Файл: Роль кадровой службы в формировании и реализации кадровой стратегии (ООО «Завод специального машиностроения «Мегатон»»).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность. Управление человеческими ресурсами продолжает оставаться наиболее слабым звеном в общей системе управления предприятиями. Экономическое мышление и общественное сознание в данной области перестраиваются крайне медленно. Не отработаны многие теоретические и методологические аспекты управления человеческими ресурсами как части общей системы эффективного управления предприятием.
Недооценка управления человеческими ресурсами, реализация необоснованных кадровых решений сдерживает внедрение в практику нововведений в других сферах управления, не позволяет организовать эффективную систему управления предприятием в целом, поскольку все сферы управления тесно взаимосвязаны между собой и дают полную отдачу лишь во взаимодействии друг с другом.
Цель работы – провести оценку и определить направления совершенствования кадровой работы кадровой в ООО «Завод специального машиностроения «Мегатон».
Задачи курсовой работы:
- исследовать теоретические аспекты роли кадровой службы в формировании и реализации кадровой стратегии на предприятии;
- проанализировать современное состояние работы кадровой службы в ООО «Завод специального машиностроения «Мегатон»;
- разработать рекомендации по совершенствованию кадровой работы в ООО «Завод специального машиностроения «Мегатон».
Объект исследования – ООО «Завод специального машиностроения «Мегатон».
Предмет исследования – роль кадровой службы в формировании и реализации кадровой стратегии на предприятии.
Научно-методологическая основа работы - исследования по вопросам экономики труда Генкина Б.М.; кадрового аудита Гармаша А.А., Захарова В.М., Одегова Ю.Г.; кадровому менеджменту: Кибанова А.Я., Плешина Ю.И., Прохоровой М.В., Кондратьевой Ю.И.; деятельность кадровой службы: Шкатуллы В.И. и др.
Глава 1.Теоретические аспекты роли кадровой службы в формировании и реализации кадровой стратегии на предприятии
Кадровая служба предприятия: назначение, принципы
построения, цели
Кадровая служба – совокупность специализированных структур, подразделений вместе с занятыми на них должностными лицами, призванными управлять персоналом в рамках избранной кадровой политики[1].
Назначение кадровой службы не только в осуществлении и стратеги развития кадров, но и использования трудового законодательства, реализация социальных программ, как федерального, так и не федерального уровня. Таким образом, кадровая служба является основным структурным подразделением компании по управлению кадрами, на которую возложены функции по приему и увольнению работников, а также по организации их обучения, повышения квалификации и переподготовки[2].
Организация службы управления персоналом — это, с одной стороны, внутреннее устройство системы, с другой — координация действий отдельных ее элементов и достижение взаимного соответствия их функционирования[3].
Организация службы управления персоналом включает в себя:
- диагностику и анализ кадровой ситуации, выявление факторов,
влияющих на структуру службы управления персоналом; - определение принципов и методов построения службы управления персоналом;
- структуризацию целей, задач, определение состава функций,
позволяющих реализовать поставленные цели; - построение конфигурации организационной структуры;
- расчет трудоемкости функций и численности работников службы;
- формирование требований к профессиональной подготовке работников службы управления персоналом, определение их состава, прав и ответственности;
- составление плана мероприятий по внедрению организационных изменений (сроки, исполнители, финансовая смета)[4].
Основные принципы построения современной службы управления персоналом:
- оптимальность — минимизация уровней управления и рациональность связей между ними;
- оперативность — реакция на управляющее воздействие;
- надежность — достоверность и корректность используемой информации[5];
- экономичность — максимизация эффекта от деятельности управленческого аппарата при минимальных затратах на него;
- гибкость — адаптация к изменениям во внешней и внутренней среде организации;
- устойчивость — способность сохранять состояние равновесия, независимо от внешних воздействий[6].
Основные методы диагностики, анализа, формирования, обоснования и внедрения службы управления персоналом: самообследование; интервьюирование; изучение документов; функционально-стоимостной анализ; корреляционно-регрессионный анализ; системный анализ; факторный анализ; экономико-математическое моделирование; метод сравнений; экспертно-аналитический метод; обучение и переподготовка работников аппарата управления; моральное и материальное стимулирование нововведений[7].
Основная цель управления персоналом в современных условиях — формирование личности, обладающей высокой квалификацией, ответственностью, степенью вовлеченности в достижение общих целей организации, командным
духом и активной позицией. Именно такой персонал обеспечивает конкурентное преимущество компании[8]. Цели, стоящие перед службой персонала:
- интеграция кадровой стратегии в общую стратегию компании;
- привлечение и удержание высококвалифицированного персонала;
- создание возможностей для развития персонала;
- формирование конструктивных взаимоотношений между работниками[9].
1.2. Задачи кадровой службы в формировании и реализации кадровой стратегии на предприятии
Задачи, выполняемые кадровой службой по уровням управления следующие:
- оперативные задачи: подбор и расстановка кадров, адаптация, обучение и развитие персонала, его оценка и аттестация, формирование кадрового резерва, мотивация и стимулирование сотрудников, их перемещение и увольнение, кадровый документооборот;
- тактические задачи: планирование численности персонала, регулирование трудовых отношений, разработка программ обучения и поощрения сотрудников, оценка эффективности управления персоналом, автоматизация функций упрощения;
- стратегические задачи: разработка кадровой стратегии и политики, подготовка и исполнение бюджета, развитие корпоративной культуры, формирование организационной структуры, участие в создании системы информирования сотрудников (внутрифирменные СМИ, интранет) [10].
