний в секторе, а не сектор в целом.
Индекс Херфиндаля–Хиршмана рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей всех фирм определенной отрасли:
(2)
Где HHI – значение индекса Херфиндаля–Хиршмана;
S – доля фирмы в общем объеме выпуска отрасли, %;
n – количество фирм в отрасли.
Максимальное значение экспоненты наблюдается, когда рынок полностью монополизирован одним продавцом: HHI=1002 =10000.
Минимальное значение показателя равно нулю (когда число субъектов стремится к бесконечности и их доля рынка равна нулю). Если при расчете индекса доля рынка компании измеряется не в процентах, а в долях единицы, то максимальное значение индекса равно единице.
На индекс Херфиндаля – Хершмана влияют два параметра: количество предприятий в отрасли и их размер. Значение индекса уменьшается по мере увеличения количества предприятий, производящих и продающих рассматриваемый товар. Значение индекса увеличивается по мере увеличения количества предприятий в секторе и их доли в обороте.
2.2 Антимонопольное регулирование
Антимонопольное законодательство - это система регулирования, направленная на преодоление негативных аспектов монополий, связанных с властью, и обеспечение подавления свободной конкуренции и контроля над ценами.
Методами антимонопольного регулирования являются.
1) Ограничение рыночных монополий;
2) Неизменный государственный контроль;
3) Запрет монопольного ценообразования;
4)Поддержание и защита конкуренции между всеми цивилизованными предприятиями.
Антимонопольное законодательство — это юридическое выражение основных правил рыночной деятельности участников экономической деятельности, органов государственной власти и управления.
Главными целями антимонопольного закона являются обеспечение подходящих условий и стимулов для формирования конкуренции в национальной экономике, устранение всех препятствий для развития конкуренции на правовой основе, обеспечение устранения центральными органами власти и управления монополистической практики и произвола участников экономической деятельности, а также монополистической практики и нарушений правил добросовестной конкуренции.