Файл: Организация области юстиции, правовые основы управления и регулирования в области юстиции 3.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 270
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Организация области юстиции, правовые основы управления и регулирования в области юстиции
1.1. Понятие и содержание государственного управления органами юстиции
1.2. Правовой статус Министерства юстиции Российской Федерации
1.3. Основные направления деятельности органов юстиции
Глава 2. Система органов юстиции в Российской Федерации
2.1. Органы управления в области исполнения наказаний
2.3. Полномочия других служб и управлений при Министерстве юстиции РФ
С этого момента советский нотариат стал самостоятельным государственным учреждением, входящим в систему органов юстиции. Такая организация нотариата, за исключением незначительного расширения компетенции, сохранялась до распада СССР. Недостаточное законодательное регулирование организации и деятельности нотариата в советский период было обусловлено прежде всего тем, что «в обстановке так называемого военного коммунизма имущественный оборот почти отсутствовал». В современном законодательстве Российской Федерации определение понятия «нотариат» отсутствует. Согласно ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее – Основы законодательства о нотариате) нотариат призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. В юридической науке нотариат традиционно рассматривается сквозь призму четырех понятий: – как правовой институт, призванный обеспечить стабильность гражданского оборота, а также защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц посредством совершения нотариальных действий; как система органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других предусмотренных законом действий и в установленном законом порядке в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц; как институт гражданского общества, представляющий собой самоуправляющееся профессиональное сообщество нотариусов, наделенных властными полномочиями и осуществляющих от имени Российской Федерации публичную деятельность по реализации функции государства по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц, государства, общества в целом путем совершения нотариальных действий на принципах профессионализма, беспристрастности и независимости; как система нотариальных действий. Все перечисленные подходы к определению содержания нотариата дополняют друг друга, однако наиболее часто этот термин используется для обозначения системы соответствующих организаций и должностных лиц. Принято выделять два типа нотариата: англосаксонский (действующий в странах англосаксонской правовой семьи) и латинский (действующий в странах романо-германской правовой семьи). В первом случае нотариальные функции наряду с нотариусами выполняют адвокаты, судьи, служащие органов исполнительной власти, т.е. отдельные органы, должностные лица, основная функция которых не связана с производством нотариальных действий. В латинском нотариате эти функции выполняет независимое от государства лицо – нотариус, который подчиняется как органам нотариального самоуправления, так и органам исполнительной власти. В обеих системах нотариата совершаются нотариальные действия, но кардинально различаются субъекты, осуществляющие нотариальную деятельность, значение нотариата, в том числе нотариального акта. Российское право относится к романо-германской правовой семье, где основой нотариата являются именно нотариусы. Согласно ст. 1 Основ законодательства о нотариате в систему нотариата входят как нотариусы (государственные и занимающиеся частной практикой), так и должностные лица, для которых нотариальная деятельность служит только дополнительной функцией: глава и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или муниципального района, должностные лица консульских учреждений, а также организации, способствующие деятельности нотариата, – нотариальная палата субъекта Российской Федерации (далее – нотариальная палата) и Федеральная нотариальная палата (далее – ФНП). Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 457-ФЗ. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» помощник нотариуса наделяется правами и обязанностями в соответствии со ст. 19.1 Основ законодательства о нотариате.
Система организации нотариата подчиняется нормам публичного, административного права. Порядок получения статуса нотариуса, осуществление контроля за его деятельностью, регулирование численности нотариального корпуса и др. – это властеотношения, одним из субъектов которых выступает государственный орган. Нотариус – субъект публичного права. Наделяя его определенными исключительными полномочиями, устанавливая обязательность нотариальных актов, государство вмешивается в частную деятельность граждан и юридических лиц. Такое вмешательство обосновано только получением значимых гарантий, преимуществ, которые не могли бы быть получены без нотариального присутствия. Публично-правовая природа нотариата была подтверждена Конституционным Судом РФ в постановлении от 19 мая 1998 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», в котором сказано, что деятельность нотариусов, занимающихся частной практикой, является особой юридической деятельностью, осуществляемой от имени государства, что предопределяет специальный публично-правовой статус нотариусов.
