Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере Макдоналдс) (Теоретические аспекты конкурентоспособности компании).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для противодействия пяти конкурентным силам и достижения лучших показателей по сравнению с другими предприятиями выделяют следующие три потенциально успешных базовых стратегических подхода[30].

1. Стратегия ценового лидерства. Основой данной стратегии является минимизация издержек, позволяющая предприятию поддерживать низкую цену на выпускаемую продукцию.

Источниками создания конкурентных преимуществ здесь являются[31]:

- рациональное ведение бизнеса;

- снижение себестоимости за счет роста объема производства (экономия на масштабе);

- снижение себестоимости за счет синергии, возникающей при выпуске различных продуктов;

- оптимизация внутрипроизводственных связей, приводящая к снижению общехозяйственных расходов;

- интеграция распределительных сетей и систем поставки;

- оптимизация деятельности предприятия во времени;

- оптимизация месторасположения предприятия и его подразделений, позволяющее добиваться снижения издержек за счет использования местных особенностей.

В процессе реализации стратегии ценового лидерства не следует забывать и определенном уровне дифференциации. Только в этом случае стратегия может привести к положительным результатам. Так, если качество продукта ценового лидера существенно ниже качества аналогичных продуктов конкурентов, то для создания конкурентного преимущества может потребоваться настолько сильное снижение цены, что оно может привести к печальным для бизнеса последствиям.

2. Стратегия дифференциации. При использовании такой стратегии продукт должен обладать отличительными от аналогов признаками. Эти признаки должны нравиться покупателю, и последний готов за них платить. При этом часто приходится выходить за пределы основных функциональных свойств продукта. Поэтому очень важной является концентрация внимания на потребительские предпочтения и интересы.

Следует помнить, что для получения конкурентного преимущества необходимо, чтобы новизна или уникальность продукта имели ценность для покупателя. Поэтому главным при использовании данной стратегии является тщательное исследование поведения покупателей и их предпочтений.

3. Стратегия концентрации на отдельных потребителях. При использовании этой стратегии предприятие создает продукт для конкретных покупателей. Это происходит, когда удовлетворяется какая-либо необычная потребность определенной группы людей или создается специфическая система доступа к продукту.


Стратегия концентрации на отдельных потребителях может дополняться двумя первыми стратегиями.

Существует и другая классификация стратегий обеспечения конкурентоспособности, выделяющая четыре основных принципиально различающихся стратегии: виолентную, патиентную, коммутантную и экспелерентную[32]

1. Виолентная стратегия предполагает массовое производство и поставку на рынок продукции приемлемого качества при низкой себестоимости. Это позволяет производителям держать низкие цены в расчете на значительный объем спроса. Такая стратегия характерна для крупных организаций со стабильной репутацией.

2. Патиентная стратегия рассчитана на завоевание и удержание узких рыночных сегментов, где реализуются эксклюзивные товары специального предназначения и весьма высокого качества. Высокие цены и состоятельные покупатели дают возможность при небольших объемах продаж получать значительную прибыль.

3. Коммутантная стратегия призвана удовлетворять быстро изменяющиеся, кратковременные нужды потребителей в товарах и услугах. Она характеризуется, прежде всего, высокой гибкостью, что предъявляет особые требования к перестройке производства на выпуск периодически обновляемой продукции. Обычно такой стратегии придерживаются неспециализированные организации с универсальными технологиями и ограниченными объемами производства.

4. Эксплерентная стратегия предполагает достижение конкурентных преимуществ организации за счет инноваций, позволяющих опережать конкурентов в выпуске принципиально новых видов продукции. Она предполагает вложение капитала в многообещающие, но рискованные инновационные проекты. Ее реализация требует наличия крупного начального капитала, научно-производственного потенциала и высококвалифицированного персонала.

Сделаем вывод по 1 главе, конкуренция — необходимое условие для эффективного развития и ускорения процессов обеспечения рынка товарами по среднерыночной цене. Конкуренция предполагает не только соперничество, но способствует сдерживанию роста цен на товары и стимулирует появление на рынке новых товаров.

Для выживания в конкурентной борьбе розничным торговцам необходимо грамотно выбрать стратегию для обеспечения конкурентных преимуществ.

В связи с этим особое значение приобретают знание и применение маркетинга в розничной торговле, основные инструменты которого рассмотрены далее на примере компании Макдоналдс.


2. Анализ конкурентоспособности предприятия на примере ресторана Макдоналдс

2.1 Анализ внешней и внутренней среды предприятия

Сеть ресторанов Макдоналдс работает в России с 1990 г. когда в Москве был открыт первый ресторан Макдоналдс. В настоящее время в России открыта уже 471 торговая точка Макдоналдс. В торговой сети работает более 2 млн. сотрудников.

В Москве и Московской области насчитывается более 130 ресторанов сети Макдоналдс.

Для «Макдоналдс» важен индивидуальный подход к каждому посетителю и создание комфортной атмосферы в каждом ресторане без исключения. Поэтому компания проводит планомерное переоснащение и модернизацию ресторанов, дабы обеспечить привычно быстрое обслуживание и продукцию высочайшего качества, а также предоставить посетителям новые опции: воспользоваться электронными терминалами приема заказов, ощутить удобство таких концепций, как МакКафе, МакАвто и МакЭкспресс.

