Файл: Управление знаниями в организации (Теоретические аспекты управления знаниями).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 212

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В ИСУ ТОиР предприятия в настоящее время содержатся данные по 650 единицам оборудования, 22 тысячам работ, из которых порядка 20 тысяч плановые периодические и около 2 тысяч – работы по устранению отказов. В системе имеется порядка 50 изображений (чертежей, схем), около 70 документов (описания, инструкции и т.д.). По работам выполнено более 7 тысяч отчетов.[29]

Программный продукт «ПитерСофт:Управление процессами» призван автоматизировать взаимоотношения между отделами. В компании «Таурас-Феникс» был запущен в эксплуатацию практически сразу после приобретения, что позволило в короткие сроки автоматизировать наиболее проблемные направления: отдел департамента закупок, юридический отдел, бухгалтерия, секретариат, сервисный отдел. В результате внедрения созданы прочные связи между подразделениями предприятия, значительно сократилось время на обработку документов, наблюдается сокращение времени на решение каждой конкретной задачи, появилась возможность отслеживания качества выполнения поручений каждым сотрудником. В итоге снижаются общие затраты, а конкурентоспособность компании повышается.[30]

Распространение знаний важно не только в рамках организации, но и за ее пределами. ЗАО «Таурас-Феникс» регулярно принимает участие в выставках по всему миру. Только за 2017 год компания уже побывала на выставках «Молочная и мясная продукция» (Московская обл., г. Красногорск), «Modern Bakery Moscow» (г. Москва), «InterFood Krasnodar» (г. Краснодар), «Interpack» (г. Дюссельдорф, Германия), RosUpack (Московская обл., г. Красногорск). А впереди еще «АГРОПРОДМАШ» (г. Москва), «Gulfood Manufacturing» (г. Дубай, ОАЭ).

Раз в год ЗАО «Таурас-Феникс» при поддержке Ассоциации «Росспецмаш» организует бизнес-семинар DAIRY PACKAGING для предприятий молочной промышленности, на котором компании пищевого машиностроения узнают не только о новых трендах на рынке, знакомясь с самыми успешными бизнес-проектами, но и находят новых клиентов. Предприятия пищевой промышленности в свою очередь могут оценить продукцию заводов, наметив планы по дальнейшему сотрудничеству.

Также ежегодно ЗАО устраивает бизнес-семинар CANDY&BAKERY для крупнейших кондитерских предприятий. Знакомство с оборудованием, мастер-классы по организации кондитерского производства, консультации кондитеров-технологов, деловые встречи и переговоры – вот, что ждет на мероприятии.

Выставочная деятельность – один из главных инструментов, обеспечивающих продвижение предприятия и его продукции на рынке как страны, так и всего мира. Экспозиции способствуют поддержанию партнерских связей и получению информации обо всех современных тенденциях отрасли. О новинках и новостях в компании можно узнать из СМИ или на сайте компании.


В главе 3.1 мы рассмотрели систему знаний в ЗАО «Таурас-Феникс». Узнали, как управляют знаниями в ЗАО «Таурас-Феникс», привели примеры. Более подробно была рассмотрена деятельность по управлению персоналом: процесс найма новых сотрудников, испытательный срок, адаптация, обучение. Были рассмотрены информационные технологии, применяемые для управления знаниями, приведены примеры. Ознакомились с выставочной деятельностью ЗАО «Таурас-Феникс», поговорили про бизнес-семинары, которые проводит данная организация.

3.2 Мои рекомендации по улучшению системы управления знаниями

ЗАО «Таурас-Феникс» не имеет отдела управления знаниями. Роль отдела директора по управлению знаниями выполняют начальники отделов. Основной моей рекомендацией будет создание отдела по управлению знаниями. Многие компании в разных отраслях уже имеют программы управления знаниями. Вот примеры некоторых их них: Intel, Siemens, IBM, Johnson&Johnson, World Bank Group, Motorola, British Petroleum, The United States Navy (ВМС США), British Telecom, Eli Lilly, Ford Motor Company, The Saint Paul Companies, Xerox, Best Buy, Citibank, Gateway, Philips Petroleum. На рис 3.1 представлены компании применяющие программы управления знаниями долгие годы. Мы видим известные бренды массового потребления, которые есть в каждом доме.

