Файл: Использование интервью как метода сбора первичной маркетинговой информации (Интервью как метод сбора информации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 291
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Уровень современного развития практического маркетинга поражает многообразием методов и технологий рыночных исследований. И хотя интервью среди них остаётся весьма сильным инструментом для сбора первичной маркетинговой информации и построения гипотез о продукте, услуге и его потребителях, часто его возможности недооценивают и даже игнорируют. Причина кроется в том, что за кажущейся простотой метода таятся сложности коммуникационного характера: многие специалисты воспринимают интервью только лишь как алгоритм вопросов и ответов.
Однако, как показывает практика, продуманные разнообразные вопросы, основанные на гипотезах команды, качественное слушание, эмпатия к интервьюируемому и гибкость в проведении исследования (например, незапланированное расширение истории респондента) способны дать новые и интересные данные для анализа, построения маркетинговых гипотез и дальнейшей их проверки.
Автору данной курсовой метод интервью часто позволял обнаружить проблемы, “узкие места” в пользовании цифровыми продуктами, потенциальные точки развития, о которых не было предположений или знаний у продуктовой или маркетинговой команды. Часто интервью корректировали дорожную карту проведения дальнейших исследований. Поэтому автор работы считает выбранную тему важной и интересной для рассмотрения как для себя лично, так и для любого специалиста, работающего в сфере маркетинга, дизайна продуктов, пользовательского опыта и других смежных областей.
Целями курсовой работы станут изучение теоретических аспектов интервью, его проектирование и применение на практическом примере.
Для достижения выделенных целей мы:
- Ознакомимся с понятиями маркетинговой информации, первичной и вторичной
- Рассмотрим методику проектирования интервью
- Используем интервью по методике на практическом примере.
В качестве источников теоретических знаний будет использована нижеприведённая литература:
- Сафронова Н. Б. Маркетинговые исследования: Учебное пособие / Н. Б. Сафронова, И. Е. Корнеева. - М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и Ко”, 2017. - 296 с. - учебное пособие для студентов бакалавриата, составлено и рецензировано педагогами, ведущими активную научно-исследовательскую деятельность.
- Алексунин В.А. Маркетинг: Учебник / В. А. Алексунин. - 6-ое изд. - М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и Ко”, 2016. - 216 с. - учебник, рекомендованный Министерством образования и науки РФ и рецензированный видными деятелями образования.
- Нуралиев С. У. Маркетинг: Учебник для бакалавров / С. У. Нуралиев, Д.С. Нуралиева. - М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и Ко”, 2016. - 362 с. - также рекомендованный для бакалавров учебник, рецензированный профессорами экономических наук.
- Солдатова С.Э., Лукьянова Н.Ю., Чеглакова Л.М. Методы исследований в менеджменте. Учебное пособие для обучающихся по направлению 080200.68 “Менеджмент”. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 342 с. – учебное пособие, рецензировано доктором экономических наук.
1. ИНТЕРВЬЮ КАК МЕТОД СБОРА ИНФОРМАЦИИ
Для дальнейшей работы познакомимся с основными связанными понятиями, т.е. с маркетинговой информацией и её видами.
1.1 МАРКЕТИНГОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Согласно определению, маркетинговая информация - совокупность сведений для принятия управленческих решений.[1]
При этом она должна решать нижеприведённые задачи:
- выявлять и реализовывать конкурентные преимущества (предприятия/продукта/услуги)
- снижать уровень риска
- определять отношение потребителей (к предприятию/товару/услуге)
- следить за внешней и внутренней средой
- координировать стратегию развития
- повышать эффективность деятельности.[2]
Для того, чтобы маркетинговая информация стала максимально полезной, её фильтруют по следующим параметрам:
- релевантность - соответствие поставленным задачам
- актуальность - новизна и скорость получения
- достоверность - соблюдение методических правил сбора, сверка сомнительной информации с другими источниками
- целесообразность - соотнесение ресурсных затрат на получение с важностью
- оптимальная полнота - достаточный объем
- системность - сведение воедино информации из различных источников (Рис. 1).[3]
Рисунок 1. Критерии фильтрации маркетинговой информации.
В интересующей нас типологии - по способу получения - маркетинговую информацию разделяют на первичную и вторичную.
Вторичная информация представляет собой данные, собранные ранее для других целей, независимо от текущей исследуемой проблемы.
Первичная же информация - это только что полученные данные для конкретной исследуемой проблемы. Именно она нас и будет интересовать как результат проведения интервью.
Нужно отметить, что первичная информация имеет свои достоинства и недостатки:[4]
Плюсы |
Минусы |
Контролируемая методология сбора |
Ресурсоёмкость (время и деньги) |
Точные цели сбора, степень детализации и свежесть |
Вероятна неспособность фирмы к самостоятельному сбору |
конфиденциальность полученных данных |
|
может быть определена степень надёжности |
1.2 МЕТОДЫ СБОРА ПЕРВИЧНОЙ МАРКЕТИНГОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Всего выделяют четыре метода сбора первичной маркетинговой информации:
- Наблюдение
- Эксперимент
- Имитация
- Опросы
- Интервьюирование
- Анкетирование.[5]
Немаловажно отметить, что интервью относится к качественным исследованиям, т.е. ставит своей целью ответить на вопрос “что означают ответы” и “почему так отвечают” интервьюируемые, в то время как анкета относится к количественным исследованиям и стремится понять “кто и как отвечает” и “сколько так отвечают”.[6]
При этом интервью и анкеты часто идут в тесной связке, т.к. с помощью интервью можно набрать определённую массу информации, составить гипотезы. Далее данные, полученные в результате интервью, можно переложить по методике в анкеты и подтвердить или опровергнуть оные статистически.