Круги сложность этих задач определяются: стратегией компании;
сферой деятельности; размером; этапом развития компании. Рассмотрим первую зависимость[11].
Для достижения конкурентного преимущества обычно используются следующие стратегии:
- стратегия инновации — производство уникального товара;
- стратегия качества — предложение высококачественных товаров и услуг потребителям;
- стратегия лидерства в издержках — экономия затрат[12].
Для реализации любой из этих стратегий подбирают людей с соответствующими личностными качествами и оказывают на них различное управленческое воздействие. Задачи службы управления персоналом при различных типах стратегий, используемых для достижения конкурентного преимущества, приведены в табл. 1. Краткая характеристика задач, решаемых на каждой стадии развития организации, приведена в табл. 2.
Стадия формирования. Молодая компания характеризуется отсутствием четкой организационной структуры и системного подхода к решению возникающих проблем, непредсказуемой рентабельностью. Во главе фирмы стоит, как правило, ее владелец, самостоятельно осуществляющий руководство небольшим коллективом взаимозаменяемых сотрудников. Собственного специалиста по персоналу в штате нет, и при возникновении вопросов в области управления кадрами могут использоваться услуги внешнего консультанта. Если же такой специалист в компании существует, круг его задач ограничивается ведением кадрового делопроизводства, обеспечением эффективного взаимодействия сотрудников и поддержанием благоприятного психологического климата в коллективе[13].
Таблица 1 Задачи службы управления при различных типах стратегии предприятия[14] |
|
Характеристика стратегии |
Ключевые задачи управления персоналом |
Стратегия инновации |
|
Высокая степень творчества. Рассмотрение перспективы бизнеса. Относительно высокая степень сотрудничества, взаимозависимого поведения. Высокая степень терпимости к риску, неопределенности и непредсказуемости |
Отбор людей с высокой склонностью к инновациям и сотрудничеству. Организация работы на основе тесного взаимодействия людей. Создание условий, позволяющих людям развивать кавыки, которые могут быть использованы на других должностях в рамках организации. Организация корпоративного обучения, нацеленного на развитие креативности и навыков групповой работы. Формирование широкого диапазона развития карьеры, обеспечивающего приобретение новых умений и навыков. |
Стратегия повышения качества |
|
Основное внимание к качеству. Внимание к процессу производства или поставки товаров и услуг. |
Отбор людей, ориентированных на долгосрочное сотрудничество с организацией. Разработка формализованного и жесткого описания работ. Формирование и регулирование трудовых отношений на основе принципов социального равенства. Обеспечение гарантий занятости. Наиболее активное вовлечение персонала в рабочие вопросы. Обеспечение экстенсивного и непрерывного обучения |
Стратегия лидерства в издержках |
|
Основное внимание к результатам, особенно к объему выпуска продукции. Низкая степень терпимости к риску. Рассмотрение относительно краткосрочной перспективы бизнеса. Умеренное внимание к качеству. |
Разработка детализированных должностных инструкций и формализованное описание работ. Опенка персонала с частой периодичностью, аттестация по результатам трудовой деятельности. Обеспечение минимального обучения, нацеленного на решение конкретных производственных задач. Тщательный мониторинг и жесткий контроль деятельности персонала. Ориентация системы вознаграждения на результат и экономию издержек. |
Таблица 2
Задачи управления персоналом на различных стадиях развития организации[15]
Формирование |
Рост |
Стабилизация |
Спад |
|
Характеристика этапов |
Начало бизнеса, малая численность персонала, нечеткие обязанности, каждый сотрудник обладает большой частью интеллектуальной собственности компании |
Увеличение численности персонала, появление среднего управленческого звена, быстрый карьерный рост, отсутствие четкого взаимодействия и критериев оценки труда |
Постоянная численность персонала, разработка бизнес-процессов, низкая скорость принятия решений, отсутствие карьерного роста |
Уменьшение объема производства, сокращение численности персонала, сокращение расходов, текучесть кадров, низкая мотивация |
Задачи службы |
||||
Корпоративная культура |
Не идентифицируется, в компании царит неформальная атмосфера |
Командообразование, развитие внутренних коммуникаций |
Возникновение традиций, мифов, разработка программ корпоративных мероприятий |
Внутренние коммуникации, направленные на решение проблем компании |
Подбор персонала |
От подбора персонала по знакомству к найму по конкурсу |
Разработка процедур подбора, планирования численности персонала |
Разработка критериев отбора |
Привлечение людей с опытом антикризисного управления |
Адаптация |
Программы адаптации отсутствуют |
Появление программ адаптации |
Адаптация к внутренним регламентам |
Программы адаптации носят формальный характер |
Обучение |
Отсутствует или проводится эпизодически |
Разработка плана, обучение руководителей |
Планирование обучения, создание учебного центра |
Обучение внутренними силами, переподготовка |
Оценка |
Отсутствует |
Оценка возможностей, выявление кадрового резерва |
Оценка достижений работников |
Оценка возможностей сотрудников для переподготовки |
Вознаграждение |
Вознаграждение по итогам работы и в зависимости от личного отношения руководства |
Разработка мотивационных программ, вознаграждение по результатам работы подразделений |
Разработка системы должностных уровней (грейдов) |
Индивидуальный подход к мотивации, сокращение социальных программ |