Файл: Курсовая работа по учебному курсу Теория государства и права (наименование учебного курса).docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и содержание государства
Глава 2. Функции государства в современной России
2.1. Понятие, классификация и виды функций государства
2.2. Социальные функции Российской Федерации на современном этапе развития
Глава 3. Социальная сущность современного государства
Э. Гидденс, в свою очередь определял, что социальные институты представляю собой скрепы, которые впоследствии цементируют социальную жизнь в обществе.
А.А. Грицанова под социальным институтом понимает некий механизм, с помощью которого обеспечивается набор социальных отношений, практик людей, таких как институт брака, семьи. Выделяются наиболее важные социальные институты, в числе которых так называемые формальные институты, которые в обличенной форме издают нормативно-правовые акты, в числе таких социальных институтов государство. Институт государства охватывает как политическую, так и иные сферы общественной жизни, в числе которых социальная, экономическая и прочие сферы[15, c. 32].
Ф.И. Шарковым обосновывается позиция, в соответствии с которой государство представляет собой социальный институт организации людей, жизнь которых организовывается путем удовлетворения общественных потребностей. Государство представляет собой социальный институт, который реализует принуждение к исполнению социальных норм. Государство обладает определенной целью деятельности, функциями, которые обеспечивают достижение подобного рода цели, обладает определенной ролью в зависимости от типа государства.
И.И. Грунтовский определяет, что государство немыслимо, без применения ограничений в отношении части общества за действия, осуществляемые в разрез с нормами морали.
Государство, как социальный институт по сравнению с иными институтами имеет в своем арсенале широкий спектр инструментов, направленных на достижение положительного социально-значимого результата для всего общества. Именно государство обладает правом властного насилия, которое не принадлежит иным социальным институтам.
Государству в роли социально-политического института присущи такие черты, как монополия на осуществление власти, монополией регулировать общественные отношения, в том числе с помощью применения вооруженной силы в лице исполнительной власти, а так же монополией на правовое разрешение различного рода споров, в лице судебной власти.
Одним из основных носителей политической власти является государство. Государство осуществляет принудительное регулирование, а так же контроль над теми социальными процессами, которые формируются, осуществляются в обществе, с целью стабилизации последнего. Государство осуществляет регуляцию статусов, ролей, санкций в обществе. Государство представляет исторически сложившуюся систему социальных установок, влияющих на иные сферы общественной жизни.
Таким образом, можно выделить основные признаки государства:
- государство обладает властью, осуществление которой проистекает от специально созданных государственных органов;
- государство создает правовые нормы, установления обязательные для всех членов общества;
- государство обладает определенной территорией, отделенная определенными рамками, где осуществляется власть;
Структура государства имеет в своем составе определенные социальные институты, такие как народное представительство, которое осуществляет власть на территории государства[11, c. 23]. В нашей стране народным представительством выступают институты президента, муниципального самоуправления и прочее.
Глава 2. Функции государства в современной России
2.1. Понятие, классификация и виды функций государства
В правовой науке по настоящее время, не сформировалось единой точки зрения в определении термина «функция государства». Так, самым распространенным пониманием является определение функции государства в аспекте основного направления деятельности последнего, где выражается сущность, социальное назначение такового. Функция государства есть определенное направление, которое проявляется в осуществлении деятельности государства в ходе решения определенных задач.
Д.Ю. Цивалидзе в своих исследованиях отмечает, что функция есть направление деятельно государства, связанное с изменением направлений, либо сохранении курса политики государства.
С.А. Комаров, в свою очередь отмечает, что функция государства есть основное направление, либо сторона деятельности государства, т.е практическая деятельность, обладающая политическим и социальным характером.
Анализ двух вышеуказанных мнений позволяет сформировать единое понимание, что под функций государства целесообразно понимать направление деятельности такового, либо содержание деятельности государства в рамках определенных направлений. А.Б. Венгеров акцентирует своё внимание на том факте, что функция государства должна рассматриваться в аспекте, как предмет и содержание осуществляемой деятельности государства в рамках одного, определенного направления. Следует, не согласится с подобного рода определением.
Понимание функций государства в аспекте лишь направления деятельности лишает право на рассмотрение реализации таковых, по причине, что невозможно осуществление направления какой-либо деятельности. Осуществление возможность деятельности в рамках определенных направлений.
Во-вторых, подобного рода понимание функций государства не дает право на реализацию таковой в аспекте уже существующей в государстве деятельности. В случае, если государством не осуществляется деятельность в определенном направлении, объективной необходимом, нет и соответствующей функции государства. В случае отсутствия деятельности, отсутствуют и само направление деятельности.
Функция есть основное, главное направление деятельности государства. Лишь узловое направление деятельность является функцией государства. В иных случаях категория «функция государства» теряет свой теоретический и практический смысл, наличествует лишь умозрительный, спекулятивный смысл. Согласившись с данным мнение, необходимо признать и тот факт. Что наличествует не основные направления деятельности государства, которые не являются функциями последнего. Категория «основные», «главные» обладают оценочным характером, следствием выступает размытое определение термина «функция государства». Подобного рода факт не отрицает и сторонник подобного определения.
