Файл: Занятие 1 Теория Понятие документ.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 450

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕМА: Документ, его свойства и функции.

Практическое занятие 1

Теория

1. Понятие «документ».

2. Функции документа.

3. Классификация документов.

4. Система документации на государственной службе.

Реквизиты – что это такое?

Любой документ – это сумма постоянных элементов содержания. Такие элементы называют реквизитами документа.

Реквизиты содержат сведения:

1. Понятие «документ»

Что такое документ?

Дайте определение: документ – это …

2. В русский язык это слово было введено Петром I в правовом, т.е. одном из нескольких значений, как «письменное удостоверение».

4. В информатике документ стал рассматриваться как материальный объект, содержащий информацию в закрепленном виде.

Узкое и широкое понимание

1. Документ – это материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом, для ее передачи во времени и пространстве.

Общая характеристика документов

2. Функции документов

Общие функции

Социальная:

Информационная:

Коммуникативная:

Культурная:

Специальные функции

Правовая

Документ служит средством закрепления и изменения правовых норм и правоотношений в обществе.

Документ способствует формированию правового сознания, выработке социально одобряемых моделей поведения, усвоению морально-этических норм.

Специфические функции некоторых групп документов:

2. Функция планирования реализуется в плановых документах.

6. Научно-историческою функцию исполняют документы, реализовавшие свои основные функции и поступившие в архив. В общем массиве документации такие документы составляют около 12-14 %.

3. Классификация документов

1. По способу документирования:

2. В зависимости от источника поступления различаются документы:

3. По критерию гласности документы разделяются на:

6. В зависимости от уровня юридической регламентации выделяют:

7. В зависимости от языка, на котором производится запись информации, документы делятся на:

Оригиналы – документы, впервые созданные каким-либо индивидуальным или коллективным автором.

Копии можно разделить на выписки и отпуски.

Виды копий:

Дубликат не характеризуют как второй экземпляр подлинника, так как это повторение документа, то есть он обладает наиболее характерными признаками копии.

Дубликат – это не умноженный оригинал, поскольку дубликат иногда имеет отклонения от оригинала (например, дубликат паспорта может быть выдан другим отделением милиции и подписан другим лицом).

4. Система документации на государственной службе

Основные понятия

Контрольные вопросы:

Практика

Тестовый входной контроль знаний

Внимательно почитайте представленные ниже вопросы и варианты ответов. Отметьте правильный, на Ваш взгляд, вариант.

1. Реквизит документа – это:

а) состав содержания документа;

б) приложение к документу;

в) порядок подписания документа.

2. Бланк документа – это:

а) текст, набранный на компьютере;

б) деловое письмо;

в) стандартный образец оформления документа.

3. Стиль изложения документа – это:

а) соблюдение правил оформления;

б) способ изложения текста;

в) размещение реквизитов.

4. Штатное расписание:

а) должностной и численный состав предприятия ;

б) общая численность работников;

в) наименование подразделений организации.

5. Должностные инструкции:

а) подчиненность сотрудников;

б) трудовой договор;

в) функции, права и обязанности сотрудников.

6. Акт – это:

а) сведения об адресате;

б) письменное подтверждение результатов каких-либо событий;

в) отметка об исполнении документа.

7. Устав организации – это:

а) основной документ, регламентирующий функционирование организации;

б) форма управления организацией;

в) сведения о соучредителях (участниках) организации.

8. Трудовой договор:

а) заявление о приеме на работу;

б) письменное соглашение сторон при приеме на работу;

в) анкета кандидата на вакантную должность.

9. Протокол – это:

а) элемент делового этикета;

б) нормативный документ;

в) документ регистрации совещания или переговоров.

10. Доверенность – это:

а) письменное уполномочие прав одного лица другому;

б) удостоверение личности;

в) деловое письмо.

11. К распорядительным документам относится:

а) приказ;

б) докладная;

в) объяснительная.

12. К организационным документам относится:

а) распоряжение;

б) штатное расписание;

в) резюме.

13. Текст документа:

а) сведения о разработчике;

б) заголовок документа;

в) основной реквизит документа.

