Файл: Кадровое планирование и его значение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. В условиях развивающихся рыночных отношений важнейшим ресурсом, обеспечивающим конкурентоспособность предприятия, выступает человеческий потенциал, полное использование и наращивание которого является одной из важнейших функций руководителей предприятий.

Между тем, управление человеческими ресурсами продолжает оставаться наиболее слабым звеном в общей системе управления предприятиями. Это сдерживает внедрение в практику нововведений в других сферах управления, не позволяет организовать эффективную систему управления предприятиями в целом, а, следовательно, и становиться на путь инновационно-стратегического развития.

Процессы, связанные с занятостью населения, приобретают особую важность в современном обществе. Человеческий капитал является неотделимой составляющей функционирования любой организации, влияющей на эффективность, качественность и характер работы как непосредственно сотрудников, так и влияет на результаты их деятельности. Проблема стабилизации трудового коллектива на ПАО «Обуховский завод СМиК» приобрела особую актуальность в условиях острой конкуренции, когда повышается зависимость эффективного развития предприятия не только от производственных и финансовых ресурсов, но и, прежде всего, от его персонала.

В связи с этим большое значение приобретает вопрос об использовании новых технологий в формировании стабильного коллектива на промышленных предприятиях

Актуальность данной темы определяется динамичностью процесса, развитием как экономики нашей страны в целом, отдельных отраслей в частности, так и развитием отдельных организаций. ПАО «Обуховский завод СМиК» находится в процессе изменения, происходит разработка и реализация стратегических планов, что требует постоянного корректирования всех процессов, связанных с человеческим капиталом, и не на последней ступени стоит проблема планирования кадров.

Цель работы – определить практическую роль кадрового планирования в управлении персоналом.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи

  • Определить сущность, виды и взаимосвязь кадрового планирования с общей системой планирования;
  • Определить цели, задачи и организация кадрового планирования;
  • Рассмотреть планирование персонала как исходный этап кадрового менеджмента;
  • Изучить стратегическое, тактическое и оперативное планирование персонала;
  • Дать общую характеристику ПАО «Обуховский завод СМиК» и его организационной структуры;
  • Проанализировать кадровый состав предприятия;
  • Проанализировать кадровую политику предприятия;
  • Предложить вариант этапа разработки кадрового планирования.

Предмет исследования – кадровое планирование, как один из этапов кадрового менеджмента.

Объект исследования – система управления персоналом на ПАО «Обуховский завод СМиК»

Методы исследования – анализ и обобщение полученного материала, а так же опыта, собранного из книг, статей и научно-практических публикаций.

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

1.1 Цели, задачи и организация кадрового планирования

Сущность кадрового планирования заключается не только в оценке персонала на определенном временном промежутке в отдаленной перспективе, но и целенаправленном управлении им. Только при таком управлении персоналом организации можно достигнуть необходимой эффективности, способствующей процветанию организации.[1]

На рис.1 представлена структура целей и задач кадрового планирования и раскрывающих конкретные направления деятельности для службы управления персоналом в организации.

Формирование персонала

• планирование потребностей в человеческих ресурсах;

• маркетинг персонала;

• кадровый мониторинг;

• подбор и найм работников;

• «селекция» кадров;

• профадаптация новых работников

Использование персонала

• проектирование рабочих мест

• управление рабочим временем

• условия безопасности труда

• деловая оценка работников (аттестация)

• оплата и стимулирование труда

Развитие персонала

•профессиональное обучение

• повышение квалификации и переподготовка

• ротация

• делегирование полномочий

• планирование карьеры

Кадровое планирование

Оценка персонала

• отбор внешних и внутренних кандидатов

• выявление кадрового резерва

• выявление потребности в обучении

• создание индивидуальных планов

Рис.1 Состав целей и задач кадрового планирования[2]


Основными этапами организации процесса кадрового планирования на предприятии являются

  1. анализ стратегического плана организации
  2. прогнозирование потребности организации в персонале
  3. оценка состояния внутренних трудовых ресурсов организации
  4. подготовка планов, определение временных рамок решения всего комплекса задач по обеспечению компании необходимыми кадрами.[3]

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Под кадровым планированием понимается видение персонала организации на определенном временном промежутке в отдаленном будущем. Персонал организации представляется не как статичная, а как подверженная изменениям и трансформации материя.[4]

Основные цели кадрового планирования – формирование, использование, развитие и оценка персонала, в соответствии со стратегическим планом предприятия.

Кадровое планирование решает следующие задачи: разработка процедуры кадрового планирования, согласованной с другими его видами; увязка кадрового планирования с планированием организации в целом; организация эффективного взаимодействия между плановой группой кадровой службы и плановым отделом организации; проведение в жизнь решений, способствующих успешному осуществлению стратегии организации; содействие организации в выявлении главных кадровых проблем и потребностей при стратегическом планировании; улучшение обмена информацией по персоналу между всеми подразделениями организации.

1.2 Планирование персонала как исходный этап кадрового менеджмента

Функция планирования в системе управления предприятием является одной из главных, центральных функций, которая определяет конечные результаты производственно-сбытовой, экономической, финансовой и инвестиционной деятельности.