Миссия Макдоналдс заключается в предоставлении клиентам лучшего места и способа для приема пищи.

Внутренняя среда предприятия анализируется по следующим направлениям: кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.; организация управления; производство, включающее организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки; финансы фирмы; маркетинг; организационная культура.

Рассмотрим данные направления более подробно.

Квалификационную структуру персонала составляют две основные категории: менеджеры и персонал, который занимается непосредственным обслуживанием клиентов.

Менеджеры ресторана делятся на такие основные группы: свит-менеджеры, или младшие менеджеры свинг-менеджеры, или старшие менеджеры; первые ассистенты директора; директор.

Обслуживающую категорию работников, которых называют ещё «кру» (от английского «crew» — «команда») можно разделить на четыре группы: официанты; кассиры; работники кухни; уборщики.

Отдельно можно выделить инструкторов, самых опытных людей из обслуживающего персонала, которые по своему профилю обучают остальных.


Организационная структура представлена на рисунке 3.

Рис. 3. Организационная структура ресторана «Макдоналдс»

Директор «Макдоналдс» решает вопросы возглавляемого им предприятия, заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает счета в банках, пользуется правом распоряжения средствами, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников предприятия.

Далее организационная структура предполагает разделение на три департамента, которые имеют своего лидера, свои обязанности и ключевые показатели эффективности.

Департамент «Люди» решает все вопросы, связанные с работой людей на предприятии вопросами приема или увольнения сотрудников, проведения аттестации работников.

Обязанности менеджера департамента «Люди» заключается в составлении расписания работников, проверке и контроле рабочего времени, проведении мотивационных мероприятий и обучении работников. Обязанности между менеджерами департамента разделяет лидер, который обязан контролировать их постоянное выполнение.

Также в департаменте «Люди» находится отдел кадров. Отдел кадров занимается оформлением сотрудников на работу и их увольнением, оформлением больничных листов, оформлением отпусков, сбором и отправлением данных об отработанных часах сотрудников в бухгалтерию.

Департамент «Сервис» представляет собой подразделение, которое занимается вопросами, связанными с обслуживанием посетителей. Лидер департамента и его менеджеры должны организовывать маркетинговые мероприятия, общаться с клиентами и решать их жалобы. Лидер департамента распределяет самостоятельно обязанности между своими менеджерами и несет ответственность за выполнение этих обязанностей.

Департамент «Производство» представляет собой подразделение, которое занимается всеми вопросами, связанные с продукцией и ее приготовлением. Департамент «Производство» занимается заказом продукции, проведением инвентаризации, контролем статистической отчетности по результатам инвентаризации, составлением планов действий по сокращению затрат на продукты, вводом новых наименований в меню, организацией складских помещений и контролем безопасности пищи. Всю финансовую деятельность «Макдоналдс» ведет через бухгалтерию, находящуюся в центральном офисе компании. Для формирования отчетности ежедневно в каждом ресторане компании производится сбор данных со всех контрольно – кассовых машин по форме КМ -7.


Для выявления степени влияния основных факторов внешней среды на деятельность ресторана Макдоналдс воспользуемся методом PEST-анализа.

Он представляет собой комплексный анализ внешних факторов, оказывающих влияние на деятельность субъектов хозяйственной деятельности. В самом названии заложены основные области, которые подвергаются анализу – политика, экономика, общество и технологии (political, economic, society, technology – PEST).

Согласно представленным в таблице данным, наибольшую степень влияния на деятельность предприятия имеют экономические факторы, особенно уровень располагаемых доходов населения и уровень инфляции, и процентные ставки. Среди политических факторов наибольшее влияние на деятельность данного предприятия оказывают количественные и качественные ограничения на импорт, а также санкции, что особенно актуально в сложившихся неблагоприятных экономических и политических условиях.

Результаты проведенного PEST-анализа представлены в таблице 2.

Таблица 2

PEST-анализ ресторана «Макдоналдс»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

Фактор

Вес

Фактор

Вес

Количественные и качественные ограничения на импорт, санкции

0,27

Уровень располагаемых доходов населения

0,32

Будущее и текущее законодательство, регулирующее правила работы в отрасли

0,13

Уровень инфляции и процентные ставки

0,31

Налоговая политика (тарифы и льготы)

0,09

Темпы роста экономики

0,16

Устойчивость политической власти и существующего правительства

0,05

Уровень развития предпринимательства и бизнес-среды

0,14

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ

Фактор

Вес

Фактор

Вес

Требования к качеству продукции и уровню сервиса

0,15

Законодательство в области технологического оснащения отрасли

0,16

Продолжение таблицы 2

Отношение к импортным товарам и услугам

0,10

Уровень инноваций и технологического развития отрасли

0,12

Образ жизни и привычки потребления

0,09

Развитие и проникновение новых технологий отрасли

0,04

Поло-возрастная структура населения и продолжительность жизни

0,06

Доступ к новейшим технологиям

0,07