Файл: Разработка проекта подсистемы учета реализации товаров в оптовой торговле.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 369
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Автоматизация торгового предприятия
1.2 Анализ процессов движения товара на торговом предприятии
1.2.1 Описание торгового предприятия
1.2.2 Проектирование процессов
1.3 Постановка задачи на разработку подсистемы учета реализации товара в оптовой торговле
2.1 Определение пользователей системы и их функций
2.2 Моделирование процесса движения товара в магазине
2.3 Разработка диаграммы классов для подсистемы учета реализации товаров в оптовой торговле
3.1 Обоснование выбора среды 1С
3.2 Описание функционирования разработанных программных средств
Рассмотрим дальнейшую детализацию процесса, путем создания декомпозиции родительской диаграммы (см. рисунок 3).
Данная диаграмма состоит из следующих блоков:
- получение товара;
- подготовка товара к продаже;
- продажа товара;
- учет продаж товара.
Для полного представления процесса анализа деятельности торгового предприятия необходимо разработать декомпозицию для каждого блока.
Рисунок 3 – Декомпозиция контекстной диаграммы
На рисунке 4 представлена декомпозиция блока «Получение товара».
Данная деятельность состоит из пяти блоков:
- формирование заказа поставщику;
- поставщик доставил товар;
- сверка заказа с доставленным товаром;
- товар не соответствует заказу, в таком случае выход данного блока является возврат товара поставщику;
- товар соответствует заказу, тогда осуществляется прием товара.
Необходимо отметить, что два блока «Товар не соответствует заказу» и «Товар соответствует заказу» является взаимно исключающими, выполняться будет либо один, либо другой блок. Для разветвления более уместно использовать нотацию IDEF3, которая имеет такие элементы как перекресток, которые дают возможность представлять разветвляющие процессы [16].
Рисунок 4 – Детализация блока «Получение товар»
На рисунке 5 представлена детализация блока «Подготовка товара к продаже». Деятельность «Подготовка товара к продаже» представлена следующими блоками:
- размещение товара на складе;
- фасовка товара;
- передача товара в торговый зал;
- размещение товара на витрине;
- есть заказ на крупную партию товара;
- достаточно товара на складе;
- если да – то процесс «Оформить заказ»;
- если нет – то процесс «Дозаказ товара».
Рисунок 5 – Детализация блока «Подготовка товара к продаже»
Следующий блок «Продажа товара» представлен на рисунке 6, и он состоит из следующих блоков:
- подбор товара;
- внесение суммы оплаты;
- формирование чека;
- описание проданного товара.
Следующий блок «Учет продаж товара» представлен на рисунке 7.
Данная декомпозиция представлена тремя блоками:
- формирование документации;
- учет поступлений и списаний;
- определение общего оборота.
Рисунок 6 – Детализация блока «Продажа товара»
Рисунок 7 – Детализация блока «Учет продаж товара»
На рисунке 8 представлена декомпозиция блока «Анализ товарно-денежного оборота». На данной диаграмме представлены следующие процессы:
- проанализировать данные по движению товаров за день;
- сформировать отчет «Товарооборот»;
- проанализировать остатки товара;
- сформировать отчет «Остатки товара»;
- проанализировать денежные поступления;
- сформировать отчет «Выручка магазина»;
- сформировать отчет «Данные продаж по продавцам».
Также были определены хранилища данных:
- БД движение товара;
- БД продажи.
Рисунок 8 – Детализация блока «Анализ товарно-денежного оборота»
Выполнив построение модели можно определить наиболее уязвимые места автоматизированной системы [11]:
-
- отсутствие контроля за движением товара;
- отсутствует информация о таких элементах как документы, справочники, отчеты, которые возникают во время движения товара;
- не представлены процессы, которые являются фундаментальными для функционирования автоматизированной системы.
1.3 Постановка задачи на разработку подсистемы учета реализации товара в оптовой торговле
Целью данной работы является разработка и дальнейшая эксплуатация подсистемы учета реализации товаров оптовой торговли. Для обеспечения функциональности системы необходимо обеспечить автоматизированный сбор о движении товара, поэтому необходимо разработать средства, которые будут автоматизировать основные торговые операции и осуществлять учет реализации номенклатуры торгового предприятия. Кроме этого, необходимо реализовать средства анализа товарно-денежного оборота, которые дадут возможность получения оперативной и достоверной информации о товародвижении при закупке и реализации товара.
В ходе выполнения работы необходимо выполнить построение структуры подсистемы, определить основные функции, подлежащие автоматизации, и определить объекты с учетом среды разработки. Предполагается, что средой разработки будет система 1С Предприятие 8.3, поэтому программная реализация средств будет сводиться к созданию конфигурации, содержащей такие объекты как справочники, документы, отчеты, регистры и журналы документов, обеспечивающих полный учет реализации товара в оптовой торговле.
Для ведения учета реализации товара в оптовой торговле, необходимо разработать объекты, которые обеспечат выполнение таких операций:
1. Учет прихода. При поступлении товара на склад торгового предприятия, будет введена информация о товаре – наименование, единицы измерения, товарная группа, цена закупки и цена продажи. Автоматизация данной операции позволит уменьшить риск некорректного ввода, из-за уменьшения влияния человеческого фактора.
2. Учет списания товара, которое возникает из-за реализации, возврата поставщику, порчи. Необходимо реализовать механизм, который будет осуществлять автоматическое списание товара со склада при его продаже, а также учет полученной суммы денег, при этом покупка может быть зарегистрирована в кассе. Возможно формирование товарного чек или счета.
