ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 444
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА: Документ, его свойства и функции.
4. Система документации на государственной службе.
Дайте определение: документ – это …
Общая характеристика документов
Документ служит средством закрепления и изменения правовых норм и правоотношений в обществе.
Специфические функции некоторых групп документов:
2. Функция планирования реализуется в плановых документах.
1. По способу документирования:
2. В зависимости от источника поступления различаются документы:
3. По критерию гласности документы разделяются на:
6. В зависимости от уровня юридической регламентации выделяют:
7. В зависимости от языка, на котором производится запись информации, документы делятся на:
Оригиналы – документы, впервые созданные каким-либо индивидуальным или коллективным автором.
Копии можно разделить на выписки и отпуски.
4. Система документации на государственной службе
Тестовый входной контроль знаний
а) состав содержания документа;
в) порядок подписания документа.
а) текст, набранный на компьютере;
в) стандартный образец оформления документа.
3. Стиль изложения документа – это:
а) соблюдение правил оформления;
а) должностной и численный состав предприятия ;
б) общая численность работников;
в) наименование подразделений организации.
в) функции, права и обязанности сотрудников.
б) письменное подтверждение результатов каких-либо событий;
в) отметка об исполнении документа.
а) основной документ, регламентирующий функционирование организации;
б) форма управления организацией;
в) сведения о соучредителях (участниках) организации.
а) заявление о приеме на работу;
б) письменное соглашение сторон при приеме на работу;
в) анкета кандидата на вакантную должность.
в) документ регистрации совещания или переговоров.
а) письменное уполномочие прав одного лица другому;
11. К распорядительным документам относится:
12. К организационным документам относится:
в) основной реквизит документа.
а) фиксация факта создания или поступления документа;
б) документ, передаваемый по телефону и записываемый получателем;
в) журнал учета телефонных звонков.
а) предварительно подготовленный вариант документа;
б) правильно составленный бланк документа;
в) подшивка важных документов для хранения.
а) согласование с руководителем;
б) проверка правильности составления;
в) присвоение документу номера.
а) формирование системы документов;
б) совокупность различных документов;
в) разделение всех документов по определенным признакам.
а) полномочие должностного лица на подписание документов;
б) право утверждать документы;
в) право составления документа.
19. Дело в документообороте управленческой деятельности:
а) совокупность документов, объединенных по определенному признаку;
б) какое-либо действие должностного лица;
в) инструкция по делопроизводству.
а) первый и единственный экземпляр документа;
б) копия, имеющая юридическую силу подлинника;
б) подпись, означающая согласие с содержанием документа;
в) организация-получатель документа.
а) документ, отправленный другим организациям или полученный от них;
б) документ для внутрифирменного использования;
в) документ, фиксирующий вопросы заседания.
а) документ, содержащий сведения о предприятии;
б) краткая характеристика содержания документа;
в) подтверждение получения денег или материальных ценностей.
26. Конфиденциальная информация:
а) информация, доступ к которой ограничен;
б) информация публичной отчетности;
б) организация работы с документами;
в) определение сроков хранения дел.
а) совокупность реквизитов документа;
б) содержание книги, отчета, статьи, документа;
в) собрание часто употребляемых слов и выражений.
а) правовой акт, издаваемый в целях решения производственных задач;
в) подтверждение какого-либо факта.
1. Оценка «отлично» – за правильные ответы на 28-30 вопросов входного контроля;
2. Оценка «хорошо» – за 25-27 вопросов;
ТЕМА: Документ, его свойства и функции.
Практическое занятие 1
Теория
1. Понятие «документ».
2. Функции документа.
3. Классификация документов.
4. Система документации на государственной службе.
- Информация является основой управления.
- Получение, обработка информации, принятие решения, доведение его до сведения исполнителей, организация исполнения, контроля и подведения итогов – в основе деятельности любого органа управления (министерство, ведомство, малое предприятие) лежит.
- В системе государственного управления все структуры и должностные лица связаны между собой потоками информации, образуют единую коммуникационную сеть.
- В этой сети каждый орган государственного управления – это узел коммуникационной сети, в котором пересекаются потоки информации от многих источников, различающихся по содержанию, интенсивности, достоверности, временному режиму.
- ИНФОРМАЦИЮ фиксируют на материальных носителях.
- Такая информация – основное средство деятельности органов управления, её главный продукт, способ связей между управляющей и управляемой системами.
- Документационное обеспечение управления – одна из важнейших сторон деятельности ЛЮБОЙ организации.
