Файл: Организация области юстиции, правовые основы управления и регулирования в области юстиции 3.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 268
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Организация области юстиции, правовые основы управления и регулирования в области юстиции
1.1. Понятие и содержание государственного управления органами юстиции
1.2. Правовой статус Министерства юстиции Российской Федерации
1.3. Основные направления деятельности органов юстиции
Глава 2. Система органов юстиции в Российской Федерации
2.1. Органы управления в области исполнения наказаний
2.3. Полномочия других служб и управлений при Министерстве юстиции РФ
Оглавление
Введение 1
Глава 1. Организация области юстиции, правовые основы управления и регулирования в области юстиции 3
1.1. Понятие и содержание государственного управления органами юстиции 3
1.2. Правовой статус Министерства юстиции Российской Федерации 7
1.3. Основные направления деятельности органов юстиции 13
Глава 2. Система органов юстиции в Российской Федерации 24
2.1. Органы управления в области исполнения наказаний 24
2.2. Организация деятельности и полномочия Федеральной службы судебных приставов 36
2.3. Полномочия других служб и управлений при Министерстве юстиции РФ 51
Заключение 65
Список использованных источников литературы 68
Введение
Тема данной курсовой работы является очень актуальной на сегодняшний день. Она касается таких важнейших вопросов административного права, как формы управления юстиции, учреждения юстиции. Существование правового государства невозможно без сильной системы юстиции. Понятие "юстиция" можно рассматривать как совокупность государственных органов и негосударственных организаций, которые обеспечивают защиту прав и свобод граждан.
Юстиция отвечает за такие важнейшие задачи, как организация системы юридических услуг, участие в нормотворческой и правоприменительной деятельности и т.д.
Все это непременно касается каждого гражданина, ведь у всех бывают ситуации, когда необходимо зарегистрировать юридическое лицо, либо гражданское состояние, либо обратиться за помощью к нотариусу или адвокату.
В жизни бывают разные ситуации и никогда не будет лишней осведомленность в том или ином вопросе. Кроме того, правовое регулирование положений административного права постоянно меняется. Поэтому необходимо постоянно обновлять свои сведения по данной теме. Исходя из вышесказанного, можно уверенно говорить о том, что тема данной работы является актуальной на сегодняшний день.
В этом выражается актуальность темы исследования.
Объект исследования – правовые основы и система органов управления в сфере юстиции.
Предмет исследования – система органов управления в сфере юстиции.
Цель исследования – изучить правовые основы и система органов управления в сфере юстиции.
Задачи исследования:
– изучить общую характеристика органов управления сфере юстиции;
– изучить нормативную базу, в рамках которой действуют органы управления в сфере юстиции;
– выяснить основы правового регулирования юстиции;
– составить систему органов управления юстицией.
При проведении исследования автор руководствовался общенаучными методами исследования, в частности, сравнения, историческим, логическим, методом анализа, специальными юридическими методами, а именно: методом юридического анализа и сравнительно-правовым методом.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Организация области юстиции, правовые основы управления и регулирования в области юстиции
1.1. Понятие и содержание государственного управления органами юстиции
Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти. Основной деятельностью министерства является осуществление управления в сфере юстиции, организация деятельности других федеральных органов исполнительной власти в этой сфере.
Президент РФ осуществляет руководство деятельностью министерства, а правительство координирует эту деятельность.
Правовую основу деятельности Министерства юстиции РФ составляют такие нормативные правовые акты, как Положение о Министерстве, утвержденное указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313; Регламент Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденный приказом Минюста России от 27.01.2010 № 8; Положение об Управлении и о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации.
К основным задачам Министерства юстиции можно отнести разработку стратегии государственной политики и нормативно-правовое регулирование в своей сфере. Регулировка нормотворческой деятельности реализуется через координацию деятельности органов исполнительной власти по подготовке законопроектов. Министерство участвует в проведении экспертизы законопроектов, которые направляются ему для подписания. Также проводит рассмотрение и обобщение предложений по вопросам законопроектной деятельности, дается заключение о том, необходимо ли разрабатывать законопроект.
Минюст РФ координирует работу федеральных органов исполнительной власти по подготовке законопроектов; систематизирует законодательство, ведет учет нормативных актов, участвует в составлении и издании Свода законов Российской Федерации; разрабатывает предложения о приведении законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации и вновь принимаемыми конституционными законами, анализирует и обобщает предложения по совершенствованию российского законодательства и вносит их на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Министерство юстиции Российской Федерации участвует в разработке и осуществлении программ правовой информатизации органов государственной власти.
