Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 2
Информация о событиях или действиях (бездействии), угрожающих государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, является основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий ФСБ, ФСО, СВР в соответствии с возложенными на них задачами.
Розыск скрывающихся в следствии и суде лиц, избегающих уголовного наказания, определен законодателем как одна из задач оперативно-розыскной деятельности. Решение следователя о розыске подозреваемого или обвиняемого в соответствии со статьей 1 следует рассматривать как основание для проведения оперативно-розыскных мероприятий по решению данной проблемы. В ходе предварительного следствия и одновременно с его приостановлением - 210 [10] УПК РФ.
После получения материалов уведомления о разыскиваемом подозреваемом или обвиняемом оперативный сотрудник должен завершить начальные этапы проверки, включая: информирование персонала о личности и опознании беглеца; Его контроль по данным УВД; Интервью с родственниками и другими гражданами, знающими разыскиваемого, а также некоторыми другими. После первичной проверки, но не позднее 10 дней со дня получения информации о необходимости поиска, действующий аппарат обязан открыть файл поиска и выполнить все остальные поисковые операции в соответствии с планом работы по этому делу [5].
Законодательный орган использовал ОРМ как отдельную основу для получения информации о пропавших без вести лицах и поиска неопознанных трупов.
Пропавший без вести - лицо, внезапно исчезнувшее без видимой причины, место и судьба которого неизвестны. Информация о неизвестном исчезновении обычно поступает от граждан или должностных лиц компаний, учреждений и организаций. Заявления и сообщения о пропавших без вести записываются отделом внутренних дел КУСП и проверяются отделом уголовного розыска, который может провести необходимые оперативные и следственные мероприятия [21].
При подаче заявления на основании заявлений о неизвестном исчезновении граждан решается двойная задача: во-первых, выяснить позицию лица и, во-вторых, проверить криминальную версию исчезновения. В этом контексте оперативно-розыскные мероприятия вместе с мерами проверки могут проводиться после получения запроса.
В соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 г. 144-ФЗ «Об оперативно-розыскных мероприятиях» основывается на исполнении приказов следователя, руководителя следственного органа, следственного или следственного органа по их уголовному делу. Получение этих процессуальных документов следует рассматривать как причину, а не как реальную причину для внедрения ОРМ. Эти документы должны содержать фактическую основу для проведения ОРМ в виде информационной необходимости.
В качестве основы для внедрения ОРМ он представил запросы от других органов, реализующих ОРД. Однако эту причину нельзя рассматривать самостоятельно, поскольку законодательный орган указал, что в этой статье должны быть указаны другие причины [14].
Остальные органы следует рассматривать как оперативные подразделения и службы Единого департамента, а также органы других федеральных министерств и министерств, уполномоченные проводить ООР.
Взаимная ответственность за выполнение требований исполнительных органов ОРД изложена в межучрежденческих соглашениях и положениях, утверждаемых главами этих органов.
Запросы других оперативных подразделений о проведении оперативно-розыскных мероприятий оформляются в письменной форме и подписываются руководящим органом соответствующего уровня. В них следует указать конкретные причины проведения оперативно-розыскных мероприятий и указать, какие именно меры необходимы.
Он устанавливает постановление о применении мер безопасности к защищаемым лицам в качестве основы для реализации ОРМ. Этот правовой документ закреплен в Федеральном законе от 20 апреля 1995 г. «О государственной защите судей, правоохранительных и надзорных органов» [49].
Этот закон определяет лиц, ведущих уголовные дела государственных органов и органов, и их близких родственников, указанных в статье 2, как охраняемых лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты в установленном порядке. Количество лиц, подлежащих государственной защите, в том числе сотрудников, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Независимая основа для реализации ОРМ в соответствии с требованиями международных правоохранительных органов и зарубежных правоохранительных органов. Ответственность за выполнение этих требований несут исполнительные органы ОРД. В соответствии с п. 3 ст. Согласно Закону 14 Закона об ОР, требования международных правоохранительных организаций должны выполняться «в соответствии с правилами, установленными международными договорами Российской Федерации». Отсюда следует, что правовой основой для реализации ОРМ может быть запрос только от международных правоохранительных организаций, членом которых Россия является или признает их юрисдикцию в порядке, установленном международным правом [12].
В качестве независимой основы для реализации ОРМ законодательный орган определяет необходимость обеспечения безопасности органов, реализующих ОРМ. Эта особая функция правоохранительных органов часто называется обеспечением их собственной безопасности и закреплена в законах, регулирующих их деятельность (например, статья 11, статья 6 Федерального закона о внешней разведке, статья 13 (t) Федерального закона о внешней разведке). Защита », ст. 14 (9) Федерального закона« О государственной защите », ст. 28 (2) Закона Российской Федерации« О Государственной границе Российской Федерации »и др.).
Таким образом, ОРД - это форма правоохранительной деятельности государства. Это связано с тем, что оно определяется и санкционируется государством, ограничивается рядом специальных субъектов, действующих от имени государства, осуществляется в определенных и ограниченных пределах контролируемыми государством органами, направленными на обеспечение соблюдения закона и обеспечение его соблюдения с помощью определенных средств и методов. ... Концепция основания включает в себя как причины выполнения ОРМ, которые следует понимать как обстоятельства начала соответствующих шагов, так и фактические причины проведения ОРМ, которые являются фактическими данными, фактической информацией (информацией), требующей проверки. Или отказ и приведение в исполнение в форме ОРМ или следственного действия, или их сочетание [11].
