Файл: Правовое регулирование пенсионного страхования в рф 1 Сущность пенсионного страхования в рф.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Правовое регулирование пенсионного страхования в РФ
1.1 Сущность пенсионного страхования в РФ
1.2 Понятие страховой пенсии по старости и условия ее назначения
Глава 2. Особенности назначения и выплаты страховой пенсии по старости
2.1 Порядок назначения страховой пенсии по инвалидности
1.2 Понятие страховой пенсии по старости и условия ее назначения
Пенсия в обязательной системе страхования (ОПС) назначается при наступлении страхового случая, а именно пенсионного возраста, установления инвалидности или утере кормильца.
Все застрахованные в системе ОПС получают свидетельство с указанием номера индивидуального лицевого счета - СНИЛС.
Пенсии, предусмотренные ОПС формируются за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателями (страхователями) за своих работников и за себя в ПФР. Существует несколько видов таких пенсий:
· страховая пенсия по старости
· страховая пенсия по инвалидности
· страховая пенсия по потере кормильца.
Страховая пенсия является основным видом пенсии в России. Все граждане, вступившие в систему ОПС, а значит получившие СНИЛС, являются застрахованными лицами. В роли страховщика таких пенсий выступает Пенсионный фонд РФ.
Страховая пенсия по старости устанавливается при наличии определенных условий:
1. Достижение пенсионного возраста либо права на досрочное назначение;
2. Наличие минимального страхового стажа
. Необходимое количество пенсионных баллов.
Возраст выхода на пенсию остался неизменным: 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин. Требование к минимальному страховому стажу составляет 15 лет. Такое условие будет выполняться постепенно с требуемых 6 лет в 2015 году до 15 лет к 2025 году. Также ежегодно будет увеличиваться и минимальное количество баллов от 6,6 в 2015 году до требуемых 30 к 2025 году.
После вступления в силу реформы пенсионной системы и Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", выражению "трудовая пенсия" часто приходит на смену понятие "страховой пенсии". Исходя из данного документа, страховая пенсия - это один из видов ежемесячной выплаты гражданам, которые потеряли возможность получать доход вследствие потери трудоспособности из-за старости, по причине в связи с инвалидностью или утраты дохода кормильца, связанного с его смертью.
До 2015 года трудовая пенсия была совокупностью двух частей: накопительной и страховой. Трудовая пенсия реформой 2015 года была разделена на две пенсии: страховую и накопительную. Теперь это две разные пенсии, которые граждане будут получать отдельно друг от друга.
Данная выплата является самым распространенным видом пенсий в Российской федерации.
По большому счету, пенсионная реформа практически не коснулась порядка оформления, назначения и требований к будущему пенсионеруи, если гражданин был знаком с процедурой раньше, многие моменты покажутся знакомыми.
Страховая пенсия по старости - вид страховой выплаты, назначающийся гражданам при следующих условиях, описанных в статье 8 Федерального закона "О страховых пенсиях":
. Продолжительность страхового стажа (периода, когда в Пенсионный фонд России отчислялись страховые взносы от работодателя) не менее 7 лет в 2016 году.
. Достижение пенсионного возраста. Для мужчин он составляет 60 лет, для женщин - 55 лет.
. Сумма пенсионных баллов или ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента) должна составлять в 2016 году не менее 9.0.
В соответствии со статьей 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", условия относительно страхового стажа и требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента вводятся постепенно в течение установленного переходного периода.
Необходимые продолжительность страхового стража и минимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента и их увеличение с течением времени описаны в таблице 1.
Таблица 1. Продолжительность страхового стража и минимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента
Год | Требуемая продолжительность страхового стажа | Необходимая минимальная величина ИПК |
2016 | 7 лет | 9.0 |
2017 | 8 лет | 11.4 |
2018 | 9 лет | 13.8 |
2019 | 10 лет | 16.2 |
2020 | 11 лет | 18.6 |
2021 | 12 лет | 21.0 |
2022 | 13 лет | 23.4 |
2023 | 14 лет | 25.8 |
2024 | 15 лет | 28.2 |
2025 и далее | 15 лет | 30 |
Значение пенсионного балла, необходимое для назначения данной выплаты, определяется на день достижения пенсионного возраста, в случае же досрочного выхода - на день установления такой пенсии. Определение необходимого стажа идет также на день установления выплаты.
Если все вышеуказанные условия соблюдены, страховая пенсия по старости назначается бессрочно.
Глава 2. Особенности назначения и выплаты страховой пенсии по старости
2.1 Порядок назначения страховой пенсии по инвалидности
Порядок определения срока выплаты отражены в статье 22 Федерального закона "О страховых пенсиях". Общее правило можно сформулировать так: пенсия устанавливается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на получение данной выплаты.
Важным моментом для определения срока установления пенсии является то, когда гражданин обратился за назначением. Само понятие "день обращения" разъяснено в п.2 ст.22 Федерального закона "О страховых пенсиях" и в зависимости от способа обращения означает:
· день приема отделением ПФР заявления о назначении пенсии, а также всех необходимых документов (см. ниже);
· дата отправления пакета документов по почте;
· дата обращения через Портал Госуслуг;
· дата приема документов в МФР (многофункциональном центре).
Стоит отметить, что орган ПФР имеет право запросить у гражданина только те документы, которые не находятся в государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомствованных им структурах.
На основании пунктов 2 и 6 приложения к Приказу Минтруда России от 28.11.2014 N 958н можно составить перечень документов, которые требуются для установления данной выплаты:
1. Заявление об установлении пенсии.
2. Паспорт.
3. СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счёта - "зеленая пластиковая карточка", как выражаются сотрудники отделений ПФР).
4. Документы, подтверждающие страховой стаж (трудовая книжка, договоры и т.д.).
Необходимо отметить, что после проведенной реформы, которая состоялась в 2015 году, изменились требования к необходимому стажу для назначения трудовой (теперь уже страховой) пенсии - он должен составлять 15 полных отработанных лет. При этом решено было такое повышение проводить поэтапно - каждый год увеличивая значение на 1 год.
Есть такие граждане, которым в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" может назначаться пенсия досрочно (ранее установленного по России пенсионного возраста), но при наработке определенного стажа на соответствующих видах работ. Требования к продолжительности работы таких лиц изменений не потерпело
При отсутствии стажа работы гражданину будет отказано в установлении трудовой выплаты даже при достижении пенсионного возраста. Продолжительность стажа определяется в зависимости от вида назначаемой пенсии (страховой, государственной), профессиональных или социальных критериев. При наличии определенной выработки некоторые категории граждан обладают правом на досрочное получение пенсионного обеспечения. Даже в том случае, когда у человека отсутствует трудовой стаж, государство выплачивает социальную пенсию.
Одним из способов оказания государственной социальной помощи является социальная доплата, которая производится к пенсии неработающим пенсионерам. Данный вид государственной поддержки существенно отличается от других, так как охватывает широкий круг лиц, повышая уровень их материального благосостояния.
Впервые такое понятие, как социальная доплата (СД) к пенсии, было введено с 1 января 2010 года, в связи с принятием Федерального закона РФ от 24.07.2009 N 213-ФЗ, которым были внесены изменения в Федеральный закон РФ от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Долгие споры о том, что пенсия не может быть менее величины прожиточного минимума (ПМ), и множественные обращения малообеспеченных пенсионеров в судебные инстанции, привели к появлению нового вида поддержки - социальной доплаты к пенсии.
Социальная доплата к пенсии представляет собой доплату пенсионеру, общая сумма материального обеспечения которого не достигает прожиточного минимума, до указанной величины. Указанная доплата производится малоимущим пенсионерам из федерального бюджета. Она не зависит от вида пенсии и личного вклада гражданина в ее размер.
Основным ее отличием от материальной помощи, которая, как правило, носит адресный характер и выплачивается единовременно, является то, что она устанавливается и выплачивается ежемесячно до тех пор, пока пенсионер не устроится на работу или сумма его дохода не достигнет прожиточного минимума.