- Оно обеспечивает успех выполнения её функциональных задач → современный работник сферы управления вынужден сегодня затрачивать на работу с документами до 75 % своего рабочего времени.
- Документационное обеспечение управления = ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
- Важнейшая составляющая делопроизводства – это ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ, регламентированный процесс фиксации на различных носителях и оформления на основании установленных требований и норм всей необходимой для осуществления управленческой деятельности информации.
- Результатом документирования выступает документ, т.е. зафиксированная на материальном носителе первичная информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
- В отличие от других носителей информации – книг, газет, журналов, содержащих вторичную, переработанную информацию, в документах информация фиксируется впервые.
Реквизиты – что это такое?
Любой документ – это сумма постоянных элементов содержания. Такие элементы называют реквизитами документа.
Реквизиты содержат сведения:
- об адресате (кому адресован документ);
- об адресанте (кем является автор документа – заявителем, просителем и т. д.);
- название типа документа (в некоторых документах обязательно, например: Заявление, Докладная записка, Доверенность; в некоторых опускается, например в деловых письмах);
- опись приложений к документу (если они имеются);
- дата;
- подпись автора документа и др.
- Совокупность взаимосвязанных документов различных видов и разновидностей составляет систему документации.
1. Понятие «документ»
Что такое документ?
Дайте определение: документ – это …
2. В русский язык это слово было введено Петром I в правовом, т.е. одном из нескольких значений, как «письменное удостоверение».
3. Значение этого слова дается в «Толковом словаре русского языка»: «Документ. 1. Деловая бумага, подтверждающая какой-либо факт или право на что-либо. 2. Письменное свидетельство каких-либо исторических событий».4. В информатике документ стал рассматриваться как материальный объект, содержащий информацию в закрепленном виде.
- издан полномочным органом,
- не противоречит действующему законодательству,
- правильно оформлен.
Только при соблюдении этих условий документ приобретает юридическую силу.
Узкое и широкое понимание
1. Документ – это материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом, для ее передачи во времени и пространстве.
2. Официальный документ – документ, созданный организацией или должностным лицом и оформленный в установленном порядке. Под должностным лицом понимается лицо, которое осуществляет функцию представителя власти или занимает должность, связанную с выполнением организационно-распорядительных или административных обязанностей.Общая характеристика документов
- Документы обеспечивают: фиксацию информации, сохранение и накопление информации, возможность передачи ее другому лицу, многократное повторное обращение к информации и др.
- Документы должны соответствовать определенным требованиям: пригодность к длительному хранению, максимальная наглядность, правильное составление как по форме, так и по содержанию и др.
2. Функции документов
- Функция документа — это целевое назначение, присущее ему.
- Документ полифункционален.
Общие функции
Социальная:
- Документ передает социально значимую информацию и реализуется в социальной системе.
- Социальная функция документа состоит в запечатлении, сохранении и передаче именно социальной информации.
Информационная:
- Документ – средство запечатления, сохранения и передачи информации.
- О процессах, происходящих в обществе.
Какой?
Коммуникативная:
- Документ выступает как средство связи между общественными структурами и индивидами, он не просто информирует, но и интегрирует общественное сознание, способствует созданию единого общественного мнения, выработке коллективных реакций, консолидации всего общества.
- документы, ориентированные в определенном направлении: СВЕРХУ ВНИЗ (то есть от законодателя к исполнителю, от руководителя к подчиненному — законы, указы, постановления, распоряжения, приказы, инструкции) и СНИЗУ ВВЕРХ (докладные записки, заявления, жалобы);
- документы двустороннего действия, взаимосвязанные между собой (деловая и личная переписка, договорные документы и т.д.).
Культурная:
- Документ служит средством закрепления и передачи социального опыта и культурных традиций.
- Культурная функция документов состоит в фиксации и закреплении полученных знаний, традиций, эстетических норм, систем ценностей, поведения и деятельности, навыков, ритуалов, традиций, выработанных и сохранившихся в обществе. В этой функции документы можно рассматривать как инструкцию по применению этих знаний, норм, навыков и т.д., а само документирование — как процесс закрепления, концентрации и передачи культуры.
Специальные функции
Правовая
Документ служит средством закрепления и изменения правовых норм и правоотношений в обществе.
Документ способствует формированию правового сознания, выработке социально одобряемых моделей поведения, усвоению морально-этических норм.