Нотариат представляет собой негосударственную структуру (за исключением государственных нотариусов), которой переданы отдельные полномочия по осуществлению государственных функций (согласно ст. 1 Основ законодательства о нотариате) по защите прав и интересов граждан и юридических лиц посредством совершения нотариальных действий. При этом документам придается такая же степень значимости, как если бы они исходили из государственных органов. Понятие «нотариат» не соответствует термину «орган», так как согласно юридическому словарю понятие орган означает часть организации, часть механизма государства. Например, нотариальная палата является органом, нотариус – это не должностное лицо, а физическое, которое осуществляет публично-правовые функции от имени государства. К понятию нотариат больше подходит термин «организация» как объединение нескольких лиц. Функции нотариата можно классифицировать на социальные и содержательные.
Социальные функции характеризуют место нотариата в правовой системе России и включают предупредительно-профилактическую, правоохранительную, правореализационную, фискальную. Предупредительно-профилактическая функция сводится к тому, что нотариат способствует снижению количества споров в судебных инстанциях, поскольку все разногласия и возможные варианты развития событий разрешаются на приеме у нотариуса, в процессе консультирования, согласования сторонами условий сделки, разъяснения нотариусом правовых последствий совершаемых сделок. Акт, удостоверенный нотариально, в значительной степени облегчает рассмотрение дела, находящегося в суде. Из предупредительно-профилактической функции возможно отдельно выделить правоохранительную функцию. Выступая независимым консультантом сторон, нотариус не только снижает количество споров в сфере гражданско-правовых отношений, но и количество преступлений, прежде всего связанных с мошенничеством. Правореализационная функция нотариата состоит в том, что нотариус, а также лица, обратившиеся за совершением нотариальных действий, в соответствии со сложившимися способами классификации форм реализации права исполняют, используют, соблюдают нормы права, кроме того, нотариус также и применяет нормы права, когда ему предоставлено право разрешать юридические дела в отношении конкретных ситуаций (например, совершение исполнительных надписей, охрана наследственного имущества). Фискальная функция нотариата заключается в том, что в соответствии со ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) нотариусы обязаны сообщать о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения в налоговые органы. Это позволяет государству отслеживать переход права на имущество в целях взимания налогов. В странах латинского нотариата Западной Европы данная функция особенно развита, нотариус при совершении нотариальных действий самостоятельно удерживает необходимую сумму налога и перечисляет ее в бюджет. Содержательные функции отражают специфику нотариальной деятельности как совокупности видов совершаемых нотариальных действий и включают правоустановительную и удостоверительную. Правоустановительная функция заключается в необходимости установления в нотариальном производстве юридических фактов и фактических составов. Например, нотариус при выдаче свидетельства о праве на наследство обязан проверить наличие необходимого фактического состава: факта принятия наследства, факта родственных отношений с наследодателем, факта принадлежности имущества умершему и пр. Удостоверительная функция: нотариус своей надписью на документе подтверждает его достоверность и законность. Основная задача нотариата – оказание квалифицированной юридической помощи посредством осуществления консультаций и совершения нотариальных действий.
Основные признаки, характеризующие сущность нотариата: нотариат может рассматриваться и как система специальных организаций и должностных лиц, и как совокупность нотариальных действий; на нотариуса возложено удостоверение бесспорных прав и фактов; нотариус осуществляет свои функции от имени государства, в этой части институт нотариата является публично-правовым по юридической природе; нотариальная деятельность не является предпринимательской; российский нотариат функционирует в системе латинского нотариата, т.е. в режиме финансового самообеспечения и самостоятельной организации своей деятельности.
