Файл: Управление знаниями в организации (Теоретические аспекты управления знаниями).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 213
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ
1.2 Структура знаний и управление ими в организации
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ЗАО «ТАУРАС-ФЕНИКС»
2.1 Общие сведения и система организации TAURAS FENIX
2.2 Знания, которыми обладает ЗАО «Таурас-Феникс»
ГЛАВА 3. Анализ системы управления знаниями в ЗАО «Таурас-Феникс»
3.1 Управление знаниями в ЗАО «Таурас-Феникс»
3.2 Мои рекомендации по улучшению системы управления знаниями
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной работы «Управление знаниями в организации». Актуальность темы обусловлена наличием огромного количества информации в нашем мире и высокой конкуренцией между компаниями.
Цель данной работы: разобраться в понятии «управление знаниями» на примере организации, рассмотреть систему знаний и принципы управления знаниями.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и библиографии, 5 приложений. Основная часть работы состоит из трех глав.
Первая глава «Теоретические аспекты управления знаниями» - теоретическая. Она состоит из двух подглав. Глава 1.1 «Понятие и сущность знаний», в которой мы рассмотрим само понятие «знание», узнаем про виды знаний и способы получения новых знаний. Глава 1.2 «Структура знаний и управление ими в организации» посвящена знаниям в рамках организации. В этой главе мы узнаем про интеллектуальный капитал, виды знаний в организации, рассмотрим жизненный цикл знаний и концепцию управления знаниями в организации.
Глава 2 посвящена анализу технологии формирования знаний в организации. В главе 2.1 мы познакомимся с организацией ЗАО «Таурас-Феникс», на основе которой мы будем проводить исследование. Начнем знакомиться с знаниями, которыми обладает организация. В главе 2.2 мы рассмотрим все знания, которыми обладает ЗАО «Таурас-Феникс». Особое внимание мы уделим человеческому капиталу.
В главе 3 проводится анализ системы управления знаниями в ЗАО «Таурас-Феникс». В главе 3.1 будет рассмотрена система знаний и способы управления этой системой. В главе 3.2 изложены мои рекомендации по улучшению системы управления знаниями.
Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области управления персоналом, материалы периодических изданий и сети Интернет.
В основу 1 главы легли книги Мильнера Б.З. и книга под ред. Печенкин А.Е «Управление знаниями в организации: хрестоматия». Выбор этих книг обусловлен тем, что Мильнер Б.З. - крупнейший российский специалист в области теории организации и управления, автор 11 книг и более 300 статей. В книге «Управление знаниями в организации: хрестоматия» под редакцией Печенькина А.Е. собраны различные точки зрения относительно «управления знаниями».
Вторая и третья главы написаны с использованием материалов СМИ и сети Интернет.
В работе имеются приложения, содержащие дополнительные сведения об организации ЗАО «Таурас-Феникс»: сертификаты, дипломы, лицензии, товарные знаки и знаки обслуживания, список патентов ЗАО «Таурас-Феникс», формулы для оценки деятельности подразделений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ
1.1 Понятие и сущность знаний
Знания всегда играли огромную роль в жизни человечества. Это связано в основном с тем, что мир переходит на новый этап развития, базу которого составляет экономика, основанная на знаниях. Отличительная особенность состоит в том, что знания играют в ней решающую роль, а производство является источником роста экономики. (В. Л. Макаров, 2003г.). [1]
Согласно результатам исследования Всемирного банка, только 15-16% экономического роста обусловлено физическим капиталом, около 20% - природными ресурсами и 65% связано с человеческим и социальным капиталом. В наиболее развитых странах 80%, а в среднеразвитых 50% прироста ВВП достигается за счет человеческого капитала, знаний, интеллекта.[2]
Чтобы понять суть и особенности управления знаний, необходимо рассмотреть основные понятия. Разберем их, рассматривая применительно к бизнесу и индивиду как сотруднику организации.
Очень часто понятия «информация» и «знания» используют как взаимозаменяемые. Однако для бизнеса необходимо четко понимать разницу. Эта разница существенна для управления, дальнейшего существования и развития бизнеса в информационном потоке и информационной перегрузке. [3]
«Информация» более широкое понятие. Информация является источником знаний. Знания есть результат отражения информации (данных) интеллектуальной сущностью во времени и контексте. Б. З. Мильнер приводит следующее определение знания: знания представляют собой подвижное соединение разных элементов – опыта, ценностей, информации и экспертного понимания...знания всегда есть продукт использования информации.[4]
«Знания» являются закономерностями предметной области (принципы, связи, законы), полученные в результате практической деятельности и профессионального опыта, позволяющие сотрудникам организации ставить и решать задачи в этой области. В современных системах управления знаниями они включают в себе все виды информации.[5] Использование знаний позволяет превращать в процессе трудовой деятельности затрачиваемые материальные и нематериальные ресурсы в требуемый продукт.