1.3 ИНТЕРВЬЮ И ЕГО ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Любое исследование имеет несколько основных этапов:
- Определение проблемы и постановка цели
- Отбор источников информации
- Сбор и анализ вторичной информации
- Определение содержания и методики сбора первичной информации
- Анализ данных, разработка выводов и рекомендаций
- Практическое использование результатов.[7]
Интервью не является исключением, поэтому при проведении его на практике мы будем придерживаться вышеописанных шагов.
Особенностью проектирования интервью является подготовка гипотез (предположений) о причинах возникновения проблем и объёма вопросов к ним.
Вопросы по типу могут делиться на:
- Открытые – предполагают ответы без «подсказок»
- Закрытые – содержат перечень возможных ответов
- Вопросы-перечни – предлагают веер ответов, часто со шкалой оценки
- Фильтрующие вопросы – делят опрашиваемых по какому-либо признаку и предлагают различные вопросы, исходя из этого
- Вводные вопросы – несложные вопросы, часто используются для установления контакта.[8]
Для интервью чаще всего применяют открытые вопросы, вводные и фильтрующие, т.к. интервьюер имеет своей целью получить развёрнутый, свободный ответ респондента. При проведении также необходимо учитывать социальный фактор: чистота и полнота ответов респондента может зависеть от окружающей среды, пола исследователя и других коммуникационных барьеров.
Сложностью же анализа, собранной устной и текстовой массы ответов можно назвать интерпретацию и переложение в гипотезы.
Из вышеописанного мы можем сделать вывод, что интервью может стать хорошим инструментом для сбора первичной маркетинговой информации, получить совершенно новые и свежие информационные направления. Всё это, в свою очередь, помогает построить гипотезы потребительского поведения, скорректировать перечень и состав проводимых далее качественных и количественных исследований.
Однако, среди недостатков первичной информации, а, следовательно, и интервью как метода является ресурсоёмкость: при качественной выборке требуется немалое время исследователя/исследователей, а нередко и дополнительные финансовые затраты (на условия проведения, например). Поэтому метод является прерогативой крупных и средних предприятий, которые могут проводить их собственными силами или же с помощью внешних подрядчиков.
Также к сложностям проведения интервью можно отнести возможные коммуникационные барьеры между исследователем и интервьюируемым, которые, однако, можно попытаться скорректировать подготовкой или в ходе исследования.
2.ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРВЬЮ ДЛЯ СБОРА МАРКЕТИНГОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ САЙТА КОМПАНИИ «ТЕПЛОПРОФИ»
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПАНИИ
На момент проведения исследования компания работала со следующими рыночными характеристиками:
- Рынок - продажа теплового и насосного оборудования
- География - Россия, Казахстан, Узбекистан
- Сегмент - розница (частные покупатели) и опт (корпоративные клиенты)
- Целевая аудитория - 1. Специалист монтажной или строительной компании 2. Руководитель монтажной или строительной компании 3. Владельцы домов
- Товары - теплообменники, котлы, насосы, запчасти, сервисное оборудование
- Услуги - подбор, проектирование, сервис, доставка.
2.2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ И ЦЕЛЕЙ
На входе командой были обозначены следующие проблемы:
- Неудовлетворительный рост продаж через веб-сайт
- Малое количество частных и мелкооптовых клиентов.
Исходя из вышеперечисленного, целями интервью стали:
- Выявление скрытых проблем и “болей” сегментов целевой аудитории при поиске оборудования как online, так и offline
- Выявление неохваченных командой задач, стоящих перед потенциальным покупателем при выборе оборудования.
2.3 ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
Источниками информации для проведения интервью были выбраны представители каждой целевой аудитории в случайной выборке по 5 человек, которые подбирались среди ближайшего окружения исследователей (личные и рабочие контакты) и через объявления с помощью социальных сетей (широкий круг знакомств). Не привлекались респонденты за условное вознаграждение (скидка, бесплатный обед и т.п.) и сотрудники компании «ТЕПЛОПРОФИ».
2.4 СБОР И АНАЛИЗ ВТОРИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ
Параллельно с проведением интервью были также проанализированы вторичные данные из:
- статистических метрик веб-сайта
- данные о пользователях от отдела веб-продаж
- результаты открытых рыночных исследований.
Статистическое исследование.
Предположения, выдвинутые перед проведением сбора данных метрик:
Рисунок 2. Предположения о поведении посетителей сайта «ТЕПЛОПРОФИ».
Карта скроллов позволила подтвердить активность в зоне целевых действий, особенно форму обратного звонка.
Рисунок 3. Карта скроллов сайта «ТЕПЛОПРОФИ».
Карта кликов дала возможность проследить и подтвердить интерес к номерам телефонов, электронной заявке, каталогу, ценам. Информация о компании оказалось тоже востребованным разделом, видимо из-за особенностей B2B. Удивила «закликанность» раздела «Контакты» при обилии способов связи на главной. Обратный звонок явно не в приоритете, люди предпочитают звонить сами.
Рисунок 4. Карта кликов сайта «ТЕПЛОПРОФИ».