Файл: Факторы, влияющие на качество и конкурентоспособность товаров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 3

Факторы конкурентоспособности

Технико-экономические факторы

Коммерческие факторы

Нормативно-правовые факторы

Качество

Конъюнктуру рынка

Экологическая безопасность

Продажная цена

Предоставляемый сервис

Техническая безопасность

Затраты на эксплуатацию

Рекламу

Морально-этическая безопасность

Потребление продукции

Имидж фирмы

Технико-экономические факторы зависят от:

производительности и интенсивности труда;

издержек производства;

наукоёмкой продукции.

Коммерческие факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке.

Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке. Поэтому оценка этой группы факторов и компонент с помощью коэффициента соответствия нормативам лишена смысла. Данные факторы вступают как ограничения, обязательные выполнению.

Эти факторы определяющим образом влияют на конкурентоспособность продукции. Конкурентоспособность зависит от рассмотренных выше факторов.

В современных условиях возникает необходимость в смене ориентации и критериев оценки разрабатываемой и выпускаемой продукции.

Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличает от аналогичных товаров-конкурентов.

Конкурентоспособность определяется совокупностью свойств продукции, входящих в состав ее качества и важных для потребителя, определяющих затраты потребителя по приобретению, потреблению и утилизации продукции.

Оценка конкурентоспособности начинается с определения цели исследования:


если необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по важнейшим параметрам;

если целью исследования является оценка перспектив сбыта товара на конкретном рынке, то в анализе должна использоваться информация, включающая сведения об изделиях, которые выйдут на рынок в перспективе, а также сведения об изменении действующих в стране стандартов и законодательства, динамики потребительского спроса.

Независимо от целей исследования, основой оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий, которое должно проводиться постоянно, как до начала разработки новой продукции, так и в ходе ее реализации. Задача стоит в выделении той группы факторов, которые влияют на формирование спроса в определенном секторе рынка:

рассматриваются изменения в требованиях постоянных заказчиков продукции;

анализируются направления развития аналогичных разработок;

рассматриваются сферы возможного использования продукции;

анализируется круг постоянных покупателей.

Вышеизложенное подразумевает «комплексное исследование рынка». Особое место в изучении рынка занимает долгосрочное прогнозирование его развития. На основе изучения рынка и требований покупателей выбирается продукция, по которой будет проводиться анализ или формулируются требования к будущему изделию, а далее определяется номенклатура параметров, участвующих в оценке.

При анализе должны использоваться те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар. По каждой из групп параметров проводится сравнение, показывающее насколько эти параметры близки к соответствующему параметру потребности.

Анализ конкурентоспособности начинается с оценки нормативных параметров. Если хотя бы один из них не соответствует уровню, который предписан действующими нормами и стандартами, то дальнейшая оценка конкурентоспособности продукции нецелесообразна, независимо от результата сравнения по другим параметрам. В то же время, превышение норм и стандартов и законодательства не может рассматриваться как преимущество продукции, поскольку с точки зрения потребителя оно часто является бесполезным и потребительской стоимости не увеличивает. Исключения могут составить случаи, когда покупатель заинтересован в некотором превышении действующих норм и стандартов в расчете на ужесточение их в будущем.


Производится подсчет групповых показателей, которые в количественной форме выражают различие между анализируемой продукцией и потребностью по данной группе параметров, и позволяет судить о степени удовлетворения потребности по этой группе. Рассчитывается интегральный показатель, который используется для оценки конкурентоспособности анализируемой продукции по всем рассматриваемым группам параметров в целом.

Результаты оценки конкурентоспособности используются для выработки вывода о ней, а также – для выбора путей оптимального повышения конкурентоспособности продукции для решения рыночных задач.

Однако факт высокой конкурентоспособности самого изделия является лишь необходимым условием реализации этого изделия на рынке в заданных объемах. Следует также учитывать формы и методы технического обслуживания, наличие рекламы, торгово-политические отношения между странами и т.д.

В результате оценки конкурентоспособности продукции могут быть приняты следующие пути повышения конкурентоспособности решения:

изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий или конструкции продукции;

изменение порядка проектирования продукции;

изменение технологии изготовления продукции, методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки, монтажа;

изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, цен на запасные части;

изменение порядка реализации продукции на рынке;

изменение структуры и размера инвестиций в разработку, производство и сбыт продукции;

изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;

изменение системы стимулирования поставщиков;

изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.

