Файл: Структура олигополистического рынка и ее признаки 4 1 Олигополия как рыночная структура 4.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основными аспектами государственной антимонопольной политики являются прямое ценовое регулирование, налогообложение и регулирование естественных монополий.
Реальная опасность такой ситуации заключается в том, что многие субъекты пытаются использовать эти различия в своих интересах. Законодательство, которое на самом деле должно ограничивать монополии и препятствовать получению ими конкурентных преимуществ, используется как дополнительный инструмент недобросовестной конкуренции.
В рамках антимонопольного регулирования поведение предприятия детально анализируется антимонопольными органами для определения степени и особенностей его влияния на конкурентную среду в отрасли.
Важное значение имеет качественный и индивидуальный анализ каждого конкретного случая. Такой анализ, с одной стороны, позволит решить конкретные существующие проблемы рынка, с другой стороны, даст представление об общей ситуации и поможет скорректировать существующее антимонопольное законодательство. Более того, учитывая деятельность ФАС, анализ может помочь улучшить и сделать более объективным процесс принятия решений в каждом конкретном случае.
Другой проблемой является отсутствие полного и всестороннего разграничения полномочий в системе государственных органов. Некоторые ведомства имеют слишком много полномочий, и качество рассмотрения ими антимонопольных дел снизилось. С другой стороны, некоторые ведомства лишены определенных полномочий и функций, которые имело бы смысл осуществлять в силу их особого характера.
Поэтому необходима серьезная перестройка системы разделения властей, но очевидно, что этот процесс может занять длительное время. Поэтому необходима серьезная перестройка системы разделения власти, но очевидно, что этот процесс может занять значительное время. Также необходимо детально оценить текущую ситуацию, чтобы уточнить ответственность и сформулировать поэтапные меры по созданию и внедрению новой системы.
Кроме того, применение антимонопольного законодательства с его ограничениями, запретами, санкциями и проблемами ставит под сомнение необходимость такой сильной системы административного контроля. Государство часто навязывает политику монополиям, и не только монополиям, но и эффективным экономическим субъектам, и ограничивает их в принятии решений. Например, закрытие предприятия запрещено законом, если только оно не нарушает прямое предписание. Но это только один пример.
В каждой области антимонопольного регулирования существуют нормы, которые тем или иным образом ограничивают экономических субъектов. Однако точность определения того, является ли экономическая единица монополистом или нет, остается спорной из-за не эффективности институтов. Учитывая эту ситуацию, очевидно, что правовые механизмы и функционирование надзорных органов нуждаются в пересмотре. Необходимо повысить эффективность органов контроля и надзора.
Российское антимонопольное законодательство кажется строгим, но не только саморегулирование является расплывчатым, но и учреждения, которые должны осуществлять надзор за ним, выполняют довольно плохую работу, часто упуская из виду умеренно или сильно монополизированные рынки [1, 4-6].
Развитие МСП является важным элементом конкурентоспособной экономики, и их развитие следует поощрять путем улучшения условий, а не ограничивать или препятствовать им. Также важно модернизировать критерии определения доминирующего положения на рынке.
Необходимо проводить различие между компаниями, которые добились доминирующего положения в результате честной конкуренции, и компаниями с уникальными конкурентными преимуществами. В российской конкурентной политике сложилась парадоксальная ситуация.
С одной стороны, государственные органы обладают большими полномочиями в области антимонопольного регулирования и всеми силами стараются обеспечить его соблюдение, но зачастую заходят слишком далеко. Например, как уже упоминалось выше, ФАС ограничивает деятельность МСП и возбуждает больше дел и обвинений против предпринимателей, занимающихся монополистической деятельностью, хотя очевидно, что МСП не могут оказывать существенного влияния на экономику.
Кроме того, существует ряд ограничений на рынке, которые не позволяют не только монополиям, но и экономическим субъектам вести бизнес в целом. Однако, несмотря на эти меры, в России по-прежнему действует большое количество монополий.