Вероятно, наиболее впечатляющей историей организационного успеха на сегодняшний день является история компании Chevron. В 1991 го­ду она запустила программу сокращения текущих расходов. Изначально были составлены 13 команд, которые должны были определить знания, которые можно было распространить в компании, чтобы сократить расходы. Только за первый год одна из команд дала экономию средств, составившую 150 тысяч долларов. К 2000 году сокращение годовых текущих расходов было оценено в 2 миллиарда долларов.

Итак, главный стимул создания отдела по управлению знаниями: организация, которая быстрее других организаций находит новые знания, организует их усвоение сотрудниками, внедряет в практическую деятельность, получает конкурентное преимущество.

Основные цели: консолидировать корпоративные знания, создаваемые в ЗАО «Таурас-Феникс» и организациях отрасли; создать и закрепить конкурентные преимущества, сохранив критически важные знания; превратить организацию в самоорганизующуюся систему; максимально реализовать профессиональные и личностные возможности сотрудников; внедрить современные технологий и инструментов управления знаниями.


Инструменты системы управления знаниями: сохранение и удержание знаний в организации, оценка риска утраты, управление инновациями в компании.

Отдел по управлению знаний инициирует создание структурированной базы знаний, которой обладает ЗАО «Таурас-Феникс», обязательно включающие коллективные знания и знания экспертов. Выявление знаний проводиться на основе опроса сотрудников и проведения фокус-групп. Опрос может быть в традиционно бумажном виде, либо в онлайн-формате.

Рекомендую создание системы, позволяющей общаться в одной системе всем: верхам и низам. Часто руководители компании запускают проект, а обычные рабочие, выполняющие его, уже знают, что проект ждет провал или можно внести определенные изменения, которые его улучшат. Например, в Госкорпорации «Росатом» развернута корпоративная социальная экспертная сеть на базе MS SharePoint, позволяющая решать производственные задачи на различных стадиях производства при активном участии кросс-возрастного взаимодействия сотрудников.[31]

Важной составляющей системы знаний должны стать инновационные процессы в ЗАО «Таурас-Феникс». Создание инноваций обусловлено созданием новых знаний. Рекомендую создать доступ к новым знаниям для работников, стремящихся к новым вершинам. Как известно, избыток знаний приводит к появлению новых знаний. Понятно, что наиболее ценные знания и разработки следует защитить от выноса за пределы компании. Примером может послужить компания Infosys, которая представила в 1996 году корпоративный интернет Sparsh, включающий в себя центральное хранилище, виртуальные классы и дискуссионные формы. Виртуальные классы позволили сотрудника учиться в удобном для них режиме, что резко повысило эффективность обучения. Онлайн библиотека предоставила сотрудникам доступ к всесторонним знаниям и идеям в виде профессиональных журналов и публикаций, относящихся к их работе, за пределами компании.[32]

Необходимо наладить общение между работниками для создания комфортной обстановки на рабочем месте. По отзывам бывших сотрудников в цехах работает очень много представителей средней Азии, которые плохо знают русский язык. Это приводит к непониманию и нарастанию напряжения между работниками. В ЗАО «Таурас-Феникс» рекомендую провести анализ корпоративные мер по созданию и укреплению корпоративного духа.

На культуру организации благоприятно воздействуют корпоративные праздники. Профессиональные праздники обязательно отмечаются сообща. Также проводятся разного рода мероприятия, связанные с повышением организационной культуры и корпоративного духа: обучение, тренинги. Пусть сотрудники постоянно информируются о мероприятиях внутри компании и за ее пределами. Обмен информацией между сотрудниками должен происходить постоянно, например, по электронной почте или с помощью мессенджеров типа Viber, Telegram.


Рекомендую разработать и улучшить систему мотивации работников с целью сохранения и улучшения знаний в организации. Наиболее эффективным мотивационным воздействием всегда было и остается материальное воздействие. Например, лучший работник месяца получает грамоту или бонусы, при накоплении определенного числа которых, работник получает внеочередную премию. Производя материальное поощрение работников за добросовестный труд, премирование к профессиональным праздникам, ЗАО «Таурас-Феникс» будет воспитывать в работниках элементы корпоративности, ощущения сплоченности одно большой команды, заслужившей за свои труды вознаграждения. В свою очередь работники, сознавая, что ЗАО «Таурас-Феникс» заботится о них, способны показать очень высокие результаты.

