Файл: Факторы, влияющие на качество и конкурентоспособность товаров.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Факторы, формирующие качество и конкурентоспособность товаров
1.2 Сырье, как основополагающий фактор, формирующий качество пищевых товаров
Глава 2. Оценка качественных характеристик образцов продукции
2.1 Характеристика исследуемых образцов
2.2 Анализ содержания маркировки и упаковки продукции.
2.3 Результаты оценки качественных характеристик и конкурентоспособности образцов
2.2 Анализ содержания маркировки и упаковки продукции.
Что бы дать образцам оценку соответствия маркировки согласно ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», построим таблицу 6, в которой приведём реальную характеристику маркировки образцов молочной продукции.
Таблица 6
Результат проверки, нанесенной маркировки на исследуемые образцы
Требования к маркировке упакованной пищевой продукции |
«Вологжанка» |
«Искренне Ваш» |
---|---|---|
Наименование пищевой продукции |
Молоко отборное пастеризованное |
Молоко пастеризованное «Отборное» |
Состав пищевой продукции |
Цельное молоко, обезжиренное молоко |
Цельное молоко |
Количество пищевой продукции |
970 мл |
930 мл |
Дату изготовления пищевой продукции |
18.02.20 |
16.02.20 |
Срок годности пищевой продукции |
11 дней |
15 дней |
Условия хранения пищевой продукции |
Хранить при температуре от 0 °C до 4 °C |
Хранить при температуре 4±2 °C |
Наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции |
Россия, 160017, Вологодская область, Г. Вологда, Пошехонское шоссе, 14 |
Россия, 171290, Тверская обл., Конаковский район, с. Дмитрова Гора |
Показатели пищевой ценности пищевой продукции |
Белки – 2,8 Жиры - 3,2 Углеводы - 4,7 |
Белки – 3,0 Жиры – 3,4 Углеводы – 4,7 |
Сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов |
Без добавления консервантов и красителей |
Без консервантов Без сухого молока и растительных жиров |
Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза |
Указан |
Указан |
Образец «Вологжанка» разлит в картонную коробку литражом 970 миллилитров, в свою очередь, образец «Искренне Ваш» разлит в пластиковую бутылку, литражом 930 миллилитров.
Важным атрибутом конкурентоспособности товара, является дизайн и форма упаковки. Проведя опрос среди 10 потребителей молочной продукции, основываясь на их ответах, можно сделать вывод, что молоко, разлитое в пластиковую бутылку удобнее и практичнее, чем молоко, разлитое в картонный пакет.
Образец молочной продукции «Вологжанка» (рису. 1) разлит в картонный пакет и имеет яркий дизайн с синими и красными цветами на фоне белой упаковке. Из-за дизайна, привлекающего к себе внимание, большинство опрошенных посчитали, что молоко не самого лучше качества, так как большинство производителей дешевого молока, прячут не качественный продукт за внешне привлекательной упаковкой.
Рисунок 1. Дизайн и упаковка образца «Вологжанка»
Образец молочной продукции «Искренне Ваш» (рис. 2) разлит в пластиковую бутылку и имеет минималистический дизайн как у большинства успешных на рынке образцов, например как у молока «Простоквашино»
Рисунок 2. Дизайн и упаковка образца «Искренне Ваш».
Опрос показал, что дизайн и упаковка, очень важны для конкурентоспособности товара. Все 10 опрошенных, отдали предпочтение упаковке образца «Искренне Ваш».
Обе упаковки соответствуют Техническому Регламенту Таможенного Союза[7], но для обычного потребителя, при первичном выборе товара, ключевую роль играет дизайн упаковки, а уже в дальнейшем – вкус, качество и другие весомые показатели.
2.3 Результаты оценки качественных характеристик и конкурентоспособности образцов
Что бы дать оценку качественным характеристикам образцам молочной продукции, необходимо провести химический анализ выбранных образцов.
В рамках исследования были проанализированы протоколы оценки физико-химических показателей аналогичных образцов сметаны, проведенного в сертифицированной лаборатории независимой организации Росконтроль (табл. 7).
Таблица 7
Сравнение образцов молочной продукции с требованием ГОСТ 31450-2013 «Молоко питьевое. Технические условия (с Поправкой)»[8]
Наименование показателя (ед. измерения) |
Результат испытаний «Вологжанка» |
Результат испытаний «Искренне Ваш» |
Требование ГОСТ |
Результат |
Массовая доля жира, % |
3,2% |
3,4% |
3,5%-4,5% |
Соответствует ГОСТ |
Массовая доля белка, % |
2,95% |
3,22% |
не менее 1,2 % |
Соответствует ГОСТ |
СОМО, % |
8,1% |
9,3% |
0-99,0% |
Соответствует ГОСТ |
Кислотность °Т |
18,0 °Т |
18,5 °Т |
не более 150°Т |
Соответствует ГОСТ |
На сайте Росконтроля даны оценки по характеристикам, указанным в таблице 8.
