Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 2
Таким образом, принципы всегда являются базовыми, основополагающими принципами, на которых основано все законодательство, и, таким образом, формируют основу права как нормативного правового акта. Что касается ОРД, принципы отражают убеждения и мнения общественности относительно характера, целей и намерений конкретной государственной правовой формы борьбы с преступностью со стороны его законодательных и правоохранительных органов [38].
Принцип конспирации отражает специфику разведки оперативно-розыскных мероприятий и заключается в их организации и проведении таким образом, чтобы посторонние лица скрывали свою тактику, формы и методы, средства проведения специальных оперативно-розыскных операций, ОРМ. В этом случае ОРД осуществляется тайно не только от лиц, причастных к совершению уголовного преступления, но и от ближайших граждан. В искусстве закреплен принцип сочетания гласных и безмолвных приемов и средств. Таким образом, пункт 1 данного закона отражает суть ОРД и, соответственно, входит в определение оперативно-розыскной деятельности [12].
Этот принцип означает тесную взаимосвязь между оперативной и процессуальной деятельностью, направленной на выявление и раскрытие уголовных преступлений. Результаты ОРД могут быть использованы как повод и повод для возбуждения уголовных дел (ст. 140 УПК РФ), а также в доказательственном процессе. В целях обеспечения использования результатов ОРД в уголовном процессе необходимо проверить информацию, полученную неофициальным образом с использованием гласных методов, которые заключаются в предоставлении процессуальной, протокольной формы документов, которые могут служить источниками доказательств.
Заключение
В ходе исследования мы рассмотрели оперативно-розыскную деятельность как вид деятельности, осуществляемой публично и тайно оперативными подразделениями государственных органов.
Мы выяснили, что ОРД — это вид правоохранительной деятельности со стороны государства. Это связано с тем, что оно определяется и санкционируется государством, ограничивается рядом специальных субъектов, действующих от имени государства, осуществляется способом и в пределах, определенных и ограниченных им, контролируемых государственными органами, направленных на обеспечение закона и его защиту с помощью определенных средств и методов. Понятие основы включает, с одной стороны, причины для выполнения ОРМ, которые следует понимать как обстоятельства, приводящие к инициированию соответствующих шагов, а с другой стороны, фактические причины для выполнения ОРМ, которые представляют собой фактические данные, фактическую информацию (информацию), требующую проверки или опровержения. реализация в виде выполнения ОРМ или следственных действий, либо того и другого в совокупности [36].
Правовой основой ОРД является совокупность законодательных и иных нормативных актов, регулирующих отношения, возникающие в сфере данной деятельности. Законодательство условно можно разделить на четыре части. Отправной точкой этой структуры можно назвать конституционную часть. В него вошли нормы Основного закона и решение Конституционного Суда РФ о конституционности норм. К международно-правовым актам относятся акты общего характера, ратифицированные, одобренные, принятые Российской Федерацией или к которым Российская Федерация присоединилась. Следующая часть - законодательная. Он включает этот федеральный закон, Уголовный кодекс, Уголовный кодекс, УИК и другие федеральные законы, которые содержат правила, регулирующие ОРД.
Принципы ОРД сформировались в процессе практической деятельности операционных подразделений, обобщены и сформулированы в теории ОРД и нормативно унифицированы в действующее законодательство и ведомственное законодательство. С принятием Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» принцип ОРД получил статус законодательных норм с соответствующим механизмом их реализации.
Принцип законности заключается в первую очередь в том, что все участники ОРД обязаны безоговорочно и точно соблюдать нормы Конституции Российской Федерации, соблюдать законы и другие нормативные акты, регулирующие ОРД. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина является важнейшим общим принципом права и закреплен в ст. 2 Конституции РФ. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод в процессе реализации ОРД распространяется в первую очередь на граждан, которые соблюдают закон, которые могут состоять в тесном (семейном) союзе лиц, ставших субъектами ОРД. Принцип конспирации отражает специфику разведывательного характера оперативно-розыскных мероприятий и заключается в их организации и проведении таким образом, чтобы тактика, формы и методы, средства проведения специальных оперативно-розыскных операций, ОРМ, операций были скрыты от посторонних лиц. В таком случае ОРД проводится тайно не только от лиц, причастных к совершению уголовных преступлений, но и от окружающих граждан. Принцип сочетания гласных и негласных приемов и средств сформулирован в ст. 1 настоящего Закона, и, следовательно, отражает сущность ОРД, и, следовательно, включается в определение операционного [54].
Согласно положениям, представленным в ответе:
Согласно первому положению: «Оперативно-розыскная деятельность — это вид деятельности правоохранительного органа».
ОРД — это вид деятельности правоохранительных органов. Это связано с тем, что оно определяется и санкционируется государством, ограничивается рядом специальных субъектов, действующих от имени государства, осуществляется способом и в пределах, определенных и ограниченных им, контролируемых государственными органами, направленных на обеспечение закона и его защиту с помощью определенных средств и методов.
Положение второе: «Содержание оперативно-розыскных мероприятий - проведение оперативно-розыскных мероприятий».
