Файл: Разработка и обоснование плана оборота розничной торговли по общему объему и основным торговым группам. Резервы увеличения оборота розничной торговли, на примере реально существующей организации (Оборот торговли: экономическая сущность, методика анализа и.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В настоящие время главной целью торговых предприятий должно быть получение максимальной прибыли, при этом товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель.
Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда.
В сфере розничной торговли показатель товарооборота является важнейшей характеристикой деятельности предприятия.
Розничный товарооборот выступает как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия.
Розничный товарооборот характеризует эффективность использования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является экономическим понятием, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с объемом затраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) дает представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат.
Развитие розничного товарооборота должно быть тесно увязано с таким экономическим показателем, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда.
Целью курсовой работы является изучение методики экономического анализа оборота розничной торговли.
Для выполнения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
- рассмотрение понятия сущности оборота розничной торговли, его экономического содержания и значения;
- рассмотрение целей и задач анализа оборота розничной торговли;
- проведение анализа оборота розничной торговли на материалах объекта исследования;
- проведение комплексного анализа показателей оборота розничной торговли на материалах объекта исследования;
- рассмотрение путей совершенствования анализа оборота и увеличения розничной торговли.
Предмет исследования - совокупность рассматриваемых процессов, явлений, отношений, закономерностей и связей указанных и определенных выше на примере ООО «ДНС ФРАУ ТЕХНИКА».
Методология исследования опирается на общенаучный системный подход, обобщение и анализ документов, междисциплинарный подход, использованный для комплексного изучения поставленной проблемы.
Информационной базой исследования послужили материалы научной и периодической печати по исследуемой теме, законодательные акты и иные нормативные правовые акты, материалы предприятия торговли.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
1. ОБОРОТ ТОРГОВЛИ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, МЕТОДИКА АНАЛИЗА И ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1. Сущность, состав и значение оборота торговли
Оборот розничной торговли представляет собой продажу потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации.
Она может быть произведена [13]:
- юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, для которых торговая деятельность является основной (магазины, предприятия общественного питания и др.);
- юридическими лицами, осуществляющими торговлю, но для которых торговая деятельность не является основной (фирменные магазины, магазины при промышленных предприятиях и др.);
- физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.
В состав розничного товарооборота может быть включена продажа товаров юридическим лицам, но исключительно за наличный расчет с использованием кассовых аппаратов. Включается в оборот розничной торговли в полном объеме стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой. Также при отпуске потребительских товаров непосредственно населению в счет задолженности по заработной плате, пенсиям, пособиям организаций розничной торговли их стоимость включается в оборот розничной торговли [11].
При таком отпуске осуществляется последующее возмещение продажной стоимости отпущенных населению товаров организации – продавцу, что реально создает оборот этой организации.
Инструкция по заполнению унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве отгрузке товаров и услуг», утвержденная постановлением Госкомстата России по согласованию с Минэкономики России от 17 ноября 1977г. № 76 в редакции постановлений Госкомстата РФ от 25 мая 1998г. №56, от 8 декабря 1998г. № 122 и от 23 февраля 1999г. № 14 в состав товарооборота розничной торговли включает [12]:
- стоимость проданных населению потребительских товаров:
- за наличный расчет;
- по кредитным карточкам;
- по расчетным чекам банков;
- по перечислениям со счетов вкладчиков (что также учитывается как продажа за наличный расчет);
- стоимость проданных товаров по почте с оплатой по безналичному расчету (по моменту сдачи посылки отделению связи);
- стоимость товаров, проданных в кредит (по моменту отпуска товаров покупателю) в объеме полной стоимости товара;
- стоимость товаров, сданных на комиссию (по моменту продажи) в объеме комиссионных вознаграждений, если торговое предприятие не является собственником товаров; в размере полной стоимости, если торговое предприятие является собственником товаров;
- стоимость проданных по образцам товаров длительного пользования (по времени выписки счета-фактуры, и доставки покупателю независимо от времени фактической оплаты товара покупателем);
- полная стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой (лекарственных средств, топлива и т.п.);
- стоимость проданных по подписке печатных изданий (по моменту выписки счета без учета стоимости доставки);
- стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в цену товара;
- стоимость проданной порожней тары.
Не включается в оборот розничной торговли:
- стоимость проданных товаров, не выдержавших гарантийных сроков службы;
- стоимость проездных билетов, талонов на все виды транспорта.
- Также не включается в оборот розничной торговли:
- стоимость спецодежды, выданной своим работникам;
- продажа товаров (как непродовольственных, так и продовольственных) по безналичному расчету организациям социальной сферы (больницам, школам, детским садам и др.);
- продажа товаров спец. потребителям (милиции, военным организациям и др.).