В правовой науке так же предпринимаются попытки определения функций государства в аспекте социального назначения, отождествления таковых. И.С. Самощенко предлагает рассматривать функции государства в аспекте социального назначения государства внутри и вне страны. С подобной трактовкой трудно согласится, по причине того, что социальное назначение государства само собой проявляется в наличии определенных функций. Однако, сама функция государства не отождествляется с социальным назначением последнего. Функция государства независима от социального назначения государства. Государством может осуществляться и несвойственная для него функция, исходя из функций, которые изначально не были возложены на него. Функция государства зависит от условий существования государства, так как оно представлено динамической системой, осуществление управление обществом в определенных условиях. Условия функционирования государства классифицируются в зависимости от внешних и внутренних факторов. К подобного рода факторам можно относить явления, процессы, которые происходят внутри общества, либо извне. Воздействие рассматриваемых факторов может быть положительным, так и отрицательным. Наличие функций государства, предопределяют необходимо осуществления и постановки определенных задач. Задачи, которые осуществляет государство, носит объективный характер, не решение, либо неэффективное решение задач приводит к неблагоприятным последствиям. Иной важной чертой государства является динамизм. При изменении условий, в котором существует государство, меняются и задачи, решение которых требует незамедлительный характер, в связи с этим может происходить исчезновение, видоизменений функций государства.
Проблема определения понятия «функции государства» Л.И. Загайновым, Н.В. Черноголовкиным решается в том аспекте, что имеет место двойственной природы данного термина, так как с одной стороны функция есть способность к деятельности, с другой, как реализация подобной способности. В данном аспекте «функция государства» есть потенциальный момент и одновременно реальная деятельность государства. Подобного рода дуализм находит свое отражение в определении данного термина. Определение функции государства в аспекте направления и стороны деятельности государства, по нашему мнению, является неудачным, по причине не ясности в чем же тогда заключается различие между стороной деятельности и направлением деятельности государства. Необходимо согласиться о двойственной природе «функций государства», но в ином представлении.
Вышеизложенное позволяет дать однозначное определение, в соответствии с которым под функцией государства необходимо понимать обусловленную сущностью государства, способность последнего к деятельности, осуществляемой в определенном направлении, которая реализуется в условиях существования определенных задач, решение которых необходимо для достижения определенного результата.
Значимость классификации, осуществляемых государством функций важно, так как является предпосылкой научного анализа. На текущий момент нет однозначной классификации функций государства. Следует согласится с тем, что в основу классификации необходимо вкладывать существенные признаки, которые носят объективный характер.
В рамках настоящего исследования необходимо выделять классификацию функций государства по таким основаниям:
- причинам возникновения данных функций государства:
а) функции, возникшие в результате классовых противоречий;
б) функции, которые проистекали в результате формирования потребностей общества;
Данные функции подразделяются по времени их действия на постоянные, которые осуществляют постоянно государством, с момента его возникновения и временны, осуществление которых происходит в процессе возникновения специфических условий существования государств[6, c. 382].
Так же подразделение функций государства можно проводить по осуществляемой власти, т.е на законодательные функции, управленческие и судебные. Подобного рода классификации показывает механизм реализации осуществляемой государственной власти.
Реализация вышеуказанных функций проводится не одним, а совокупностью органов, которые принадлежат определенной вести власти.
Венгеров А.Б. отмечает, что подобного рода классификация не получает признание у ряда ученых, так как это не функции государства, а определенной ветви власти.
Функции государства – это деятельность государство в целом, определяемая единством политической, территориальной и структурной организацией.
Л.И. Спиридонова определяет, что государством обладает генеральной функций, т. е реализация общих дел, определяемых объективным предпосылками существования общества.
Современное государством на настоящий момент характеризуется отсутствием жестокой классовой организацией. Именно по данной причине нецелесообразно классификация функция на классовые и общесоциальные.[5, c. 32].
Научно-обоснованным является подразделение функций на внутренние и внешние, что позволяет определить их объем и содержание, значимость. Подобного рода подразделение помогает осознать предмет, содержание деятельности государства не только внутри страны, но и за ее пределами.
Единство мнения в подобного рода подразделении, однако, не привело к единому выделению перечня внешних, внутренних функций государства.
Многие ученые к внешним функциям относят оборону страны, обеспечения мира на территории государства, сотрудничество и развитие международных связей со странами СНГ. К внутренним функциям относятся экономические, социальные, финансовые, экологические и прочие функции.
Характеризую политическую функция необходимо отметить, что все, осуществляемые государством функции носят политический характер, благодаря чему существуют государственные органы, через которые претворяется данная функция, обеспечивается народовластие.
Население страны на настоящий момент, обладает возможность контролировать осуществление государственной власти, реализацию принятых ими решений. Обеспечение народовластия проистекает в следующих аспектах:
а) волеизъявление народа проистекает в законотворческой и иных государственных решениях;
б) определение правового положения территорий, управление последними;
в) создание необходимых условий для самоуправления народы, формирования демократического гражданского общества.
2.2. Социальные функции Российской Федерации на современном этапе развития
Социальные функции обладают многогранным содержанием. Главное назначение социальной функции заключается в обеспечении занятости трудоспособного населения с одновременном осуществление социальной защиты нуждающихся слоев населения[10, c. 2].