Почему так происходит, если регулирующие органы обладают столь большими полномочиями? Ответ кроется в том, как они осуществляют свои полномочия и как формулируются эти меры. Регулирующие органы не эффективны и часто используют пробелы в своих полномочиях и лазейки в законодательстве, чтобы дать определенным компаниям конкурентное преимущество. Это является серьезной проблемой для национальной системы в целом.
Таким образом, если с одной стороны государство обвиняют в использовании многочисленных административных мер для ограничения конкуренции, т ос другой стороны складывается совершенно невообразимая и причудливая ситуация, когда на рынке нет порядка, монополии действуют практически беспрепятственно и постепенно возникают новые монополистические объединения [11].
Работа Антимонопольной службы особенно важна в регулировании финансовых рынков, которые еще неполностью сформировались на новой территории Российской Федерации. Функционирование антимонопольной политики в Российской Федерации является весьма противоречивым и трудно достижимым для достижения консенсуса. Очевидно, что существует ряд проблем, требующих решения.
Антимонопольный комитет может решить, что объем предприятий может быть ограничен до 35% на рынке. Страны, где присутствует смешанная экономика выделяют 4 формы госрегулирования (рис.4).
Рис. 4. Формы государственного регулирования
Россия на протяжении много лет активно процветает, развивается и рынок, и разные сферу деятельности. Для того, чтобы она успешно процветала, нужна конкуренция. Конкуренция жизненно важна для успеха всей системы.
Таким образом, можно сделать вывод, что комплексные меры, основанные на диалектическом сочетании преимуществ и недостатков рынка, должны быть разработаны, сформулированы и реализованы с учетом текущих социальных проблем и потребностей.
2.3. Проблемы эффективности олигополистического рынка
Статистика показывает, что России удалось пережить нынешний кризис в сырьевой сфере, черной и цветной металлургии, и она явно олигополистична почти во всех секторах, от которых до сих пор зависела местная экономика. Концентрация производства в крупных компаниях составляет от 51 % до 62%. Основные подсектора химического и механического машиностроения (производство удобрений, производство автомобилей, аэронавтикаи т.д.) также, несомненно, олигополистичны [15].
Напротив, существуют сектора легкой промышленности и пищевой промышленности. В этих секторах крупные компании занимают менее 10 процентов рынка. Рыночную ситуацию в этом секторе можно смело охарактеризовать как монополистическую конкуренцию.
Конечно, количественное разграничение между олигополией и монополией в значительной степени условно. В конце концов, эти два типа рынка качественно отличаются друг от друга.
На первый взгляд, можно подумать, что теория олигополии может иметь только негативный взгляд на крупные корпорации. Однако работы многих ученых, в частности выдающегося современного американского экономиста Альфреда Д. Чандлера, лауреата Пулитцеровской премии и премии Бэнкрофта, раскрывают положительные стороны олигополистических крупных корпораций и определяют основные направления инвестиций, которые должны делать гиганты. В книге разработаны практические рекомендации.
Во-первых, существует множество доказательств того, что производительность часто возрастает, когда отрасль становится олигополией. Возьмем пример из мировой истории.
Создание Дж.Д. Рокфеллером гигантского нефтяного треста Standard Oil Trust привело к шестикратному росту цены галлона парафина (с 2,5 центов до 0,4 центов) всего за шесть лет. Аналогичным образом олигополии в сталелитейной промышленности привели к резкому падению издержек и цен в место их роста: Гигантская компания, основанная Э.Карнеги, продавала тонну железа за 68 долларов в 1880 году по сравнению с 23 долларами в1889 году.
Тот же процесс можно наблюдать и в современной России: отрасли, в которых изначально преобладали малые предприятия, сегодня быстро интенсифицируют свое производство. Вместо приватизированных предприятий на первый план выходят предприятия, "созданные из ничего", то есть изначально малые предприятия. Так происходит, например, при низком уровне цен в пивной промышленности, которая быстро превращается в олигополию.
В основе такого резкого прогресса лежит хорошо знакомая экономия от масштаба. Толчком к возникновению промышленной олигополии обычно является внезапное увеличение оптимального размера компании в результате внедрения новой технологии или продукта. Более крупные единицы обычно технологически более эффективны, чем мелкие.
Однако в той же технической точке, за пределами определенного размера, экономия от масштаба сменяется дезэкономией. Если интенсивность производства определяется только оптимальным размером завода, то на рынке будет больше мелких фирм, чем в реальности. Многие рынки будут не олигополистическими (как в реальной экономике), а монополистическими.
Таким образом, экономия от масштаба в классическом понимании не объясняет в полной мере, почему олигополистические крупные предприятия широко распространены, и поэтому является важным, но не единственным фактором их эффективности.
Проблема эффективности крупных предприятий, которая неизбежно придает рынку олигополистический характер, имеет особое значение для российской экономики. Исторически сложилось так, что российская промышленность развивалась преимущественно как крупное предприятие. Это относится к царскому периоду.
Советская экономика также характеризовалась непропорционально высокой долей крупных предприятий и значительно низкой долей малых и средних предприятий (МСП) посравнению с рыночной экономикой развитых стран. В новой рыночной экономике России появилось большое количество малых предприятий, которые частично компенсируют их дефицит. В результате доля крупных заводов в общем количестве предприятий резко сократилась. Однако почти все производственные мощности по-прежнему сосредоточены на заводах-гигантах. Российская автомобильная промышленность в 1990-х годах является классическим примером несогласованной олигополии. В стране небольшое количество независимых производителей автомобилей (около десятка) и еще меньше крупных компаний, имеющих значительное влияние на рынок. Например, существует всего три компании, производящие легковые автомобили- АвтоВАЗ, ГАЗ и АЗЛК.
Таким образом, задача российской экономики сегодня состоит не столько в том, чтобы предотвратить развитие экономики по олигополистическому сценарию, сколько в том, чтобы олигополистические компании работали эффективно и были конкурентоспособными по международным стандартам.
Заключение
Олигополия – непринужденное явление в экономике, которое можно охарактеризовать как желание организации увеличивать свою прибыль и снижать затраты. С этой целью производители соединяются в картель, могут заключить договоры, и функционируют как монополисты. Это
Это делает рынок неконтролируемым со стороны государства, и соответственно такое поведение может ограничить конкуренцию. Но тем не менее структуры олигополии содействуют быстрому формированию научно-технического аппарата, благодаря своей огромной финансовой мощи и значительному воздействию в политических кругах.
Олигополия располагает такими чертами, как: небольшое количество крупных фирм производит большую часть продукции в отрасли, ограничение контроля за ценами преобладанием взаимозависимости и наличием стратегического поведения организации, барьеры входа высоки, применяются неценовые методы конкуренции.
Важным аспектом поведения фирм в олигополии является взаимозависимость. Важно предсказать поведение конкурентов в краткосрочной и долгосрочной перспективе, поскольку олигополистические фирмы могут потерять свое конкурентное преимущество, если они по отдельности решат изменить цены. Возможно подметить, что чем больше компаний выходит на олигополистический рынок, тем ближе рынок к рынку совершенной конкуренции.
Появление современных российских олигополий стало важным элементом развития российского рынка, который претерпел значительные изменения в 1990-х годах. Большинство российских олигополий являются "преемниками" крупных советских предприятий. Они качественно изменили свое социально-экономическое содержание при формальном сохранении содержания своей деятельности.
На нынешнем этапе развития российской экономики олигополии в сырьевой и тяжелой промышленности, занимающие большие доли рынка в своих отраслях, являются опорой государства и основным источником налогов.
Государству необходимо содействовать эффективной работе и конкурентоспособности олигополий и следить затем, чтобы региональные рынки не становились монополиями и не выходили из-под контроля.