Таким образом, нотариат следует понимать, во-первых, как систему должностных лиц, уполномоченных оказывать гражданам и организациям квалифицированную юридическую помощь путем совершения от имени государства нотариальных действий, а также организаций, обеспечивающих функционирование указанных должностных лиц, во-вторых, как совокупность нотариальных действий, совершаемых уполномоченными должностными лицами в установленном порядке в целях охраны прав и законных интересов граждан и организаций15
Заключение
Таким образом, система органов юстиции, являясь частью государственного аппарата, через нормативно закрепленные задачи и реализацию своих функций призвана обеспечивать единство правового пространства. Деятельность органов юстиции направлена на решение таких задач, как: обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, организация работы по государственной регистрации некоммерческих организаций, осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния. Органы юстиции представляют собой иерархическую систему, входят в структуру исполнительной ветви власти, наделены установленными законом полномочиями. Важную роль в обеспечении единства правового пространства на сегодняшний день играет экспертная деятельность территориальных органов Минюста России. В связи с чем вопросы проведения экспертизы нормативных актов и их проектов весьма актуальны сегодня. При этом в научной литературе все чаще предметом дискуссий становится проблема качества проводимых экспертиз и целесообразности экспертной деятельности территориальных органов вообще. Так, например, А.Ю. Гулягин считает, что деятельность территориальных органов Минюста России по экспертизе НПА неэффективна и должна быть упразднена Не согласны с этой позицией в целом Е.В.Бак и А.В.Ким. Дабы минимизировать нарушения в сфере правотворческой деятельности, исключить вероятность вступления в юридическую силу незаконных актов, авторы предлагают определить в административном регламенте Минюста Российской Федерации процедуру по государственной регистрации различных нормативно-правовых актов.
В связи с обеспечением единства правового пространства ученые справедливо рассматривают значимость правового мониторинга, к которому необходимо относить системную кропотливую работу по отслеживанию «порядка прохождения законопроектов в законодательных (представительных) органах государственной и муниципальной власти разного уровня, их доработки, принятия, отклонения», а также интерпретационные процессы с участием различных властных структур, в том числе органов юстиции.
Единство правового пространства Российской Федерации обеспечивается всеми органами власти как через правотворческую, так и через правоприменительную деятельность. Особую роль при этом играют органы юстиции, так как в сферу их деятельности включены функции по решению задач, связанных проведением правовой и антикоррупционной экспертизы, ведением федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, участием в нормотворческой деятельности органов государственной власти и осуществлением государственной регистрации уставов муниципальных образований.
Таким образом, в современный период отечественная юридическая наука добилась существенного прогресса на путях изучения многих аспектов, связанных с развитием системы отечественной юстиции (как в целом, так и на уровне отдельных ее составляющих). Перемены в общественной жизни, с одной стороны, позволили добиться значительного шага вперед в юридических исследованиях (в том числе – и в области изучения системы отечественной юстиции). В то же время, эти исследования не были бы возможными без наличия предшествовавшего аналогичного опыта, без использования которого невозможно создание чего-то нового. В соответствии с этим, в настоящее время стоит задача, используя уже весь накопленный опыт, поднять юридические исследования в целом и исследования становления, развития, современного состояния и функционирования отечественной юстиции на совершенно новый качественный уровень.
Список использованных источников литературы
Нормативно-правовые акты:
-
Конституция Российской Федерации: принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных ФКЗ РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря. -
Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ; ред. от 08.01.2018 // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2594. -
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ; ред. от 18.07.2019 // Собрание законодательства РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301. -
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ; ред. от 30.12.2018 // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5 – Ст. 410. -
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья): федеральный закон от 26.11.2001 № 146-ФЗ; ред. от 01.06.2019// Собрание законодательства РФ. –2001. – № 49. – Ст. 4552. -
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 52 (1 ч.). – Ст. 5496. -
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 14.11.2002 № 138-ФЗ; ред. от 03.08.2018 // Российская газета. – 2002. – № 220. -
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ; ред. от 01.09.2019 // Собрание законодательства РФ.– 07.01.2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1. -
О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // Российская газета. – 10 февраля 2011. -
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования: Федеральный закон от 08.11.2010 № 293-ФЗ (ред. от 22.10.2014) // Российская газета. – 10 ноября 2012. -
Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 12.04.2019) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ.– № 11. – 2004. – Ст. 945. -
Приказ ФССП России от 29.05.2012 № 256 (ред. от 29.01.2018) «Об утверждении Регламента Федеральной службы судебных приставов» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.06.2012 № 24684) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2012. – № 38.