Файл: Влияние мультфильмов на развитие личности ребенка дошкольного возраста (Теоретические основы изучения влияния мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. Формирование личности человека начинается в раннем детстве, основным средством влияния на развитие детей в раннем возрасте является - мультфильм. За последние годы на телевидении появляется большое количество различных мультфильмов, как отечественного, так и зарубежного, в основном американского, производства.

Засилие иностранных мультфильмов на отечественном телевидении, наводит на размышления относительно их влияния на развитие и становление психики подрастающего поколения. Вызывают много вопросов новые технологии создания мультфильмов (компьютерная графика, различные спецэффекты и т.д.). Если старые кукольные и рисованные мультфильмы, были естественны, как по способу производства, так и по восприятию и не наносили вреда не устоявшейся психике ребёнка, современные мультфильмы часто не несут добра, миросозидания и порядочности.

Цель нашего исследования является изучение влияния мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста.

Объект исследования - развитие дошкольников.

Предмет исследования - влияние мультфильмов на развитие дошкольников.

Задачи исследования:

  1. подвергнуть глубокому анализу, как отечественные, так и зарубежные мультфильмы;

выявить общее и различное во влиянии на детскую психику; определить степень вредности и полезности мультфильмов различных способов создания.

Методологические основы исследования: в работе мы опирались на исследования отечественных ученых И. Я Медведевой, Е. Глушковой, В. Абраменковой, А. Богатыревой и других.

Метод исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут оказать практическую помощь в воспитании детей дошкольного возраста, прежде всего, родителям, воспитателям детских воспитательных учреждений. Также содержание наше работы может представлять интерес для студентов, обучающихся по специальности «Дошкольная психология» и др.

Структура работы: работа состоит из введения, в котором мы ставим цель исследования, определяем задачи, актуальность, указываем метод исследования и определяем практическую значимость работы.

В основной части содержится две главы.

В первой главе раскрываются особенности отечественных и зарубежных мультфильмов.

Вторая глава посвящена выявлению влияния мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста.


В заключении, мы делаем выводы, определяем степень достижения цели и решения задач.

Глава 1. Теоретические основы изучения влияния мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста

1.1 Характеристика содержания отечественных мультфильмов

Проблема «детей и телевидения» касается всех: родителей, учителей и врачей. Сегодня почти для всех детей телевидение стало игрушкой или книгой.

Телевизионная выставка формирует душу и дух ребенка, пробуждая его вкусы и его представления о мире. Внутренний мир продолжает развиваться, и все, что они получают от взрослых, играет жизненно важную роль в его формировании: игры, сказки, совместные действия, включая телевизионные шоу. Они не только выход, но и средство обучения[1].

Для детей дошкольного возраста мультфильмы - это прежде всего средство обучения.Слово «мультфильм» имеет разные значения, основанные на нескольких очень разных формах визуального искусства и иллюстрации.

Художники, которые делают рисунки, известны как рисовальщики. В искусстве первое значение слова комический означало рисовать произведение искусства, например, живопись. Современное значение относится к юмористическим иллюстрациям в печатных и анимационных фильмах.

Слово «мультфильм» иногда используется для обозначения комиксов и может также относиться к юмористическому образу художественного или рекламного издания в газетах и журналах.

Анимация, мультфильмы, анимационные фильмы - тип кино, работы которого создаются путем съемок последовательных фаз движения нарисованных объектов (анимированные или нарисованные картинки) или трехмерных объектов (трехмерные анимации или куклы) [7; 78].

Многие родители рано или поздно задумываются о влиянии мультфильмов на своих детей.

Большая часть продукции американского завода не безвредна, и многие считают, что существует большая разница между старыми национальными мультфильмами и зарубежными образцами (от Америки до Японии). По словам детского психолога Ирины Яковлевны Медведевой, за этим отличием скрываются глубокие различия в образе мира [11; 47].


При выборе мультфильма нужно быть осторожнее, чем выбирать книгу, потому что визуальные образы влияют на ребенка гораздо больше. Если речь идет о «советских» рисунках, они хороши тем, что отражают нормальную картину мира для ребенка.