3. Учет движения средств по кассе. Система должна иметь инструменты, которые осуществляют свод по кассе, позволяли бы вести анализ по проданному товару, наиболее ходовому или наоборот невостребованному товару.
4. Физический учет товара, для этого должен формироваться акт инвентаризации. После проведения ревизии цена на товар может быть изменена или товар списан.
Основная задача разрабатываемой конфигурации содержать программные средства, которые поддерживают учет реализации товаров, осуществляют анализ объемов продаж, формируют и управляют прайс-листом за счет добавления новых единиц товаров и удаления неактуального товара, создают объекты, информация которых дает возможность контролировать движение товаров при выполнении оптовой торговли.
Для ведения учета и контроля реализации товара необходимо разработать разносторонние отчеты, которые позволят объективно оценить эффективность работы торгового предприятия и соответственно в целом всего бизнеса. Для этого планируется разработать такие отчеты, которые обеспечат вывод следующей информации:
- анализа прибыльности продаж, в отчете будет выводиться информация о всех продажах, произведенных за период, указанный в отчете;
- информации о динамике продаж за выбранный период;
- сводную информацию о движении и оплате товарно-материальных ценностей клиентами магазина;
- информацию о покупных и отпускных ценах ТМЦ, их товарных группах- другими словами прайс-лист;
- информацию о прибыли и обороте, полученном при реализации товара.
В рамках данной главы был проведен анализ принципов автоматизации торгового предприятия, проведен анализ функционирования системы при учете товарно-денежного оборота, сформулирована постановка задачи.
Глава 2. Проектирование основных объектов подсистемы учета реализации товара в оптовой торговле
Для проектирования функциональных особенностей подсистемы учета реализации товаров будут использованы технологии языка моделирования UML. Функциональные особенности системы будут представлены при помощи диаграмм данного языка [6]:
- диаграммы прецедентов;
- диаграммы последовательности;
- диаграммы активности;
- диаграммы классов.
Основным моментом построения диаграмм UML является то, что диаграммы будут создаваться с учетом того, что разработка объектов будет вестись в среде 1С.
2.1 Определение пользователей системы и их функций
Модель вариантов использования применяется для отображения функционирования системы моделирования с точки зрения ее будущих пользователей [10].
Диаграмма вариантов использования (второе название диаграмма прецедентов) для разрабатываемой подсистемы учета реализации товаров представлена на рисунке 9.
Для эффективного управления система должна выполнять следующие действия:
- вести реестр клиентов;
- хранит договора;
- ведет каталог товаров;
- управлять остатками;
- учет прихода товара;
- расход товара;
- учет реализации;
- создавать различные отчеты.
Рисунок 9 – Пользователи подсистемы
Как видно из рисунка пользователями, которые оказывают влияние на подсистему учета реализации товара, являются сотрудники торгового предприятия, поставщики и клиенты. По своей сути, наибольшее влияние на данную систему будут оказывать сотрудники торгового предприятия – они будут непосредственно осуществлять ввод данных, вести учет выполняемых операций по товародвижению и контролировать данный процесс, поставщики по своей сути наибольшее влияние оказывают на каталог товаров - прайс-лист, поставщики своими поставками могут расширять или уменьшать ассортимент товара предприятия.
Клиенты воздействуют на систему косвенно – оплачивая покупку, они стают инициаторами движения товара, в первую очередь списания проданного товара и получения денежных средств.
С точки зрения реализации программных средств наибольший интерес вызывает влияние сотрудников торгового предприятия, а также кадровый состав сотрудников, в дальнейшем это будет использовано при разграничении прав пользования ресурсами системы [15].
На рисунке 10 представлены пользователи, которые будут использовать подсистему учета реализации товара в оптовой торговле.
Определены следующие пользователи.
1. Менеджер по работе с контрагентами, ему доступны следующие операции:
- ведет каталог товаров;
- формирование прайс-листа;
- ведет реестр клиентов;
- хранит договора.
2. Продавец выполняет следующие операции:
- учет реализации;
- как следствие предыдущей операции расход товара.
3. Бухгалтер выполняет следующие операции:
- расход товара;
- учет прихода товара;
- управление остатками;
- создание отчетов для анализа продаж.
Рисунок 10 – Пользователи программных средств
Определим функции, которые должны выполнять автоматизированная система учета товарно-денежного оборота (см. рис.11).
Просмотрев рисунок можно сделать выводы, какие основные функции должны быть реализованы для автоматизированной системы, перечислим их:
- ввод данных по приходу и расходу товара;
- хранение результатов операций в БД системы;
- добавление новой товарной единицы, дальнейшее ее изменение или удаление в случае неактуальности товара;
- выдача данных на экран, в удобном для анализа виде, для определения текущего состояния продаж на торговом предприятии.
Рисунок 11 – Функции подсистемы
2.2 Моделирование процесса движения товара в магазине
Функционирование магазина оптовой торговли характеризуется товарооборотом – поступление или расходом товара, поэтому моделирование процесса формирования движения товара в магазине необходимо начать с представления процесса закупки и продажи товара. На рисунке 12 представлен упорядоченный поток данных, которые отображает поведение объектов при товарообороте.
На диаграмме представлены объекты:
- продавец,
- касса,
- бухгалтерия,
- склад,
- система,
- отчеты, которые входят в данное действие.
Рисунок 12 – Движение при товарообороте