С материальной точки зрения оперативно-розыскная деятельность состоит из оперативно-розыскных мероприятий, перечень которых строго ограничен аннотированным законом. Однако ОРД не ограничивается процессом их выполнения. Это также включает в себя реализацию организационных мероприятий, использование тактики, реализацию вспомогательных мер, вовлечение физических лиц в ОРД, использование специальных технических средств и химикатов, которые способствуют осуществлению конкретных оперативно-розыскных мероприятий или их комбинаций. Важно понимать, что организационные, тактические и вспомогательные меры подчинены ОРМ, часто им предшествуют или вытекают из них логически, технически, методически [19].
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета от 10 декабря 1998 г.
- Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, М., 1978 г., вып. XXXII.
- Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 января 2001 г., № 2, ст. 163.
- Европейская Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам ETS № 030 (Страсбург, 20 апреля 1959 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 июня 2000 г., № 23.
- Соглашение о взаимодействии Министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью (Алма-Ата, 24 апреля 1992 г.) // Текст Соглашения официально опубликован не был.
- Соглашение о сотрудничестве между министерствами внутренних дел в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Киев, 21 октября 1992 г.) //правовая система Гарант.
- Конституция Российской Федерации принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 23.
- Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. № 52 (часть I) ст. 4921.
- Гражданский кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. № 32 ст. 3301
- Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно- розыскной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г., № 33, ст. 3349.
- Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 апреля 1995, № 17, ст. 1455.
- Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г., № 3, ст. 143.
- Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 апреля 1995 г. № 15 ст. 1269.
- Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» // Собрание законодательства Российской Федерации, 27 мая 1996 г., № 22, ст. 2594.
- Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 29 апреля 1993 г. № 17 ст. 594.
- Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 29, ст. 2757.
- Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I «О милиции» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 22 апреля 1991 г., № 16, ст. 503.
- Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 19 августа 1993 г., № 33, ст. 1316.
- Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июля 1995 г., № 29, ст. 2759.
- Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации от 10 апреля 1995 г. № 15.
- Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. № 22 ст. 2066.
- Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке»;
- Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации».
- Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» // Собрание законодательства Российской Федерации, 27 мая 1996 г., № 22, ст. 2594.
- Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 января 1998 г. № 2 ст. 219.
- Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О государственной тайне» // Собрание законодательства Российской Федерации, 27 мая 1996 г., № 22, ст. 2594.
- - Закон Российской Федерации от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., № 8, ст. 366.
- Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 апреля 1995, № 17, ст. 1455.
- Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»// Собрание законодательства Российской Федерации от 14 июля 2003 г. № 28 ст. 2895.
- Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 23 апреля 1992 г., № 17, ст. 888.
- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 31 (часть I) ст. 3448.
- Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР от 6 декабря 1990 г. № 27 ст. 357.
- Указ Президента РФ от 1 сентября 1995 г. № 891 «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств»// Собрание законодательства Российской Федерации от 27 июля 1995 г. № 31 (часть I).
- Указ Президента РФ от 9 января 1996 г. № 21 «О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы, а также использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. № 3 ст. 153.
- Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 марта 1997 г. № 10, ст. 1127.
- Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 870 «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности»// Собрание законодательства Российской Федерации от 10 марта 1997 г. № 10.
- Постановление Правительства РФ от 28 октября 1995 г. № 1050 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 июля 1996 г. № 28 ст. 3382.
- Перечень видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления ОРД от 1 июля 1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 марта 2000 г. № 12 ст. 1292 // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 июля 1996 г. № 28 ст. 3382.
- Постановление Правительства РФ от 1 июля 1996 г. № 770 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности физических и юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, и перечня видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности» // Собрании законодательства Российской Федерации от 8 июля 1996 г. № 28 ст. 3382.
- Постановление Правительства РФ от 14 октября 1996 г. № 1190 «Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола» // Российской газете от 23 ноября 1996 г.
- Постановление Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № 111 «О передаче конфискованных, а также бесхозяйных радиоэлектронных и специальных технических средств, изъятых из оборота или ограниченно оборотоспособных на территории Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, наделенным полномочиями по их использованию» // Собрание законодательства Российской Федерации от 21 октября 1996 г. № 43 ст. 4916.
- Постановление Правительства РФ от 10 марта 2000 г. № 214 «Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и списка видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию» // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 марта 2000 г. № 12 ст. 1292.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации» от 24 декабря 1993 г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 1994, № 3.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 1996 г., № 2, с. 1.
- Определение Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г. Черновой» от 14 июля 1998 г // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 августа 1998 г. № 34 ст. 4368, в «Российская газета» от 11 августа 1998 г. № 152.
- Вагин О.А., Исиченко А.П., Чечетин А.Е. Комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный). - М.: «Деловой двор» 2008.
- Китрова Е.В., Кузьмин В.А. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». - Система ГАРАНТ, 2007 г.
- Киселев А.П. Комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». – «ОСЬ-89» 2006 г.
- Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Курс административного права Российской Федерации. В 3-х ч.: Учебник для вузов.- М.: «Проспект», 2004.
- Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М.: Административное право России: Учебник. - М.: «Эксмо», 2005.
- Кучерена А.Г. Общение с правоохранительными органами. - М.: «Юстицинформ», 2008.
- Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право.
- Бозров В. Результатам оперативно-розыскной деятельности - статус доказательств в уголовном процессе// Российская юстиция, 2004, № 4.
- Голубев В.В. Интернет и оперативно-розыскная деятельность// Законодательство, 1999, № 11.
- Докучаев О.О. Взаимодействие военных следственных органов с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, на этапе, предшествующем возбуждению уголовного дела// Право в Вооруженных Силах, 2008, № 2.