В основном он православный, потому что зло в этом образе мира не вечно, а всегда - добро.

И в этом хорошем образе мира присутствует негативный характер, который, как правило, легко реформируется. И получается, что он так зол, потому что никто не дружил с ним, никто не любил его, никто не сочувствовал ему. Очень важно, что в «советских» карикатурах злой персонаж представлен в юмористической форме, что уравновешивает его отрицательный характер[2].

Такой образ мира гармонизирует психику ребенка. Поэтому эти рисунки полезны для нездоровых детей или ослаблены какой-то травмой. Для детей с проблемами общения (их сейчас много) они дают правильное поведение: как заводить друзей, как быть хорошим другом, как помогать другим.

Лучшие мультфильмы - это маленькие притчи, в которых короткая занимательная история скрывает глубокий духовный смысл. Кроме того, на многих рисунках изображены не просто куклы и «позитивные» животные, они также придают образовательной программе качества реального человека.

Например, довольно старый мультфильм «Волшебный мешочек» (реж. А. Полушкин, «Куйбышевтелефильм», 1975г.) Сюжет узнаваемый: у благовоспитанного медведя Спиридона растет внук Ивашка, который больше всего на свете любит озорничать и делать то, что хочется. Звери жалуются, дед переживает и, наконец, решается на педагогический эксперимент: разрешает внуку озорничать, но при этом наполнять мешочек камешками, после каждого сделанного доброго дела.

Сначала он с большим трудом находит какое-то полезное приложение своих медвежьих сил, потом видит вокруг все больше и больше возможностей помочь кому-то и мешочек, через некоторое время стал полным. Наступила долгожданная свобода, но и в другие дни тоже нашлись разные неотложные дела, так что время проказ больше не наступает.

Есть известный духовный закон: «Когда нет в тебе любви и милосердия, твори дела милосердия и постепенно воспитаешь свое сердце». В «медвежьем» педагогическом приеме интрига и опасность заключалась в том, что дед разрешил внуку озорничать после. Он рисковал, но духовный закон сработал. Конечно, мы не должны помнить о добрых делах, которые совершаем (не "класть камешек" себе в зачет). Но если сердце не воспитано - надо же с чего-то начинать.


Бывает, что «подсчет своих камешков» становится привычкой и чертой характера, которую называют тщеславием. Объяснить это ребенку, если он действительно старается сделать что-то хорошее, но — исключительно из надежды на похвалу, можно с помощью мультфильма «Самый маленький гном» (реж. М. Каменецкий, «Союзмультфильм»)

Он тоже - о воспитании сердца, о том, как самый маленький гном по имени Вася учится делать добро, в каждой из нескольких серий выручая из беды героев сказок: Красную Шапочку, семерых козлят, трех поросят и других. Есть в этом мультфильме замечательный образ одного «спасателя». В вечно сказывающейся сказке лиса постоянно уносит петушка-золотого гребешка за темные леса и другой сказочный ландшафт, а спасает петушка его друг-кот. Заслуг у кота накопилось много. Когда гном Вася прибегает звать его на помощь, но на этот раз спасать петушка от лисы кот отказался.

Мультфильм этот хорош не только тем, что в нем есть положительный Вася, который побеждает волка, а тем, что Вася при этом - самый-самый маленький. А значит, если кому-то нужна помощь, рост не имеет значения.

В мультфильмах, как и в жизни, самыми добрыми и отзывчивыми чаще всего оказываются не большие и сильные, а маленькие и слабые (если иметь в виду мускулы). Про это рассказывает мультфильм «Самый большой друг» (реж. П. Носов, «Союзмультфильм»)

В Африке живет злой крокодил и африканская девочка с друзьями -щенком, цыпленком, колокольчиком и бегемотом. На титул самого большого друга претендует бегемот. Но злому крокодилу вся эта дружба надоела. Девочку он решил съесть. Не очень крупные друзья ее все время выручали, а вот бегемот в критический момент испугался и убежал. В конце девочка объясняет бегемоту, что все кто ей помог маленькие, но большие друзья. А он такой большой и бросил ее в беде.