Необходимо введение ряда коэффициентов, которые позволят дать оценку работе подразделений ЗАО «Таурас-Феникс» по достижению поставленных перед ними инновационных целей и задач. (Приложение 5).

Знания необходимо искать не только внутри компании, но и за ее пределами. Допустим, перед организацией встает проблема, которой никак не могут найти решение. Но возможно в другой стране в другой компании уже давно нашли решение этой задачи. Необходимо находиться в постоянном поиске конкурентных преимуществ, перенимать опыт. Таким образом созданные знания будут приводить к постоянным инновациям.

В главе 3.2 мы рассмотрели мои рекомендации по управлению знаниями в организации. Мы поговорили о важности создания отдела по управлению знаниями. Привели примеры компаний, успешно применяющих программы управления знаниями. Рассмотрели основные цели, задачи и инструменты отдела по управлению знаниями. Привели примеры рекомендаций по улучшению системы управления знаниями в ЗАО «Таурас-Феникс»: обмен знаниями между сотрудниками, расширение поля знаний, разработка мероприятий по укреплению корпоративного духа, улучшение системы мотивации сотрудников, поиск знаний за счет мирового опыта..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Знания – это интеллектуальный капитал, который помогает компании занимать лидирующие позиции на рынке. Управление знаниями является одним из основополагающих элементов системы менеджмента. При управлении знаниями основное внимание уделяется людям и корпоративной культуре, чтобы создать условия для появления идей, стимулировать и воспитывать желание делиться знаниями, использовать их в производственной деятельности.


Основными задачами по совершенствованию системы управления знаниями являются:

- повышение эффективности основной деятельности работников за счет

внедрения современных информационных технологий и повышения уровня мотивации;

- организация оперативного доступа к актуальным знаниям и научно-технической информации;

- интеграция и унификация программных комплексов СУЗ;

- сокращение сроков жизненного цикла создания и внедрения новых знаний

и технологий в производственную деятельность;

- снижение риска утраты критически важных знаний;

- недопущение неконтролируемого распространения знаний и технологий за пределы организации;

- обеспечение процесса трансфера знаний внутри организации.

Управление знаниями можно рассматривать как процесс, по средствам которого организация может извлечь прибыль из объёма знаний, находящихся её распоряжении. Обобщая имеющиеся на сегодняшний день взгляды, управление знаниями представляется как совокупность трех компонентов: люди – получают, генерируют, передают знания; процессы –используются для распространения знаний; технологии – обеспечивают быструю и эффективную работу людей и процессов.

Все перечисленные процессы должны быть обеспечены необходимыми ресурсами (финансовыми, техническими, технологическими и кадровыми, кроме того, в процессе управления знаниями в качестве необходимого ресурса выступает адекватная корпоративная культура.

Управляя знаниями, необходимо смотреть шире, за пределы организации, черпая извне новый опыт и знания. Необходимо постоянно проводить аудит знаний, оценка, развитие, фильтрация, воспроизводство (в т.ч. подготовка и защита знаний). Иногда вывести знания из организации позволяет достигнуть более высокого результата. Распространение знаний приводит к промышленному и экономическому росту.

Объект исследования нашей работы: ЗАО «Таурас-Феникс».

ЗАО «Таурас-Феникс» является лидером упаковочного машиностроения, обладающим богатым опытом в разработке и производстве упаковочного, фасовочно-упаковочного и пищевого оборудования.

Стать крупнейшим поставщиком упаковочного оборудования компании позволила грамотная политика и такие ее составляющие как:

- контроль качества на всех стадиях производства;

- обратная связь с потребителем: наличие мобильной сервисной службы, осуществляющей пуско-наладочные работы, гарантийное и пост-гарантийное обслуживание, а также разветвленная сеть с собственными сервисными центрами, позволяющими оперативно обслуживать заказчика в режиме «здесь и сейчас»;