Министерство юстиции Российской Федерации организует внедрение программно - аппаратных средств и технологий сбора, обработки и анализа правовой информации для судов, центрального аппарата Министерства и органов юстиции, научно - исследовательских лабораторий судебной экспертизы и других учреждений юстиции.
Не менее важной задачей Министерства юстиции является обеспечение прав и свобод личности в пределах установленной сферы деятельности. Также к основным задачам относится организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций. Осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния тоже относятся к важнейшим задачам Министерства.
В области оказания правовых услуг гражданам и юридическим лицам Министерство юстиции сотрудничает с объединениями и организациями адвокатов; обязано способствовать развитию системы юридических услуг. Его органы регистрируют и выдают лицензии гражданам и юридическим лицам на право заниматься деятельностью по оказанию правовых услуг; участвуют в правовом просвещении граждан.
В сфере нотариата и адвокатуры Министерство юстиции:
1. Утверждает формы:
-реестров регистрации нотариальных действий,
-нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей.
2. Определяет:
-порядок ведения реестров адвокатов Субъектов РФ
-утверждает форму ордера на исполнение поручения, выдаваемого адвокатским образованием.
-форму удостоверения адвоката.
В сфере деятельности Судебно-экспертных учреждений министерство осуществляет организационное и методическое руководство деятельность судебно-экспертных учреждений.
В сфере международных отношений:
-
Выдаёт в соответствии с законодательством РФ разрешение на открытие представительств иностранных юридических организаций. -
Подготавливает в установленном порядке представления о передаче лиц, осуждённых судами РФ к лишению свободы, для отбывания наказания в государствах, гражданами которых эти лица являются. -
Принимает в пределах своей компетенции решения о нежелательности пребывания на территории РФ иностранных лиц и лиц без гражданства. -
Даёт заключение о соответствии положений международного договора РФ законодательству РФ и их юридической силе в России. -
Получает в установленном порядке от иностранных государств или их компетентных органов запросы о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным или иным и исполняет их, либо направляет для исполнения в другие федеральные органы исполнительной власти. -
Направляет в иностранные государства или в их компетентные органы запросы о правовой помощи по вышеуказанным делам.
В общем можно сказать, что Министерство юстиции отыгрывает важнейшую роль, занимает очень важное место в системе органов юстиции. Ведь именно Министерство координирует, организовывает деятельность других органов в этой сфере. Кроме того Министерство юстиции занимается разработкой в своей сфере стратегии государственной политики, что само по себе уже очень важно. Также на Министерстве лежит обязанность по регулировке нормативно-правового аспекта деятельности в сфере юстиции. Министерство занимает очень важное место в системе органов юстиции. Его деятельность касается каждой сферы в этой области. Именно благодаря министерству возможно полноценное функционирование системы юстиции.
1.2. Правовой статус Министерства юстиции Российской Федерации
Основными направлениями деятельности Министерства юстиции РФ являются: участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности; государственная регистрация нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, юридических лиц, актов гражданского состояния, прав на недвижимость и сделок с ней.
За последнее десятилетие Россия сделала огромный рывок вперед в плане законотворческой деятельности, но стоит признать, что зачастую принятие тех или иных нормативных правовых актов было обусловлено конкретными причинами и обстоятельствами, свойственными тому времени (или ситуации).
Сейчас обстоятельства изменились, но закон неприменим к этим новым обстоятельствам. Отсюда невозможность реализации прав, а значит, очевидно несовершенство законодательства. Для выявления и устранения всех этих юридических пробелов должен проводиться эффективный мониторинг законодательства и правоприменения1.
Связь между качеством законотворческого процесса, практики правоприменения и существующим правовым полем (правовым сознанием граждан) очевидна. К сожалению, приходится говорить о масштабной исторической традиции пренебрежительного, недоверчивого, неприязненного отношения нашего народа к закону, к государству и правосудию.
Развитию правового нигилизма способствует сохраняющееся несовершенство законодательства, а в особенности его применение. Несмотря на большой объем работы по приведению в соответствие с Конституцией России и с федеральным законодательством региональных и муниципальных законов, которая была проведена в начале 2000-х гг., много проблем в этой сфере еще сохраняется.
Мониторинг правоприменения является одной из существенных функций Минюста РФ в рамках реализации государственной политики в сфере юстиции. Определенный интерес представляют мнения и оценки различных исследователей по результатам огромной работы по мониторингу правоприменения.