Рассмотрим такой пример, в беду попадает сам враг - крокодил. Крокодил довольно распространенный герой мультфильмов. Еще один крокодилий характер есть в мультфильме «Птичка Тари» (реж. Г. Сокольский, «Союзмультфильм») У этого крокодила, как полагается, все было страшное: страшный хвост, страшная пасть и очень страшные зубы. А еще он никогда никому не сказал доброго слова, поэтому его все бояться и не любят.

Но самое страшное было то, что он один во всей Африке не чистил зубы. Когда у крокодила разболелись зубы, он очень страдает. Джунгли счастливы, звери рады. Но прилетает птичка Тари жалеет крокодила и дает первый урок.

А крокодил зубы не чистил потому, что лапы у него коротки. Поэтому крокодил и был такой злой. Ведь стоило отважной и доброй птичке Тари вычистить зубы крокодила и он впервые в жизни сказал доброе слово: «Спасибо». Птичка Тари сильно рисковала. И для ребенка это еще один важный момент в познании мира: есть, оказывается, в жизни такие вещи, которые важнее своей безопасности и даже жизни. И мультфильм может рассказать об этом, не пугая (а значит, не отпугивая) ребенка, а, наоборот, привлекая сердце к таким героям веселой и доброй сказки.


1.2 Особенности содержания Американских мультфильмов

Телевидение ориентировано на детей, молодых и старых. Для того, чтобы привлечь детей, есть много каналов, которые транслируют мультфильмы, сериалы. Когда ребенок смотрит мультики, он как будто отсоединен от всего, что его окружает[3].

Он не реагирует на нормальный звук речи и после просмотра мультфильмов или сериалов у маленького ребенка просыпается не агрессивность ребенка, а иногда страх.Американский рисунок, только разум кажется очень безобидным предметом, сделанным вручную. Часто это также кажется странной работой, довольно глупой и грубой, но не несущей смысловой и особенно идеологической нагрузки.

Прежде всего, в этих карикатурах мир совершенно другой. Мир, на фоне которого происходят мультипликационные события, отчаянно находится в темноте. И только зерна добра в виде черепашек ниндзя пытаются бороться со злом.

И плохое, как правило, физически уничтожается, что совершенно не принято в наших действиях в сказках, где они пытались бороться со злом по-другому: они пытались чтобы помешать этому или убедить его. Некоторые родители (не совсем осознающие) просто запрещают своим детям наблюдать за ними. Они видят эти карикатуры как «очень злые и не учат добру».

Многие родители не запрещают своим детям наблюдать за ними. Они не запрещают это не потому, что не чувствуют коррумпированного влияния этих продуктов, а потому, что даже не смотрят на них. Они не смотрят эти фильмы, потому что они привыкли к советской системе - «они не будут показывать детям вред на телевидении». Пожилые люди, а также молодые - те, кто уже знает и чувствует развращенность современных СМИ - подвержены этому заблуждению. Для того, чтобы они поняли, необходимо специально ориентировать этих людей на предвзятое представление о том, на что смотрит их ребенок. После тщательного просмотра некоторых из этих карикатур (особенно когда их внимание сфокусировано на особо характерных деталях этих карикатур) эти люди.

Такие прекрасные анимационные фильмы киностудии «Уолта Диснея», как «Белоснежка», «Бэмби», «Красавица и чудовище», «Король Лев», несут в себе доброе начало. Но эти фильмы не транслируются по телевидению.

И дети чаще всего смотрят не очень качественную продукцию о механических монстрах, вампирах, приведениях и всемогущих роботах. Почти во всех мультфильмах заговора есть конфликт, битва, перестрелка, убийства, то есть элементы агрессивного поведения и насилия. И почти все дети буквально захвачены анимацией и часто отказываются играть, просто чтобы сидеть перед телевизором[4].