14. Телефонограмма:

а) фиксация факта создания или поступления документа;

б) документ, передаваемый по телефону и записываемый получателем;

в) журнал учета телефонных звонков.

15. Проект документа:

а) предварительно подготовленный вариант документа;

б) правильно составленный бланк документа;

в) подшивка важных документов для хранения.

16. Регистрация документа:

а) согласование с руководителем;

б) проверка правильности составления;

в) присвоение документу номера.

17. Классификация документов:

а) формирование системы документов;

б) совокупность различных документов;

в) разделение всех документов по определенным признакам.

18. Право подписи:

а) полномочие должностного лица на подписание документов;

б) право утверждать документы;

в) право составления документа.

19. Дело в документообороте управленческой деятельности:

а) совокупность документов, объединенных по определенному признаку;

б) какое-либо действие должностного лица;

в) инструкция по делопроизводству.

20. Дубликат:

а) первый и единственный экземпляр документа;

б) копия, имеющая юридическую силу подлинника;

в) формуляр документа.

21. Адресат:

а) составитель документа;

б) отправитель документа;

в) получатель документа.

22. Виза документа:

а) утверждение документа;

б) подпись, означающая согласие с содержанием документа;

в) согласование документа.

23. Контрагент:

а) одна из сторон контракта;

б) конкурент предприятия;

в) организация-получатель документа.

24. Внешний документ:

а) документ, отправленный другим организациям или полученный от них;

б) документ для внутрифирменного использования;

в) документ, фиксирующий вопросы заседания.

25. Квитанция:

а) документ, содержащий сведения о предприятии;

б) краткая характеристика содержания документа;

в) подтверждение получения денег или материальных ценностей.

26. Конфиденциальная информация:

а) информация, доступ к которой ограничен;

б) информация публичной отчетности;

в) официальная информация.

27. Выберите из правой колонки определения, относящиеся к терминам в левой колонке, соответственно пронумеровав их.

28. Делопроизводство:

а) составление дел;

б) организация работы с документами;

в) определение сроков хранения дел.

29. Глоссарий:

а) совокупность реквизитов документа;

б) содержание книги, отчета, статьи, документа;

в) собрание часто употребляемых слов и выражений.

30. Справка:

а) правовой акт, издаваемый в целях решения производственных задач;

б) производственный документ;

в) подтверждение какого-либо факта.

Результаты входного контроля:

1. Оценка «отлично» – за правильные ответы на 28-30 вопросов входного контроля;

2. Оценка «хорошо» – за 25-27 вопросов;

3. Оценка «удовлетворительно» – 20-24 вопроса;

4. Оценка «неудовлетворительно» – менее 20 вопросов.

  • Сроки хранения документов определяются на основании «Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения», утвержденного Федеральной архивной службой России 6.10.2000.

6. В зависимости от уровня юридической регламентации выделяют:

  • стандартные формы, утверждаемые государственным стандартом;
  • межотраслевые формы, утверждаемые ЦСУ России и другими функциональными органами управления;
  • формы документов, не закрепленные юридическими нормами.

7. В зависимости от языка, на котором производится запись информации, документы делятся на:

  • неформализованные (документы с традиционным литературным текстом);
  • полуформализованные (документы с трафаретным текстом, анкеты);
  • формализованные (матричные документы типа перфокарт, перфолент, магнитных лент, дискет).
  • Документы личного происхождения включают личную переписку, воспоминания личного характера, дневники. Они создаются за пределами служебной деятельности человека.
  • В отличие от личного официальный документ создается юридическим или физическим лицом с, обязательным оформлением и удостоверением в установленном порядке.
  • Подлинником считается документ в окончательной редакции, оформленный и подписанный в соответствии с требованиями стандарта.
  • «Оригинал» является синонимом «подлинника». Составленные в нескольких экземплярах оригиналы называются умноженными. Все эти экземпляры обладают одинаковой юридической силой (например, договор).
  • Копии могут воспроизводить часть текста документа (выписки) или весь документ (например, второй экземпляр машинописного текста, подшиваемый в дело отправителя, называемый отпуском).