- нормативные правовые акты органов государственной власти и государственного управления (указы, законы, постановления и др.);
- акты управления (правоприменительные акты), издаваемые учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и влекущие за собой определенные юридические последствия (приказы, распоряжения, решения, постановления и др.);
- договорные документы, фиксирующие договорные отношения;
- удостовертельные документы, имеющие юридическое значение (метрические свидетельства, паспорта, дипломы об образовании и др.);
- оправдательные финансовые документы (приемные и сдаточные акты, накладные и др.).
В принципе, любой документ может быть доказательством, тем самым он временно будет наделен правовой функцией.
Специфические функции некоторых групп документов:
1. Функция организации системы и процессов управления (организационные документы: устав, положение, правила, устанавливающие статус, границы компетенции, функциональное содержание деятельности органа управления, его структуру, штатную численность, должностной состав и другие аспекты).2. Функция планирования реализуется в плановых документах.
В ней фиксируется решение административных вопросов, вопросов взаимодействия, обеспечения, регулирования деятельности органов власти, учреждений, организаций их структурных подразделений, отдельных должностных лиц. 5. Результаты деятельности любой организации фиксируются в отчетной документации (позволяет сопоставлять реальные результаты с запланированными и на основании этого корректировать деятельность организации).6. Научно-историческою функцию исполняют документы, реализовавшие свои основные функции и поступившие в архив. В общем массиве документации такие документы составляют около 12-14 %.
- Обучающая: фиксируя накопленный социальный опыт, документ способствует передаче знаний от поколения к поколению, участвует в процессе формирования личности, ее социализации.
- Познавательная: документ на основе фиксированного текста позволяет строить наиболее обобщенные, абстрактные, теоретические модели реальности. Документирование выступает как важный элемент познания окружающего мира, средство фиксации его процесса и результата.
- Управленческая: документ является инструментом управления, способствует планированию, координации и регулированию коллективной деятельности членов общества с целью ее оптимальной организации.
- Мемориальная: документ выступает в качестве источника исторических сведений о развитии общества, его отдельных структур и личностей.
- Учетная: сопровождая производственную и хозяйственную деятельность на всех ее этапах, документ способствует осуществлению учета ее результатов.
- Эстетическая: фиксируя в структуре материальных носителей результаты образно-художественного освоения действительности, документы тем самым накапливают, хранят и передают обобщенный эстетический опыт.
- Релаксационная: (гедонистическая, развлекательная, компенсаторная) – использование некоторых разновидностей документов позволяет достичь проективной разрядки, снимающей эмоциональное напряжение путем перенесения его на другой объект.
3. Классификация документов
1. По способу документирования:
- рукописные письменные (текстовые);
- изобразительные (документы, фиксирующие информацию посредством изображения объекта);
- графические (документы, выполненные графическим способом);
- фотодокументы;
- аудиодокументы (звуковые документы, зафиксированные на магнитной ленте);
- кинодокументы (документы, зафиксированные с помощью кино и видеотехники);
- документы, созданные с помощью компьютерной техники.
2. В зависимости от источника поступления различаются документы:
- входящие (поступившие в организацию);
- исходящие (отправляемые из организации);
- внутренние (создаваемые в данной организации и используемые во внутренних связях).
Исходящие документы могут представлять собой ответы на входящие документы или инициативные документы (письма, циркулярные письма, телеграммы, справки).
К внутренним документам относятся организационно-распорядительные (приказы, распоряжения), переписка между управлениями, структурными подразделениями, информационно-аналитические служебные записки и т.д.3. По критерию гласности документы разделяются на:
- документы, содержащие открытую информацию,
- документы, содержащие документированную информацию, отнесенную к категории ограниченного доступа (информация, отнесённая к государственной или служебной тайне, конфиденциальная, для служебного пользования).
Документы для служебного пользования, содержащие несекретные сведения, могут использоваться работниками данного учреждения. Такие документы помечаются грифом «Для служебного пользования».
- В индивидуальных документах (например, докладных, объяснительных записках, заявлениях) содержание излагается в свободной форме.
- В трафаретных документах структура изложения запрограммирована, в них используются заранее подготовленные стандартные фразы и отдельные части текста. Такие документы, как правило, бывают напечатаны на бланке, содержащем постоянную информацию, а переменная вписывается от руки.
- Типовые документы представляют собой образцы актов, предназначенные для использования организациями с учетом их специфики в процессе создания конкретных ведомственных и локальных нормативных актов (например, Положение о министерстве, Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, Типовой перечень документов, подлежащих утверждению, и др.).