Профессор Б.З. Мильнер выделил такие категории знаний как: формализованные, неформализованные, явные, неявные. Формализованные знания – это знания, записанные и сохраненные на каком-либо носителе. Неформализованное знание «находиться в памяти людей и организаций, доступно и может свободно передаваться другим». К неявным знаниям относятся знания, хранящиеся в подсознании людей, культуре организаций, в силу чего их очень сложно выявить и использовать. Явными знаниями он считает те знания, которые «точно определенны, а их детали могут быть воспроизведены (изложены) и сохранены».[6]
Современная организация обладает огромным объемом знаний, которые позволяют вести конкурентную борьбу на рынке.[7] А управление знаниями дает компании непосредственный результат – благодаря снижению затрат (вам не нужно заново «изобретать колесо») или возникает эффект иного рода, например, благодаря сокращению производственного цикла (вы получаете продукт быстрее, быстрее доставляете его потребителям, быстрее получаете платежи), что улучшает финансовые потоки.[8]
Проблема управления знаниями находит свое отражение в трудах многих ученых. И на данный момент выделились три подхода к управлению знаниями - «европейский» рассматривает управление знаниями с позиции его изменения (Карл Свейби), «американский» подход состоит в непосредственном «управлении знаниями» (Карл Вииг), «японский подход» делает упор на «создание знания» (Икуджиро Нонака и Хиротака Такеучи). Управление знаниями, по сути является процессом создания знания организационного, при котором знание создается, формализуется и распространяется в организации посредством взаимодействия находящихся в нем людей и реализуется в инновационных изменениях компании – продуктовых и процессных.
Источник знаний для организации, по мнению многих авторов (Майкл Педлер, Питер Хани, Аан Мамфорд, Питер Сенге и т.д.), является обучение, но подход к получению этих знаний различен. Так, например, Питер Сенге считает, что стремление к познанию заложено в человеческой природе, и появление самообучающейся организации определяется склонностью людей к обучению. По его мнению, в обучении неприемлем метод «проб и ошибок» из-за своей временной зависимости, и как следствие, потери возможности наблюдать последствия собственных действий. В рамках организации необходимо освоение «пятой дисциплины» - «системного мышления». Способность системно мыслить позволяет учиться видеть проблему как единое целое, появляется возможность стать «активными участниками, формирующими реальность и будущее». [9]
Иную точку зрения имеет Рег Реванс в своей теории «обучение действием». Он считает, что важно обучаться не с помощью традиционной системы образования, являющейся всего лишь «верхушкой айсберга» знаний, а обучаться самим постигать эти знания. Способность задавать актуальные вопросы и получать на них ответы, позволяющие человеку прояснить для себя сущность – это и есть основа обучения через действия. Такое обучение требует фундаментального изменения в мышлении, которое фактически позволяет работнику создавать новые знания при желании узнать что-либо самостоятельно.
На идее создания нового знания основывается и концепция управления знанием Нонака и Такеучи. Однако отличительная особенность этой теории в «создании знания организационного», которое определяется как «способность компании как единого целого создавать новое знание, распространять его по всей организации и воплощать в продукции, услугах и системах».[10]
Создание знания самостоятельно, единолично, отдельным работником невозможно, и этот процесс возможен только при взаимодействии людей. Знания в рамках организации – есть интеллектуальный потенциал фирмы; это весь комплекс знаний, распределенный между персоналом и информационными знаниями, включающий налаженные механизмы внутреннего взаимодействия подразделений и персонала, внешнего взаимодействия с партнерами, а также опыт ранее выполненных работ.
1.2 Структура знаний и управление ими в организации
Организация представляет собой совокупность ресурсов, которые включают все входящие потоки, обеспечивающие ее работу, и позволяют осуществлять ее стратегию. Эти ресурсы принято делить на материальные и нематериальные. Они могут быть приобретены на рынке или созданы внутри фирмы. Обычно в ресурсной теории выделяют следующие категории: основные ресурсы, активы, стратегические активы (отличительные способности), устойчивые конкурентные преимущества, источники указанных преимуществ. [11]
Активы организации являются совокупностью факторов производства, это «видимые ресурсы». Способности являются совокупностью индивидуальных навыков, ресурсов и аккумулированных знаний, которые позволяют организациям координировать деятельность и использовать ресурсы. Ресурсы, обеспечивающие компанию устойчивым конкурентным преимуществом, называются стратегическими активами.
По мнению Джей Барни стратегические активы «должны быть ценны для организации; у них не должно быть заменителей; их должно быть сложно воспроизвести или скопировать; они должны быть редкими среди конкурентов».[12] Он выделяет следующие виды стратегических активов: физические ресурсы, человеческие ресурсы, организационные ресурсы. Именно эти ресурсы рассматриваются как наиболее важные активы компании. В приведенной ниже таблице можно увидеть примеры интеллектуального капитала. (табл. 1.1)
Таблица 1.1
Интеллектуальный капитал компании
Интеллектуальный капитал |
|||
Рыночные активы |
Интеллектуальная собственность |
Человеческий капитал |
Инфраструктурный капитал |
Марка обслуживания Марка товара Корпоративная марка Покупательская приверженность торговой марке Корпоративное имя Портфель заказов Механизмы распределения Деловое сотрудничество Франшизные соглашения Лицензионные соглашения |
Патент Авторские права Программное обеспечение Права на дизайн Производственные секреты Ноу-хау Товарные знаки Знаки обслуживания |
Образование Профессиональная квалификация Связанные с работой знания Связанные с работой умения Инфраструктурные активы |
Корпоративная культура Управленческие процессы Информационные технологии Сетевые системы связи Отношения с финансовыми кругами Требуемые стандарты |
В структуре знаний организации можно выделить следующие элементы:
-систему методов принятия управленческих решений;
-систему методов принятия технологических решений;
-систему методов принятия конструкторских решений;
-банк конструкторских решений (чертежей);
-банк выполненных ранее проектов;
-банк отраслевых разработок;
-имеющиеся уникальные решения, защищенные правами собственности организации;
-инструкции по ведению работ;
-систему формальных и неформальных связей организации;
-знания отдельных работников.[13]
Различные виды знаний в организации применяются при определении значения знаний в организаций при разработке системы управления, так как для выполнения любой работы необходимы знания, однако, роль и сложность знаний в каждом случае будут разными.