Стратегия повышения качества товара является важнейшей составной частью стратегии фирмы. Объектами прогнозирования являются показатели качества товара, уступающие аналогичным показателям товаров конкурентов.

Компаниям-производителям, сегодня – как никогда важно, обеспечить себя качественным и не дорогим сырьём. Сырьё – основа производства товара.

Так же, огромную роль в производстве имеет технология. Необходимо использовать современные технологии производства и современное оборудование.


Качественное сырьё можно испортить или использовать не рационально, а современное оборудование привести в негодность, поэтому для работы с сырьём и оборудованием необходимы квалифицированные сотрудники. Так же необходимо мотивировать сотрудников добросовестно и качественно выполнять свою работу.

Глава 2. Оценка качественных характеристик образцов продукции

2.1 Характеристика исследуемых образцов

Покупатели всегда стремятся купить самый лучший товар в соотношении цены и качества. Производители в свою очередь стремятся сделать свой товар конкурентоспособным на рынке, чтобы охватить большую клиентскую базу. Большинство покупателей в выборе молочной продукции ориентируются только на срок годности и желаемую жирность товара. Обычный покупатель не может органолептически определить качественную характеристику товара. Необходимо провести лабораторный анализ выбранных двух образцов молочной продукции.

Первый образец – пастеризованное молоко, жирностью 3,2% «Вологжанка», Российской компании «Вологодский молочный комбинат».

Второй образец – пастеризованное молоко, жирностью 3,2% «Искренне Ваш», одноименной Российской компании «Искренне Ваш».

Для сравнения образцов, обратимся к характеристикам образцов, указанных на упаковке – таблица 4.

Таблица 4

Сравнение характеристик образцов молочной продукции

Наименование

«Вологжанка»

«Искренне Ваш»

Объем

0,93 л

0,93 л

Вид

Молоко питьевое пастеризованное

молоко пастеризованное «Отборное»

Состав

Цельное молоко, обезжиренное молоко

цельное молоко

Пищевая ценность:

Белки

2,8%

3,0%

Жиры

3,2%

3,4%

Углеводы

4,7%

4,7%

Энергетическая ценность

59 ккал

247 кДж

61 ккал – 85 ккал

255 кДж – 355 кДж


Что бы дать объективную органолептическую оценку выбранным образцам пастеризованного молока, необходимо провести опрос потребителей молочной продукции. Участники, отобранные для опроса, регулярно употребляют молочную продукцию разных производителей.

Что бы оценить образцы, введём 5-бальную шкалу оценивания и выведем среднее арифметическое значение. Что бы участники могли точно передать свою органолептическую оценку, была установлена условная шкала:

  • 1 – ужасно: образец не похож на молоко;
  • 2 – плохо: образец не похож на привычные образцы молока;
  • 3 – обычно: образец напоминает привычные образцы молока;
  • 4 – хорошо: образец удовлетворяет все требования;
  • 5 – идеально: образец превзошёл ожидания.

Результаты проведенного опроса представлены в таблице 5.

Таблица 5

Органолептический опрос потребителей молока

Номер участника

Оценка по 5- бальной шкале «Вологжанка»

Оценка по 5-бальной шкале

«Искренне Ваш»

1

4

5

2

3

4

3

3

2

4

2

3

5

4

4

6

4

5

7

5

3

8

4

4

9

4

5

10

2

2

Среднее значение

3,5

3,7

По результатам органолептического опороса, образец «Вологжанка», набрал 3,5 балов, а образец «Искренне Ваш» 3,7. Оценки 3,5 и 3,7 находится между оценками «обычно» и «хорошо».

Образцу молока «Вологжанка», оценки 5 и 4 поставили 60% опрошенных, 20% опрошенных поставили оценку «обычно» и так же 20% опрошенных поставили оценку «плохо». В среднем, удовлетворены 80% опрошенных.

Образец молока «Искренне Ваш» получил 30% оценок «идеально», 30% «хорошо», 30% «обычно» и 10% опрошенных не удовлетворены вкусом молока. В среднем, удовлетворены 90% опрошенных.

Средний результат обоих образцов – 3,5 и 3,7 означает, что оба образца равны, основываясь на органолептической оценке потребителей.