Таблица 8
Оценка безопасности натуральности и пищевой ценности образцов[9]
Характеристика |
«Вологжанка» |
«Искренне Ваш» |
Безопасность |
86 |
62 |
Натуральность |
75 |
70 |
Пищевая ценность |
66 |
66 |
Что бы точно рассчитать конкурентоспособность выбранных образцов молочной продукции, а также оцени их уровень качества, составим таблицу 9, указав в ней абсолютные значения двух выбранных образцов.
Таблица 9
Абсолютные значения показатели двух образцов молока
Образец |
Безопасность |
Натуральность |
Пищевая ценность |
М.д. жиры |
М.д. белки |
СОМА |
Кислотность |
«Вологжанка» |
86 |
75 |
66 |
3,2 |
2,95 |
8,1 |
18 |
«Искренне Ваш» |
62 |
70 |
66 |
3,4 |
3,22 |
9,3 |
18,5 |
Для точного расчёте, переведём все абсолютные показатели образцов молочной продукции, в относительные (табл. 10).
Таблица 10
Относительные значения показателей исследуемых образцов
Образец |
Безопасность |
Натуральность |
Пищевая ценность |
М.д. жиры |
М.д. белки |
СОМА |
Кислотность |
«Вологжанка» |
0,86 |
0,75 |
0,66 |
0,95 |
0,85 |
0,94 |
0,91 |
«Искренне Ваш» |
0,63 |
0,85 |
0,74 |
0,95 |
0,93 |
0,87 |
0,86 |
Что бы провести расчёт, введём коэффициенты весомости показателей. Параметры весомости показателей качества играют важную роль в оценке и оказывают существенное влияние на конечный результат расчета (табл. 11).
Каждый расчёт будет уникальным, так как коэффициенты устанавливаются по личным предпочтениям.
Таблица 11
Коэффициент весомости показателей исследуемых образцов
Характеристика |
Значение |
Добавочное значение |
Общее значение |
Безопасность |
0,1 |
0 |
0,1 |
Натуральность |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
Пищевая ценность |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
Массовая доля жира |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
Массовая доля белка |
0,1 |
0 |
0,1 |
СОМА |
0,1 |
0 |
0,1 |
Кислотность |
0,1 |
0 |
0,1 |
Теперь возможно рассчитать взвешенные значение и выявить уровень конкурентоспособности образцов (табл. 12).
Таблица 12
Взвешенные значения показателей, исследуемых образцов молока питьевого
Образец |
Безопасность |
Натуральность |
Пищевая ценность |
Массовая доля жира |
Массовая доля белка |
СОМА |
Кислотность |
Значение |
«Вологжанка» |
0,09 |
0,15 |
0,13 |
0,2 |
0,08 |
0,09 |
0,09 |
0,83 |
«Искренне Ваш» |
0,06 |
0,17 |
0,15 |
0,2 |
0,09 |
0,09 |
0,09 |
0,85 |
Результаты всех тестов указаны в таблице 13.
Таблица 13
Результаты всех проведённых исследований
Значение |
«Вологжанка» |
«Искренне Ваш» |
Опрос «Вкус» |
3,5 |
3,7 |
Опрос «Дизайн» |
0 |
10 |
Расчёт конкурентоспособности |
0,83 |
0,85 |
По данным таблицы, образец «Искренне Ваш» будет более конкурентоспособным на рынке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях современного рынка, с развитием технологий и различных отраслей химической промышленности, сельского хозяйства, компаниям производителям необходимо подстраиваться под требования рынка. Технологии и качественное сырьё, обеспечивают качество товара, а своевременное освоение технологий и использование сырья, обеспечивает конкурентоспособность товара на рынке перед другими товарами. Качество всегда было превыше всего для покупателя. Не качественный продукт не удовлетворит потребности потребителя, но понесёт убытки компании производителю. С развитием технологий, очень важно уметь адаптировать и применять их во всех отраслях производства.
Государству, необходимо вести контроль за соблюдением компаниями-производителями всех нормативных документов и технических регламентов. Государство занимает важную позицию в сфере обеспечения качества товаров.
Пищевая промышленность является основной в жизни государства. От качества произведённой продукции зависят множество показателей, например, демографическая ситуация в стране и средняя продолжительность жизни граждан. Для контроля за качеством товаров, государство выпускает технические регламенты и подобные документы.
Главными факторами обеспечения качества товара, остаются:
- квалифицированные сотрудники;
- качественное сырьё;
- развитие технологий.
Стратегия повышения качества товара является важнейшей составной частью стратегии фирмы. Объектами прогнозирования являются показатели качества товара, уступающие аналогичным показателям товаров конкурентов.
Компаниям-производителям, сегодня – как никогда важно, обеспечить себя качественным и не дорогим сырьём. Сырьё – основа производства товара.
Так же, огромную роль в производстве имеет технология. Необходимо использовать современные технологии производства и современное оборудование.