Оригиналы документы, впервые созданные каким-либо индивидуальным или коллективным автором.

  • Чтобы оригинал стал подлинником, он должен быть составлен на бланке согласно установленной форме, иметь удостоверяющие реквизиты (подпись и иногда печать), дату и индекс.
  • Личный документ — официальный документ, удостоверяющий личность человека, его права, обязанности, служебное или общественное положение и который может содержать другие сведения биографического характера.

Копии можно разделить на выписки и отпуски.

    • Выписки — это копии части документа (выписка из приказа, выписка из протокола).
    • Отпуски — это копии отосланных документов.
    • Первый экземпляр – оригинал (обычно отпечатанный на бланке) после его оформления (подписания и регистрации) становится подлинником, а остальные экземпляры — копиями.


Виды копий:

  • Нотариальные копии – соответствие подлиннику подтверждено официальным должностным лицом — нотариусом.
  • Официально заверенные копии — соответствие подлиннику подтверждается другими должностными лицами и сопровождается формальностями (ставится печать и подпись должностного лица).
  • Простые заверенные копии — удостоверенные без соблюдения необходимых формальностей (нет печати), в том числе заверенные частными лицами.
  • Незаверенные копии — не имеющие подтверждения в том или ином виде о своем соответствии подлиннику.
  • Факсимильная копия (например, фотокопия или ксерокопия) воспроизводит все детали подлинника (реквизиты, их расположение, шрифты, подписи, отметки и т.д.).
  • Свободная копия воспроизводит подлинник в виде второго экземпляра на пишущей машинке без графического соответствия подлиннику.
  • На копии документа делается пометка «копия». Юридическую силу имеет лишь та копия документа, которая заверена компетентным должностным лицом, сопровождается подписью с указанием должности заверившего лица, датой заверения и печатью.

Дубликат не характеризуют как второй экземпляр подлинника, так как это повторение документа, то есть он обладает наиболее характерными признаками копии.

Дубликат – это не умноженный оригинал, поскольку дубликат иногда имеет отклонения от оригинала (например, дубликат паспорта может быть выдан другим отделением милиции и подписан другим лицом).

  • управленческие,
  • научные,
  • технические,
  • технологические,
  • производственные
  • и др.
  • Основную часть документации любой организации и объект ее делопроизводства составляет управленческая документация.

4. Система документации на государственной службе

  • организационно-распорядительная;
  • плановая;
  • отчетная;
  • финансовая;
  • документация по материально-техническому обеспечению;
  • договорная;
  • документация по документационному и информационному обеспечению деятельности организации и т.д.
  • Важнейшее место в делопроизводстве и управленческой деятельности властных структур занимает система организационно-распорядительной документации (ОРД).
  • Она включает в себя 5 основных групп документов:
  • организационная документация (положение, устав, инструкция, правила, определяющие статус учреждения, организации, его структурные звенья и порядок их работы);
  • распорядительная (постановления, распоряжения, приказы по основной деятельности, указания, характеризующие деятельность учреждения);
  • справочно-информационная (письмо, телеграмма, докладная, объяснительная, служебная или аналитическая записки, сводка, запрос, справка, акт, протокол и т.д.);
  • документация по личному составу (приказы по личному составу, личные дела и карточки, характеристики, удостоверения и т.д.);
  • документация по предложениям, заявлениям и жалобам граждан и коллективов.

Основные понятия

  • Делопроизводство – отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами.
  • Документирование – запись информации на различных носителях по установленным правилам, обеспечивающим ее юридическую силу.
  • Документ – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
  • Юридическая сила документа – свойство официального документа, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком оформления.

Контрольные вопросы:

  • По каким основаниям можно классифицировать все документы?
  • Назовите общие функции, свойственные всем документам, и специфические функции, свойственные отдельным группам документов.
  • Какие виды документов включает в себя СИСТЕМА организационно-распорядительной документации?

Практика

Тестовый входной контроль знаний

Внимательно почитайте представленные ниже вопросы и варианты ответов. Отметьте правильный, на Ваш взгляд, вариант.

