Файл: Особенности ценообразования на продукцию горных предприятий ( Система цен и их классификация).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Экономическая сущность цен и ценовая политика предприятия
1.1. Понятие цены и функции цен в рыночной экономике
1.2 Система цен и их классификация
1.3 Ценﮦообрﮦазующие факторﮦы и ценﮦовая политика нﮦа прﮦедпрﮦиятия
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ООО «БАУМОЛЛ»
2.1 Общая характеристика ООО «Баумолл»
2.2 Анализ финансового состояния ООО «Баумолл»
2.3 Анализ ценообразования ООО «Баумолл»
2.3 Разработка мероприятий по совершенствованию ценообразования в ООО «Баумолл»
Высшим органом управления ООО «Баумолл» является общее собрание участников. Общее собрание участников вправе решать любые вопросы, касающиеся деятельности общества. Все участники имеют право присутствовать на общем собрании участников, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений. Единоличным исполнительным органом ООО «Баумолл» является директор, избираемый общим собранием участников на срок два года. Директору подчиняются руководители отдельных подразделений, которым, в свою очередь, подчиняются штатные работники соответствующих отделов.
Рисунок 2.1. - Динамика продаж ООО «Баумолл» за период 2009-2011 г.г.
Товарные группы ООО «Баумолл» можно разделить на два основных сектора: строительно-отделочные материалы и товары для дома. По диаграммам объема продаж строительно-отделочных материалов (см. рис. 2.2) и товаров для дома (см. рис. 2.3) можно сделать вывод, что основную долю в объеме продаж ООО «Баумолл» занимают следующие товарные группы, из строительно-отделочных материалов: напольные покрытия, обои, лакокрасочные материалы, электроинструмент, электротовары, из товаров для дома: сад-огород, хозтовары, культурно-бытовые. Меньшую долю в объеме продаж занимают товарные группы: монтаж стен, потолков, отделка потолка, сантехника, бытовая химия, автотовары. Все товарные группы нарастили свои объемы продаж в 2011 году по сравнению с предыдущими годами. Уменьшение объема продаж наблюдается в 2010 году в товарной группе сад-огород, это произошло в результате уменьшения площади отдела.
2.2 Анализ финансового состояния ООО «Баумолл»
Финансово-экономический анализ представляет собой процесс, основанный на изучении данных о состоянии предприятия и результатах его деятельности в прошлом и настоящем, а также для определения направлений, по которым нужно вести работу по улучшению этого состояния.
Используя данные бухгалтерского баланса ООО «Баумолл» за три года, строим агрегированный баланс (Приложении 6). При анализе баланса отметим, что величина валюты баланса, по сравнению с данными на 31.12.2009, увеличилась на 37,56%, а по сравнению с данными на 31.12.2010 г. валюта баланса снизились на 0,75%, что в абсолютном выражении составило -1288,00 тыс. руб.. Таким образом, в отчетном периоде валюта баланса находится на уровне 170366,00 тыс. руб. Основные технико-экономические показатели деятельности ООО «Баумолл» и их изменения за три года представлены в таблице 2.1.
Выручка от реализации по сравнению с базовыми периодами увеличилась (на 19 388,00 тыс. руб. за 2010 год и на 27 707,00 тыс. руб. за 2011 год.). Темп прироста 2011 года к 2010 году составил 10,64%, к 2009 - 19,54%.
Валовая прибыль на 31.12.2010 г. составляла 82 169,00 тыс. руб. За 2010 год она снизилась на 3887,00 тыс. руб., за 2011 год на 4 557,00 тыс. руб., что следует рассматривать как отрицательный момент, и на 31.12.2011 г. составила 77 612,00 тыс. руб.. Темп прироста 2011 года к 2009 составил -9,81%, к 2010 - -5,55%.
Показателем снижения эффективности деятельности предприятия можно назвать более высокий рост себестоимости по отношению к росту выручки. Темп роста себестоимости за последний год составил 18,10 %, в то время как темп роста выручки составил 10,64 %.
Следует отметить высокий уровень коммерческих расходов в структуре отчета о прибылях и убытках организации, которые ООО «Баумолл» снижает ежегодно, что наблюдается в динамике. Темп снижения в 2011 по сравнению с 2009 составил 10,26%, по сравнению с 2010 - 5,36%. В организациях, осуществляющих торговую деятельность по статье коммерческие расходы могут быть отражены расходы по обычной деятельности, в частности, следующие расходы (издержки обращения): на перевозку товаров; на оплату труда; на аренду; на содержание зданий, сооружений, хранению товаров; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы. В торговой организации управленческие расходы могут включатся в издержки обращения и показываются по статье "Коммерческие расходы" отчета о прибылях и убытках.