Оборот розничной торговли для целей статистического наблюдения устанавливается в розничных ценах – фактических проданных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость и акциз.
Оборот розничной торговли устанавливается на основании данных бухгалтерского учета. При реализации товаров за наличный расчет непосредственно населению с использованием контрольно-кассовых машин обязательным является выдача покупателю кассового чека (счета). Следовательно, обязательным признаком операции относимой к обороту розничной торговли является наличие кассового чека (счета) [15].
Таким образом, сущность оборота розничной торговли выражают экономические отношения, связанные с обменном наличных денежных средств населения на приобретенные товары в порядке купли-продажи.
Оборот розничной торговли отражает экономический процесс обмена товаров на деньги в соответствии с требованиями рыночного механизма, социальный процесс перехода товарной массы в сферу потребления, т.е. удовлетворение покупательского спроса, финансовый процесс формирования денежной выручки. На уровне отдельных предприятий следует учитывать взаимосвязь розничного товарооборота и других показателей деятельности торговых организаций. При этом оптимальным считается такое соотношение в развитии этих показателей, которое представлено в моделях стратегического регулирования товарооборота.
На федеральном уровне показатель оборота организации розничной торговли (величина продажи в целом) используется в числе основных показателей для оценки социально-экономического положения страны при характеристике масштаба и структуры потребительского рынка. Продажи в значительной степени влияют на денежный оборот, определяет бюджетные поступления, и находят отражения во многих других макроэкономических показателях.
По темпам роста продаж изменениям их структуры судят об изменениях в уровне жизни населения.
Объем продажи представляет собой один из показателей процесса воспроизводства, характеризует заключительный этап движения товаров из сферы обращения в сферу потребления. Его объем и изменения отражают важные пропорции национальной экономике: соотношения темпов роста производства средств производства и предметов потребления, распределение национального дохода на фонд потребления и фонд накопления, долю индивидуальной оплаты труда в национальном доходе, масштабы и уровень удовлетворения спроса населения на товары и т.п. [10, 14].
1.2. Методы планирования оборота по общему объему
Предприятия в целях выхода из кризиса разрабатывают бизнес-план, важное место в котором отводится обоснованию объема продаж. От его величины зависят все другие показатели, такие как доходы, расходы, прибыль, товарные запасы и в целом развитие торговой деятельности оптового предприятия.
Главный смысл планирования состоит в повышении эффективности работы предприятия посредством ориентации и координации всех событий на необходимый объем продаж, выявления рисков и снижения их уровня, повышения гибкости в организации торгового процесса, приспособления к изменениям [5].
Разработка плана оборота оптовой торговли сводится к определению потребности в товарах и услугах розничных предприятий, промышленных предприятий, частных предпринимателей и других оптовых покупателей. Своевременное и точное выявление потребностей служит основанием для закупки товаров в установленный срок у поставщиков в необходимом количестве и определенного качества. Если потребность в товарах оценена с отклонением от необходимой величины, то последствия и при ее завышении, и при ее уменьшении будут очень тяжелыми. Излишние товары окажут влияние на ухудшение финансового состояния, а их недостаток может привести к перебоям в торговле, потере покупателей и уменьшению объема продаж [1, 7].
Процесс планирования оборота оптовой торговли предприятиями включает:
- обоснование плана реализации товаров и оказания услуг оптовым покупателям;
- выбор поставщиков и определение объема и сроков поставок товаров на склады оптового предприятия.
Первым этапом планирования объема реализации является исследование рынка (спроса и предложения) и формирование портфеля заказов, т.к. как уже отмечалось, реализуемой считается та продукция, которая должна быть отгружена потребителям в планируемом периоде [6].
Прогноз общего объема реализации рассчитывается как сумма прогнозируемых продаж отдельных видов товаров. Базой для такого расчета служат маркетинговые исследования, основанные на глубоком изучении происходящих социально-экономических изменений, анализе объемов продаж за прошлые годы, тщательном учете перспектив развития всех отраслей народного хозяйства, изменений в спросе населения на различные товары. При этом учитывают комплексное влияние множества факторов, основными из которых являются:
- Сложившийся уровень потребления и реализации товаров.
- Уровень производства отдельных предметов потребления и соответственно изменение объема и структуры товарных ресурсов.
- Соотношение товарного и нетоварного потребления.
- Нормы потребления пищевых продуктов и важнейших непродовольственных товаров в сопоставлении с фактическим уровнем потребления.
- Изменения жилищно-бытовых условий обслуживаемого населения [2].
Методика прогнозирования и планирования объемов продаж различна в зависимости от особенностей отдельных видов продукции. Применительно к каждому виду продукции используют дифференцированные методы расчета объема продажи с учетом тех экономических факторов, которые оказывают на него решающее влияние [3, 4].