Файл: Курсовая работа по учебному курсу Теория государства и права (наименование учебного курса).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Институт права

(наименование института полностью)
Кафедра /департамент /центр_________Уголовного права и процесса______________

(наименование кафедры/департамента/центра полностью)

40.05.02 Правоохранительная деятельность

(код и наименование направления подготовки, специальности)

Оперативно-розыскная деятельность

(направленность (профиль) / специализация)


Курсовая работа

по учебному курсу

«Теория государства и права»

(наименование учебного курса)


на тему «Функции государства»


Группа ПДсз-1601б



Студент

Д.С. Анипер

(И.О. Фамилия)




Руководитель


(И.О. Фамилия)









Тольятти 2021

Оценка:______________

Дата: ______________

(подпись руководителя)





Содержание





Введение 3

Глава 1. Понятие и содержание государства 5

Глава 2. Функции государства в современной России 12

2.1. Понятие, классификация и виды функций государства 12

2.2. Социальные функции Российской Федерации на современном этапе развития 17

Глава 3. Социальная сущность современного государства 20

3.1. Социальное назначение современного государства 20

Заключение 22

Список использованной литературы 24


Введение



Современный этап развития характеризуется значительным влиянием, оказываемым проблемами жизнедеятельности общества, такие как демографические, прочие глобальные проблемы, включающие экологические проблемы. Необходимым и актуальным является вопрос сохранения опыта в данной сфере.


Актуальность настоящего исследования заключается в стремлении ответить на вопрос, который касается условий, проблем жизнедеятельности общества, а так же социального назначения и рассмотрение основных функций государства.

Вопросы о функциях и основном назначении государства является центральным в правовой литературе и дискуссионным в общественном сознании, так как затрагивает интересы значительного числа слоев населения. Подобного рода факт свидетельствуют об особой актуальности настоящего исследования.

Предмет настоящего исследования представлен общественными отношениями, которые осуществляются в аспекте реализации основных функций государства, деятельности такового, а так же общественные отношения, складывающиеся по поводу правового регулирования осуществляемой государством деятельности.

Объектом настоящего исследования выступают функции государства на современном этапе, их назначение на современно этапе.

Цель настоящего исследования проявляется в полном раскрытии понятия функций государства, его назначения.

Для достижения вышеуказанной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:

- определение сущности государства;

- определение государства в социальном аспекте;

- определение функций государства;

- определение социальных функций государства на настоящий момент;

- анализ социальной основы государства;

- рассмотрение механизмом реализации социальных задач государства.

Анализу подобной темы исследования посвящены многочисленные исследование таких авторов, как М.И. Байтиной, В.В. Лазарева, А.В. Малько, В.С. Петровой, С.И. Нефедова, Б.Ю. Цивадзе, А.В. Клименко и прочие.

Нормативной основой настоящего исследования выступает Конституция Российской Федерации[1].

Методологическая основа настоящего исследования представлена общенаучными, частнонаучными, специальными методами познания.

Структура настоящей курсовой представлена введением, тремя главами, заключением и списком использованных источников.

Глава 1. Понятие и содержание государства



    1. Сущность государства



В самом общем виде под сущностью государства необходимо понимать совокупность характеристик

, связей и закономерностей, которые присущи таковому социальному явлению.

Государство характеризуется сложным явлением. Определение термина государства дается различными политическими мыслителями, учеными, через выделение основных признаков государства.

В правовой науке существует широкая и узкая трактовка исследуемого социального явления. В широком смысле государства представляет собой организованное общество, в узком смысле – это управляющая организация, которая управляет обществом.

Иную трактовку предпринимает А.С. Пиголкин, который определяет государство в общесоциальном и классовом смысле.

Классовый подход к определению государства сводится к представлению такового в аспекте машины для подавления классов, навязывание воли господствующего класса. Данным подходом характеризовался рабовладельческий, феодальный, буржуазный тип государства, в последующем менялись сущностные характеристики государства.

Общесоциальный подход предполагает определение государства в аспекте средства достижения компромисса в обществе. Государство должно предпринимать меры направленные на предотвращение возникновения различных конфликтов и противоречий.

Современное общество характеризуется неоднородностью в своем составе, включает различные группы с разрозненными не взаимоисключаемыми интересами. Современное общество характеризуется различными социальными группами, интересами, удовлетворение которых происходит не в ущерб иным социальным слоям. Основной задачей современного государства выступает поиск возможностей для удовлетворения максимального числа интересов социальных групп, исключая противоречия между ними.

Общесоциальное, либо классовое проявление сущности государства выражается в большей или меньшей степени, вне зависимости от исторического развития самого государства.