Таблица 2.1. - Основные технико-экономические показатели ООО «Баумолл» за 2009-2011гг.
НаименованиеГодАбсолютное отклонение, тыс.руб. (+/-)Темп прироста, %2009201020112010/20092011/20102011/20092011/201012345678Выручка, тыс. руб.240995,00260383,00288090,0019388,0027707,0019,5410,64Себестоимость продаж, тыс. руб.154939,00178214,00210478,0023275,0032264,0035,8418,10Валовая прибыль (убыток), тыс. руб.86056,0082169,0077612,00-3887,00-4 557,00-9,81-5,55Коммерческие расходы, тыс. руб.85956,0081505,0077137,00-4451,00-4368,00-10,26-5,36Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.100,00664,00475,00564,00-189,00375,00-28,46Прочие доходы, тыс. руб.181788,00281329,00246250,0099541,00-35 079,0035,46-12,47Прочие расходы, тыс. руб.180954,00281500,00246289,00100546,00-35211,0036,10-12,51Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб.934,00493,00436,00-441,00-57,00-53,31-11,56Чистая прибыль (убыток), тыс. руб.920,00408,00362,00-512,00-46,00-60,65-11,27Среднесписочная численность персонала, человек133,00145,00148,0012,003,0011,282,07Среднегодовая выработка одного работника, тыс.руб./чел.1811,991795,741946,55-16,25150,817,438,40
В ООО «Баумолл» большой удельный вес имеют прочие доходы и расходы. При этом в 2010 году прочие доходы и расходы увеличились по сравнению с 2009 годом, а в 2011 году, напротив, наблюдается тенденция к их снижению.
Прибыль от продаж на 31.12.2011 г. составляла 475,00 тыс. руб. За 2010 год она выросла на 564 тыс. руб., а за период 2011 года она снизилась на 189,00 тыс. руб., что следует рассматривать как отрицательный момент (темп прироста 2011 года относительно 2009 составил 375%, темп падения 2011 относительно 2010 составил 28,46%).
Прибыль до налогообложения изменяется за счет доходов и убытков по прочим доходам и расходам. Темп падения в 2011 году относительно 2009 года составил 53,31%, относительно 2010 г. - 11,56%.
Чистая прибыль за 2011 год сократилась на 46,00 тыс. руб. по сравнению с 2010 годом и на 512,00 тыс. рублей по сравнению с 2009 годом, (темп падения чистой прибыли относительно 2009 года составил 60,65%, относительно 2010 года -11.27%).
Среднесписочная численность персонала ежегодно увеличивается, темп прироста 2011 года к 2009 составил 11,28%, к 2010 - 2,07%. Показатель среднегодовой выработки с увеличение числа работников в 2010 году на 12 человека уменьшился, а с увеличением объема продаж в 2011 году и незначительном увеличении штата увеличился. Темп прироста 2011 года к 2009 составил -7,43%, к 2010 - 8,40%.
Рентабельность - показатель эффективности единовременных и текущих затрат. В общем виде рентабельность определяется отношением прибыли к единовременным или текущим затратам, благодаря которым получена эта прибыль.
Динамика показателей рентабельности ООО «Баумолл» представлена в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Динамика показателей рентабельности
НаименованиеЗначение по годамАбсолютное изменение (+/-)2009 год2010 год2011 год2010/20092011/2010123456Рентабельность продаж, %0,040,260,160,22-0,09Рентабельность собственного капитала, %45,3016,7012,9-26,68-4,38Рентабельность активов, %0,730,230,21-0,50-0,02
Из таблицы видно, что за анализируемый период значения большинства показателей рентабельности либо уменьшились, либо остались на прежнем уровне, что следует рассматривать как негативную тенденцию.
Рентабельность продаж - показатель финансовой результативности деятельности организации, показывающий какую часть выручки организации составляет прибыль. Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики <#"justify">Коэффициент рентабельности активов (экономическая рентабельность) характеризует - уровень прибыли, создаваемой всеми активами предприятия, находящиеся в его использовании согласно балансу. В ООО «Баумолл» данный показатель рентабельности снизился на0,50 за 2010 год, и на 0,02 за 2011 год.
Анализ ликвидности баланса по относительным показателям за весь рассматриваемый период представлен в таблице 2.3.