1. Реквизит документа – это:

а) состав содержания документа;

б) приложение к документу;

в) порядок подписания документа.

2. Бланк документа – это:

а) текст, набранный на компьютере;

б) деловое письмо;

в) стандартный образец оформления документа.

3. Стиль изложения документа – это:

а) соблюдение правил оформления;

б) способ изложения текста;

в) размещение реквизитов.

4. Штатное расписание:

а) должностной и численный состав предприятия ;

б) общая численность работников;

в) наименование подразделений организации.

5. Должностные инструкции:

а) подчиненность сотрудников;

б) трудовой договор;

в) функции, права и обязанности сотрудников.

6. Акт – это:

а) сведения об адресате;

б) письменное подтверждение результатов каких-либо событий;

в) отметка об исполнении документа.

7. Устав организации – это:

а) основной документ, регламентирующий функционирование организации;


б) форма управления организацией;

в) сведения о соучредителях (участниках) организации.

8. Трудовой договор:

а) заявление о приеме на работу;

б) письменное соглашение сторон при приеме на работу;

в) анкета кандидата на вакантную должность.

9. Протокол – это:

а) элемент делового этикета;

б) нормативный документ;

в) документ регистрации совещания или переговоров.

10. Доверенность – это:

а) письменное уполномочие прав одного лица другому;

б) удостоверение личности;

в) деловое письмо.

11. К распорядительным документам относится:

а) приказ;

б) докладная;

в) объяснительная.

12. К организационным документам относится:

а) распоряжение;

б) штатное расписание;

в) резюме.

13. Текст документа:

а) сведения о разработчике;

б) заголовок документа;

в) основной реквизит документа.

14. Телефонограмма:

а) фиксация факта создания или поступления документа;

б) документ, передаваемый по телефону и записываемый получателем;

в) журнал учета телефонных звонков.

15. Проект документа:

а) предварительно подготовленный вариант документа;

б) правильно составленный бланк документа;

в) подшивка важных документов для хранения.

16. Регистрация документа:

а) согласование с руководителем;

б) проверка правильности составления;

в) присвоение документу номера.

17. Классификация документов:

а) формирование системы документов;

б) совокупность различных документов;

в) разделение всех документов по определенным признакам.

18. Право подписи:

а) полномочие должностного лица на подписание документов;

б) право утверждать документы;

в) право составления документа.

19. Дело в документообороте управленческой деятельности:

а) совокупность документов, объединенных по определенному признаку;


б) какое-либо действие должностного лица;

в) инструкция по делопроизводству.

20. Дубликат:

а) первый и единственный экземпляр документа;

б) копия, имеющая юридическую силу подлинника;

в) формуляр документа.

21. Адресат:

а) составитель документа;

б) отправитель документа;

в) получатель документа.

22. Виза документа:

а) утверждение документа;

б) подпись, означающая согласие с содержанием документа;

в) согласование документа.

23. Контрагент:

а) одна из сторон контракта;

б) конкурент предприятия;

в) организация-получатель документа.

24. Внешний документ:

а) документ, отправленный другим организациям или полученный от них;

б) документ для внутрифирменного использования;

в) документ, фиксирующий вопросы заседания.

25. Квитанция:

а) документ, содержащий сведения о предприятии;

б) краткая характеристика содержания документа;

в) подтверждение получения денег или материальных ценностей.

26. Конфиденциальная информация:

а) информация, доступ к которой ограничен;

б) информация публичной отчетности;

в) официальная информация.

27. Выберите из правой колонки определения, относящиеся к терминам в левой колонке, соответственно пронумеровав их.


1

Подлинник

1

Точное воспроизведение подлинника

2

Копия

2

Копия, которая выдается в случае утраты подлинника или оригинала, обладает той же юридической силой, что и подлинник

3

Дубликат

3

Копия исходящего документа, который остается в учреждении

4

Выписка

4

Оригинал (документ в окончательной редакции,

оформленный с учетом требований Госта)

5

Отпуск

5

Копия официального документа, которая воспроизводит какую-либо часть, заверенную в официальном порядке

6

Автограф

6

Документ, который написан автором отпуска