1.2 Нормативное регулирование оперативно-розыскной деятельности в России
Конституция Российской Федерации рассматривает нормы международного права и международных договоров Российской Федерации как неотъемлемую часть правовой системы Российского государства. Федеральный закон о международных договорах Российской Федерации гласит, что Российская Федерация, защищая международные договоры и нормы обычного права, подтверждает, что она соответствует основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств. К международно-правовым актам, регулирующим наиболее важные отношения в сфере ОРД, относятся:
- Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г .;
- Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1966 года;
- Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая Советом Европы 4 ноября 1950 г .;
- Европейская конвенция о взаимной помощи по уголовным делам, принятая Советом Европы 20 апреля 1959 года. - Ряд других международных документов, подписанных или ратифицированных Российской Федерацией.
Источником законодательства ОРД являются также международно-правовые акты, принятые государствами-участниками СНГ, в том числе Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная в Минске 22 января 1993 года и ратифицированная федеральным законом 4 августа 1994 года. . Г) В группу международно-правовых актов входят соглашения о сотрудничестве между правоохранительными органами государств-участников СНГ, которые должны включать:
- Соглашение между министерствами внутренних дел Независимых Государств о сотрудничестве в борьбе с преступностью, подписанное в Алматы 24 апреля 1992 года. Стороны соглашаются вести уголовные и следственные дела и дела оперативной регистрации, обмениваться оперативной информацией о совершении или совершении уголовного правонарушения, оказывать содействие в проведении разбирательств и судебных разбирательств по ОРМ [41];
- 21 октября 1992 года в Киеве подписано Соглашение между МВД о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
- Соглашение между министерствами внутренних дел о сотрудничестве в борьбе с организованной преступностью, подписанное в Ашхабаде 17 февраля 1994 года;
- Соглашение о сотрудничестве в области специального обеспечения оперативно-розыскной деятельности, подписанное на заседании Совета министров внутренних дел государств-участников СНГ 16-18 декабря 1998 года в Москве, которое регулирует правила оформления внутренних границ СНГ.
В соответствии с международными соглашениями, на территории государств-участников СНГ, которые являются международными субъектами ОРД, Контртеррористического центра государств-участников СНГ, Контртеррористического центра государств-участников СНГ и Управления по координации организованной преступности [5].
Центральная часть законодательной власти принадлежит этому федеральному закону. Этот законодательный акт заменил Закон Российской Федерации от 13 марта 1992 г. «Об оперативном расследовании в Российской Федерации», который стал первым законом в истории российского законодательства, регулирующим оперативно-розыскную деятельность. Раньше ОРД регулировалось секретными постановлениями секретного характера. Закон определяет концепцию ООР, определяет ее цели и принципы, устанавливает основу для реализации ОРМ (их перечень, причины, условия, введение информации во время его реализации), документирует результаты ООР и их использование, Суд конституционных ограничений Причины и процедура оценки. Закон ОРМ публикует список исполнительных органов ОРД, их права и обязанности, защиту информации о них, а также социальную и правовую защиту сотрудников ОРД. Закон предусматривает правовую и социальную защиту граждан, вспомогательных органов, реализующих ОРД, а также содержит положения о контроле и надзоре за оперативной и следственной деятельностью [32].
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации следует отнести к законодательному акту, устанавливающему основные положения по применению Закона об ОРД. Именно он определяет материальные характеристики преступления, на котором сосредоточены раскрытие, предупреждение и раскрытие оперативно-розыскных действий. Уголовно-процессуальное законодательство обязывает следственные органы принимать необходимые оперативные и следственные меры для выявления уголовных правонарушений и их исполнителей (тем самым устанавливая легитимность ПП в борьбе с преступностью). Уголовный кодекс определяет правила взаимодействия следователя и оперативника при раскрытии и расследовании уголовных преступлений; устанавливает перечень уголовных преступлений, по которым предварительное расследование обязательно. При определении обстоятельств, видов доказательств и способов их сбора по уголовному делу уголовное право является основанием для установления способов получения оперативно-розыскных сведений и порядка их использования в уголовном процессе [12].
Важную роль в правовом регулировании деятельности оперативного розыска играют законодательные акты, регулирующие деятельность отдельных субъектов ОРД, которые легли в основу определения полномочий оперативных подразделений, определения их задач, определения их прав и ответственности. В эту группу входят следующие законы:
- Закон РСФСР от 18 апреля 1991 г. № 1026-I «О полиции»;
- Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 54473-I «Об учреждениях и органах лишения свободы»;
- Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О задержании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»;
- Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации»;
- Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. 61-ФЗ;
- Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке»;
- Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ "О государственной защите";
- Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических и психотропных веществах»;
- Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О государственной тайне»;
- Закон Российской Федерации от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, правоохранительных и контролирующих органов»;
- Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»;
- Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-I «О частной розыскной и охранной деятельности в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности»;
Нормативные акты Президента Российской Федерации, регулирующие отдельные вопросы в сфере ОРД, включают:
- 12 июля 1995 г. «Об организации и оптимизации оперативно-розыскных мероприятий техническими средствами»;
- «Список сведений, составляющих государственную тайну» от 30 ноября 1995 г;
- «Меры от 9 января 1996 года по реализации, производству, сбыту, приобретению продаж, рационализации импорта и экспорта и их использования, а также применению специальных технических средств в Российской Федерации».
- «Утверждение перечня конфиденциальной информации» от 6 марта 1997 г;
Правительство также приняло несколько документов, касающихся ОРД: