Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере Макдоналдс) (Теоретические аспекты конкурентоспособности компании).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования, заключается в том что, любой рынок, независимо от его вида, базируется на трех основных составляющих: цене, спросе и предложении, и конкуренции. Именно они способствуют установлению на рынке равновесия. Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Она является необходимым условием эффективного рынка.

Конкуренция – это соперничество между субъектами рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое соперничество неизбежно. Причинами его являются полная хозяйственная самостоятельность предприятий и полная зависимость их деятельности от рыночной конъюнктуры.

Конкуренция дает производителю постоянный спрос, следовательно, и прибыль, если его продукция не соответствует критериям потребителей. Поэтому обеспечиваются желания и потребителей. Конкуренция выражается в этом разнообразии. Противоположные интересы разных субъектов рынка зарождают неудачи одних и успехи других. Конкурентная борьба – это механизм, двигающий экономику вперед, механизм, который совершенствует экономику.

Главными отличительными чертами, раскрывающимися преимуществами экономики рыночного характера перед экономикой, которая осуществлялась по средствам централизованного планирования, является конкуренция. В современной экономике именно конкуренция способствует развитию и прогрессу общества рыночного характера, и поступательному движению современной цивилизации.

Каждый экономист сегодня понимает и знает, что рынок сегодня тем эффективнее, чем более он похож на условия конкуренции совершенного рынка. Только рынке совершенной конкуренции цены будут служить информацией о том, что необходимо производить, в каких объемах и кто будет являться потребителем произведенной продукции, а на рынке монополий наоборот информация о ценах и о самой конкуренции будет иметь закрытый характер.

Реальная экономика рыночного характера сегодня невообразима без конкуренции, которая возникает не только между производителями товаров и услуг, но и между потребителями.

Все вышеуказанное определило актуальность, выбор темы, а так же цели, задачи, теоретические и практические разработки, положенные в основу данной работы.

В качестве объекта исследования было выбрано «Макдоналдс»

Предметом исследования является построение системы обеспечения конкурентоспособности предприятия.


Целью курсовой работы является поиск и развитие конкурентных преимуществ «Макдоналдс» в долгосрочной перспективе.

Указанная цель предполагает решение следующих задач:

- изучение теоретических основ конкуренции;

- оценка конкурентоспособности и конкурентных преимуществ «Макдоналдс»;

- поиск путей развития конкурентных преимуществ «Макдоналдс».

При выполнении курсовой работы использовались такие методы, как системный и комплексный анализ, конкретно-исторический подход, метод сравнения и пр.

Проблемам оценки и способам обеспечения конкурентоспособности посвящены работы Баздникина А. С., Бузырева В. В., Головачева А.И., Герасименко В. В., Кузнецовой И.А., Котлера Ф., Фатхутдинова Р.А. Труды этих и ряда других авторов составили теоретическую базу проведенных исследований.

Курсовая работа состоит из введения, трех основных глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

1. Теоретические аспекты конкурентоспособности компании

1.1. Понятие и сущность конкуренции

Конкуренция – один из главных аспектов рыночной экономики. Индикатором признания весомого значения конкуренции для успешного функционирования рыночной экономики является то, что в развитых странах мира были приняты законы о конкуренции и созданы надзорные органы, которые занимаются регулированием конкуренции[1].

Конкурентоспособность товара выражается через его конкурентные преимущества на внутреннем и внешнем рынках. Это достигается за счет производства нового товара или на основе сочетания эффективного использования всех ресурсов предприятия и снижения издержек производства с обеспечением относительно низких цен и высокого качества товара, который имеет спрос на рынке, выгодно отличается от аналогичных товаров конкурентов, удовлетворяет конкретные потребности покупателя и обеспечивает товаропроизводителю стабильность в получении прибыли, повышении эффективности производства и на этой основе - расширенное воспроизводство[2].

Многие представители, относящиеся к различным экономическим школам, по-своему проявляли свой интерес к поиску точного определения явления конкуренции и к изучению её отдельных составных частей. Именно по этой причине в настоящий момент в мире существует невероятное множество дефиниций конкуренции.


В наше время в условиях глобализации и единении мировой экономики, информационного и технологического прогресса, при высоком уровне нестабильности бизнес индустрии конкуренция продолжает оставаться одной из наиболее важных составляющих эволюционирующего рыночного механизма.

Важно отметить то, что успешное функционирование и развитие хозяйственных субъектов различного уровня может существовать лишь при условии использования эффективных методов ведения конкурентной борьбы и обеспечения высокого уровня конкурентоспособности.

В настоящее время существует непрерывное, постепенное и пошаговое развитие теории конкуренции, прошедшей свой путь от формирования первых научных мыслей о сущности и системе этой сложной и многоуровневой категории, до установления в качестве самостоятельного раздела экономической науки, объединяющего концепции конкуренции не только нескольких школ и направлений экономической мысли, но также маркетинга, менеджмента и теории стратегического управления[3].

Основы теории конкуренции имели место еще в 18 веке, в работах представителей классической политической экономии. Дефиницию конкуренции в экономику ввел А. Смит[4]. Данный ученый стал основоположником сразу трех наиболее известных в настоящее время точек зрения на сущность конкуренции: поведенческую, функциональную и структурную, сторонники которых обращают внимание на различные составляющие данного сложного феномена.

Таким образом, поведенческая концепция конкуренции, является внутренним свойством, принадлежащим человеку по натуре, которое находит свое место в поведении соперничающих людей и рассматривается как конфликт, диспут противоположных взглядов, выражающих их интересов и сил. Приверженцы же функциональной концепции изучают ее роли(функций) в рыночном хозяйстве, экономическом развитии.

Другой точки зрения придерживаются сторонники структурного подхода, они рассматривают конкуренцию как состояние рынка, критерий которого выделяет тот или иной тип отраслевого рынка.

Продолжая мысль А. Смита, Д. Рикардо изучил и описал механизм ценового регулирования рынка при функционировании конкуренции, свел воедино концепцию совершенной конкуренции при существовании рынка и разработал теорию относительных конкурентных преимуществ[5].

Ощутимый вклад в развитие теории конкуренции внес Дж. С. Милль, изучавший конкуренцию как один из основных критериев, определяющих «деление продукта» в условиях частной собственности, разработал уравнение спроса[6]. В 19 веке важную роль в развитии теории конкуренции сыграли представители неоклассического направления экономической науки, анализировавшие конкуренцию на микроэкономическом уровне, определили условия существования конкуренции, выявили влияние конкуренции на механизм рыночного ценообразования.


Основатель математической школы У. С. Джевонс был одним из первых ученых, который применил математические методы к экономическому анализу конкуренции. По его мнению, совершенная конкуренция- необходимое условие успешного развития рынка, так как она заставляет участников рыночных отношений производить и обменивать те материальные блага, которые наиболее полно удовлетворяют их потребности.

Затем модель У. С. Джевонса стала более точной благодаря Ф. И. Эджуорту, который сумел проиллюстрировать в ней процесс достижения равновесной цены. Более того, Ф. И. Эджуорт на основе принципа системности дал более точное определение совершенной конкуренции, добавив в него выполнение условия свободы заключения и пересмотра контрактов между участниками рыночных отношений[7].

Создателем теории монополистической конкуренции стал Э. Г. Чемберлин, который предложил свою идею своеобразного синтеза конкуренции и монополии. Необходимо упомянуть, что Э. Г. Чемберлин рассматривал монополистическую конкуренцию как одно из естественных состояний рынка, который находится в состоянии равновесия, определив конкуренцию как динамический по своей природе процесс[8]

Основоположником нового взгляда на сущность конкуренции стал представитель поведенческой экономической теории Г. А. Саймон, который доказал, что в условиях неопределенности внешней среды и избытка информации конкуренция адаптируется и может носить социальный характер[9].

В 21 веке развитие инновационной концепции конкуренции усилилось благодаря разработке модели «стратегии голубого океана» В. Чан Кима и Р. Моборна. Основная мысль, которой заключается в том, что в современном мире компаниям неразумно конкурировать друг с другом на традиционном рынке сбыта своей продукции, им необходимо обратить внимание на создание новейших рыночных ниш и рынков - «голубых океанов», которые являются свободными от конкурентов путем внедрения инноваций[10]

Сделав краткий анализ базовых этапов эволюции теории конкуренции, мы делаем вывод о том, что конкуренция является объектом исследования различных экономических школ и направлений экономики, разносторонность и сложность данного феномена затрудняет формирование одного общего подхода к ее сущности. Разработанные учеными теории и концепции пока не позволяют объективно описать многие формы сложившихся и еще формирующихся в современной экономике конкурентных отношений.


Конкуренция представляет собой механизм, с помощью которого деятельность максимизирующих прибыль предприятий направляется в интересах общества. Стимулируя эффективность производства и разработку новых технологий и продуктов, конкурентная активность вызывает заметные изменения на всех рынках.

Другими словами, конкуренция – это соперничество между субъектами рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое соперничество неизбежно. Причинами его являются полная хозяйственная самостоятельность предприятий и полная зависимость их деятельности от рыночной конъюнктуры[11].

Для конкуренции обязательно наличие нескольких субъектов с одинаковыми целями в одной и той же сфере деятельности. Сейчас практически любой рынок является конкурентным, так как характеризуется присутствием множества участников, предлагающих аналогичные товары и услуги. Поэтому конкуренция выгодна, прежде всего, потребителю, так как заставляет предприятия постоянно совершенствовать производство, снижать цены, разрабатывать новые товары, предлагать новые услуги.

Выделяют следующие функции конкуренции в рыночной экономике[12].

1. Регулирующая функция. Для обеспечения конкурентоспособности предприятие должно предлагать продукты, которые интересны потребителю. За счет этого факторы производства направляются в отрасли экономики, в которых их потребность возрастает.

2. Мотивирующая функция. Прибыль предпринимателя напрямую зависит от качества производимой им продукции и величины производственных издержек. Благодаря конкуренции происходит улучшение качества продукции и снижение затрат на ее производство.

3. Распределительная функция. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой производительности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом.

4. Контролирующая функция. Конкуренция ограничивает монополизацию экономики, предоставляя покупателю возможность выбора из нескольких производителей или продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем более справедливой является цена на продукт.

Конкуренция бывает функциональной, видовой и предметной. Конкуренция первого типа присутствует, когда потребность можно удовлетворить разными способами. Видовая конкуренция обусловлена наличием различных товаров и услуг, удовлетворяющих одну и ту же потребность. И, наконец, предметная конкуренция связана с тем, что разные предприятия предлагают одинаковые товары одинаковые услуги[13].