Таблица 2.3 - Анализ ликвидности баланса по относительным показателям
Показатель2009 г.2010 г.2011 г.1234Коэффициент абсолютной ликвидности 0,230,210,05Коэффициент промежуточной (быстрой) ликвидности0,300,240,08Коэффициент текущей ликвидности0,951,010,76
Значение показателя абсолютной ликвидности на конец анализируемого периода находится ниже нормативного значения (0,2), что говорит о том, что значение коэффициента достаточно низкое и предприятие не в полной мере обеспечено средствами для своевременного погашения наиболее срочных обязательств за счет наиболее ликвидных активов.
Нормативное значение показателя коэффициент промежуточной (быстрой) ликвидности - 0,6-0,8, означающее, что текущие обязательства должны покрываться на 60-80% за счет быстрореализуемых активов. Показатель промежуточной (быстрой) ликвидности ООО «Баумолл» все три года находился ниже нормального уровня и наблюдается его снижение.
Коэффициент текущей ликвидности и на начало, и на конец анализируемого периода находится ниже нормативного значения 2, что говорит о том, что значение коэффициента достаточно низкое и предприятие не в полной мере обеспечено собственными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств.
Традиционные подходы к анализу финансовой устойчивости предполагают ее оценку с использованием относительных показателей, которые приведены в таблице 2.4.
Таблица 2.4 - Анализ финансовой устойчивости по относительным показателям
Показатель Значение по годамАбсолютное изменение (+/-)2009 год2010 год2011 год2010/20092011/2010123456Коэффициент автономии0,020,010,02-0,010,00Коэффициент отношения заемных и собственных средств (финансовый рычаг)59,9869,3859,829,4-9,56Коэффициент маневренности-3,150,48-12,83,63-13,28Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными средствами-0,080,01-0,360,09-0,37
Показатель "Коэффициент автономии" на 2011 год составил 0,02. Это ниже нормативного значения (0,5), при котором заемный капитал может быть компенсирован собственностью предприятия.
Показатель "Коэффициент отношения заемных и собственных средств (финансовый рычаг)" за анализируемый период снизился на 9,56 и на 31.12.2011 г. составил 59,82. Чем больше этот коэффициент превышает 1, тем больше зависимость предприятия от заемных средств.
Показатель "Коэффициент маневренности" за анализируемый период снизился и на 31.12.2011 г. составил -12,8. Это намного ниже нормативного значения (0,5). Коэффициент маневренности характеризует, какая доля источников собственных средств находится в мобильной форме
Показатель "Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными средствами" за 2010 год снизился на 0,37 и на 31.12.2011 г. составил -0,36. Это ниже нормативного значения (0,6-0,8). Предприятие испытывает недостаток собственных средств для формирования запасов и затрат, что показал и анализ показателей финансовой устойчивости в абсолютном выражении.
Подводя итог, следует отметить, что за период 2009 - 2011 гг. ключевыми стали следующие моменты:
- Рассмотрев динамику изменения финансово-хозяйственных результатов деятельности ООО "Баумолл", можно сказать, что за анализируемый период в целом ее можно назвать негативной, за счет снижения чистой прибыли. Положительная тенденция наблюдается лишь в увеличении объемов продаж, но темпы роста себестоимости опережают темпы роста выручки.
- Динамику изменения актива баланса за рассматриваемый период можно назвать положительной за период 2010 года, и отрицательной за период 2011 года за счет увеличения и уменьшения валюты баланса.
- За анализируемый период значения большинства показателей рентабельности либо уменьшились, либо остались на прежнем уровне, что следует рассматривать как негативную тенденцию.
- Показатели ликвидности ниже своих нормальных значений, это означает, что предприятие не в полной мере обеспечено собственными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств и своевременного погашения срочных обязательств.
- Анализ финансовой устойчивости предприятия в динамике показывает снижение финансовой устойчивости предприятия.
Для успешного обеспечения своей деятельно ООО «Баумолл» не обходимо пересмотреть стратегию и политику своей деятельности. ООО «Баумолл» является торговой организацией, поэтому одним из способов увеличения показателей рентабельности, оборачиваемости, ликвидности и эффективности деятельности является анализ и совершенствование ценообразования в организации. С помощью правильных решений по ценообразованию у организации есть возможность укрепить свою финансовую устойчивость и повысить уровень своих доходов.
2.3 Анализ ценообразования ООО «Баумолл»
ООО «Баумолл» является организацией розничной торговли. Ценообразование выступает главным инструментом при осуществлении продаж товаров в торговле. Основным решением в политике ценообразование является установление розничной цены на товар.