Если обратиться к истории становления роли планирования в управлении производством, следует отметить работу А. Файоля «Общее и промышленное управление". Перечислив пять функций управления: техническую, коммерческую, финансовую, страховую и учетную, он отмечает: «Ни в одной из пяти предыдущих функций не лежит задача выработки общей программы работы предприятия, подбора его рабочего состава, координирования усилий, гармонизации действий».


Планирование помогает определить для предприятия вектор, по которому организации следует развиваться. Основываясь на результатах маркетингового анализа предприятие выделяет для себя типы и количество продукции, которые будет реализовывать, запасы ресурсов и корректность их использования. Планированием обеспечивается основа для принятия оптимальных и своевременных управленческих решений, в значительной степени снижается риск для предприятия, процессы планирования так же способствуют поиску наиболее приемлемых вариантов действий в условиях неопределенности.

Общеэкономические принципы планирования рассмотрены в трудах определенного количества ученых-экономистов, среди которых: В.М. Нелеп, М.И. Бухалков, Л.Е. Басовский, М.М. Алексеева, М.Т. Пашута, А.Д. Шеремета, А.А. Орлов, А.М. Ковалевский, С.Ф. Покропивний и др. Однако следует отметить, что целый ряд связанных с этой проблемой вопросов пока остаются нерешенными.

Планирование деятельности предприятий является актуальной проблемой, учитывая его определяющую роль в обеспечении функционирования и стабильного развития украинских предприятий.

Сущность планирования в условиях рынка состоит в научном обосновании на предприятии будущих экономических целей развития, в выборе лучших способов их достижения на основе выявления таких видов и объемов деятельности, которые необходимы рынку, установление таких ее показателей, позволяющих наиболее полно использовать ресурсы и достичь качественного результата.

В.М. Ходачек рассматривает планирование как сложную высокоорганизованную форму общественного влияния на социально-экономические системы, которыми являются предпринимательские структуры; она заключается в определении на базе прогнозных научных разработок целей, потребностей и параметров развития системы, которые рассматриваются как ориентиры для субъектов хозяйствования.

Н.М. Горемыкин считает, что планирование – это процесс принятия на основе систематической подготовки управленческих решений, связанных с будущими событиями, а главным смыслом планирования является повышение эффективности деятельности предприятия путем целевой ориентации и координации всех процессов, выявления рисков, повышение гибкости и адаптируемости к изменениям.

Итак, планирование – это процесс определения главных целей организации, ресурсов, необходимых для их достижения, и политики, направленной на приобретение и использование этих ресурсов.

Характер и содержание плановой деятельности на предприятии определяют принципы планирования. Правильное соблюдение принципов планирования создает предпосылки для эффективной работы предприятия и уменьшает вероятность негативных результатов планирования.


Впервые общие принципы планирования были сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действий или планов предприятия, их было названо четыре: единство, непрерывность, гибкость и точность.

Принципы планирования – это основные правила (теоретические посылки), которые необходимо выполнять, чтобы в процессе планирования создать предпосылки для разработки наиболее оптимального плана.

Как элемент системы менеджмента планирование является относительно самостоятельной подсистемой, включающей совокупность специфических инструментов, правил, структурных органов, информации и процессов, направленных на подготовку и обеспечение выполнения планов. Без планирования деятельности предприятие не сможет слаженно работать и приносить прибыль.

На сегодня ученые создали целостную систему планирования, наиболее существенными из научных исследований являются труды В. Бабича, Д. Богини, В. Ефремова, А. Виханского, В. Гейца, И. Лукинова, Л. Мельника, В. Пономаренко, С. Попова, А. Тридед, С. Шершнева, Л. Шевчук, Р. Фатхутдинова, А. Яковлева и др.

Система планирования может быть рассмотрена по-разному. Когда элементами системы являются субъекты планирования (руководство и персонал, занимающийся созданием планов) и процессы обработки информации, то система планирования может быть охарактеризована как множественная совокупность субъектов планирования, ориентированная на цель или множественная совокупность процессов планирования, которые ориентированы на определенные задачи, между которыми существуют специфические взаимосвязи. Если в качестве элементов системы выступают результаты планирования, то есть информация, содержащаяся в планах, то систему планирования понимают, как множественную совокупность планов, ориентированных на цели, между которыми существуют специфические взаимосвязи.

Указанные выше подходы не противоречат друг другу, поскольку планы составляют информационную базу любой системы планирования.

Системный подход к управлению предприятием требует охвата планированием всех видов деятельности для обеспечения заданных результатов.

По мнению Грядунова Н.Г. И Пахлова А.В., система планирования – это совокупность структурных элементов, которые обеспечивают плановую деятельность и ее результаты в виде планов различных типов и плановых показателей [5, с. 5]. Но, по нашему мнению, это определение не в полной мере раскрывает суть этого понятия.

Княжеченко В. В. приводит следующее определение: система планирования – это целеориентированная взаимосвязанная совокупность процессов планирования, дополнена выполнением функций контроля [3, с. 23]. Это определение является более полным, поскольку включает в себя не только планирование как процесс, но и дополняет его элементами контроля.