Сущность государства определяется тремя ключевыми моментами, которыми характеризуется государство:

- государственной властью;

- суверенитетом;

- политическим режимом.

Смысл государства определяется осуществлением власти в обществе. Под властью необходимо определять реальную возможность проведения в жизнь общества своей воли, подчинять таковую. Характеристика сущности государства в аспекте претворения власти в массы не является исчерпывающей. Власть должна дополняться суверенностью, под которой следует понимать специфику осуществляемой государственной власти, а так же политическим режимом, определяющий метод осуществления данной власти. Совокупность данных характеристик дает возможность раскрыть сущность самого государства[2, c. 139].


Отождествление государственной власти с государством очень часто проводится без выделения определенных различий.

Вопросы отождествления двух данных явлений мало изучены и нет однозначного решения в аспекте данного вопроса. Одними учеными государственная власть отождествляется с государством в аспекте материализации таковой в государственные органы. Другими учеными обосновывается позиция, в соответствии с которой данный социальные явления соответствуют как форма и содержание. Третьими выделяют отождествление через признаки государства, иные утверждают, что государство есть средство осуществления государственной власти и прочее.

В узкой трактовке государство рассматривается в качестве политической организации, которая функционирует в жизни общества. Данная организация подразделяется на систему органов, которые осуществляют государственную власть.

Общественная власть различна. Корпоративная власть, т. е социальная власти частичного характера присуща различным объединениям. Подобного рода власть не обладает политическим характером. Данную власть целесообразно характеризовать как власть объединения над членами последнего.

Социальная власть общего характера представлена публичной властью общества, которая действует организованно в обществе. Публичная власть обладает политическим характером, так как связывается с существованием некоего ассиметричного общества.

Разновидностью публичной власти является государственную власть. Данная власть относится к органам государства, должностным лицам, осуществляемая на основании законов государства.

В вышерассмотренном аспекте государственная власть представлена содержанием государства, тогда как органы государства есть внешняя форма осуществления власти. Государство есть единство содержания и формы[3, c. 39].

Под суверенитетом необходимо определять свойство государственной власти, которое отличает последнюю от иных видов власти.

Суверенитет есть политико-правовое свой самой государственной власти, выраженной в верховенстве таковой внутри страны, которая независима от иной власти за пределами таковой.

Характеристика суверенитета обладает внутренней и внешней стороной. Внутренний суверенитет определяется тем фактом, что он независим от власти иной, внутри страны, т.е власти каких-либо политических партий и общественных организаций. Внутренний суверенитет характеризуется свойствами государства, в числе которых:


- свойство универсальности;

- свойство прерогативы;

- законодательное право;

- правосудие

Таким образом, внешний суверенитет есть независимость государственной власти от иной, за пределами страны. Проявляется подобный аспект в том, что:

- государственная власть обладает свойством, в соответствии с которым она самостоятельно проводит внешнюю политику в массы, строит взаимоотношения с иными государствами;

- запрет на прямое вмешательство во внутренние дела государства;

- право самостоятельного создания межгосударственных объединений, обладает правом на вступление и выхода в данные объединения, межгосударственные союзы;

- право на обеспечении собственной территориальной целостности и неприкосновенности;

- право на взаимоотношения с иными государствами по различному роду вопросам[4, c. 39].

Суверенитет современного государства ограничивается за счет необходимости соблюдения неотчуждаемых и естественных прав человека, необходимости соблюдения международных договоров.

В правовой науке политический режим определяется по-разному. Французский политолог Ж.Л Кермонн, дал наиболее удачное и полное определение, на наш взгляд, политический режим, в его исследованиях представляется совокупностью элементов идеологического, социологического порядка, который способствует формированию политической власти в стране.

Таким образом, политический режим характеризуется многоплановой категорией, имеющий ряд динамических аспектов политической деятельности общества.


1.2 Государство как социальный институт


Рассматриваемый вопрос целесообразно начать с изучения определения социологической методологии. Социальный институт представляет собой механизм, благодаря которому обеспечивается солидарность, согласие в социуме. О. Конт социальные институты, такие как институт семьи, государство, религию в аспекте включения таковых в процесс социальной интеграции, где исполняются функции последних.

Г. Спенсер подробно изучал данную проблему, которая была связана с реализацией социальных институтов. По его мнению, социальные институты позволяют индивиду преобразоваться в социальное существо, обладающее способностями к взаимодействию. Вышеназванный ученый изучал различные социальные институты, но обосновывал, что там, где имеются политические институты, способные к обеспечению потребностей обороны, обладают большим успехов.