Файл: Функции менеджмента (Теоретические аспекты организации менеджмента в крупных фирмах).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы совершенствования бизнес-процессов сегодня являются сегодня чрезвычайно актуальными для организаций различных отраслей национальной экономики.
Современные требования рынка, такие, как конкурентоспособность корпораций, своевременные ответные меры на информационные, технологические и экономические изменения, могут быть реализованы только при условии структурных преобразований на предприятиях.
Процессы укрупнения производственных структур давно перешли в разряд устойчивых тенденций современной экономики.
Феномен укрупнения рыночных структур имеет в своей основе целый комплекс составляющих.
Понимание побудительных мотивов интеграции и ее последствий - та основа, которая позволяет выявить противоречия между интересами общества и частных рыночных структур, уточнить требования к методам воздействия государства на корпоративный сектор как обязательной составляющей его регулятивных функций.
Механизм координации управления на всех уровнях корпоративной иерархии позволяет не только координировать действия по разработке и реализации стратегии, но и обеспечивает адекватное корпоративным интересам оперативное реагирование на изменение рыночной ситуации.
Важно сказать, что динамичное устойчивое развитие предприятия напрямую влияет на экономику страны, и напротив, создание со стороны государства благоприятной условий открывает новые возможности для улучшения системы управления развитием промышленного предприятия.
Вопросу устойчивого развития предприятия все больше и больше стали уделять внимания российские компании, что и послужило важным инструментом управления деятельностью передовых компаний.
Целью курсовой работы является исследование функций менеджмента предприятия.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить основные понятия системы менеджмента;
- раскрыть функции менеджмента;
- дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
- провести оценку системы менеджмента предприятия;
- выделить рекомендации по совершенствованию системы менеджмента на предприятии.
Объектом исследования является ООО «ТПК «Вилон».
Предмет исследования – функции менеджмента в ООО «ТПК «Вилон».
В курсовой работе использовались методы системного подхода, логико-структурный анализ и синтез, приемы экономического и статистического анализа.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка литературы, приложений.
1. Теоретические аспекты организации менеджмента в крупных фирмах
1.1 Основные понятия системы менеджмента
В условиях рыночной экономики выживает и успешно работает лишь тот, кто грамотно и умело изучает требования рынка, предлагает продукцию и услуги, нужные людям, разрабатывает четкие бизнес-планы, ведет эффективное управление. По мнению П.А.Михненко, «такие задачи сможет выполнить только тот, кто хорошо знает вопросы экономики, управления и маркетинга» [12].
Понятие «менеджмент» в наши дни встречается практически на каждом шагу, но мало кто задумывается над тем, что же именно лежит в его основе.
Для большинства обывателей и специалистов в области менеджмента этот термин ассоциируется лишь с управлением бизнесом, то есть коммерческой организацией. Однако, как ни странно, подобное суждение абсолютно не верное.
По мнению А.Н.Кара, отождествление понятий «менеджмент» и «управление бизнесом» берет свое начало еще в двадцатом веке, когда после Великой депрессии в сознании населения укоренилась неприязнь к коммерческому делу. Тех, кто занимался этим, презирали и не воспринимали в качестве равных себе. Из-за подобных тенденций менеджменту также пришлось сменить свое название на «управление» [7].
Позже стали появляться факультеты, а также целые университеты, в которых преподавали связанные с государственным управлением дисциплины. Но после окончания Второй мировой тенденции вновь изменились. Отношение к бизнесу стало выравниваться, потому в обиход вернулся и сам термин. Управление бизнесом, как отдельная категория, постепенно набирало популярность и превращалось в отдельную отрасль для глубокого исследования. Потому со временем грань между этим понятием и менеджментом стерлась, и в представлении людей они стали равнозначными. Однако, как уже стало понятно, ставить знак равно меж ними категорически нельзя.
Трактовать менеджмент можно самыми различными способами. Это понятие настолько обширно, что в общих словах его можно раскрыть, как руководство людьми, процессами и прочими объектами. Дать определение бизнесу гораздо проще – это любая хозяйственно-экономическая деятельность, которая дает результаты в виде прибыли.
Учитывая значения обоих терминов, ответим на вопрос – что же такое менеджмент в бизнесе? Управление бизнесом или бизнес-менеджмент – это целая наука, которой посвящено множество исследовательских статей. Если говорить проще, то это совокупность мероприятий прогнозирования, планирования и организации хозяйственной деятельности для достижения поставленных целей. Главной целью любого коммерческого предприятия является увеличение своей доли на рынке товаров или услуг, максимизация прибыли. Управление бизнесом, предприятием в частности, направлено на ее достижение.
Управление бизнесом имеет в своей основе несколько важных элементов, без которых невозможно продвижение коммерческого дела. Для осуществления грамотного менеджмента в сфере бизнеса важны следующие составляющие: цели управленческих действий; планирование деятельности и ее результатов; организация хозяйственной деятельности; контроль над ведением деятельности, достижением плановых результатов.
Ни на одном предприятии, по мнению М.Е.Винокур, не удастся обеспечить грамотное управление, если проигнорировать хотя бы один из перечисленных пунктов [4]. Без составления планов и прогнозов продвигаться вперед проблематично, потому как в любом деле необходимо просчитывать возможные варианты развития событий. Если не будет осуществляться должный уровень контроля над процессами производства, то велик риск его увядания и, как следствие, сокращения прибыли. Не стоит забывать и о такой важной категории, как сотрудники. Любая коммерческая организация держится на персонале, который выполняет работу для поддержания деятельности в целом. Поддерживать их интерес к делу и всячески мотивировать крайне важно, чтобы поддерживать производство. Кроме того, успех бизнеса зависит от того, насколько благоприятно складывается общения между сотрудниками. В накаленной и враждебной атмосфере мотивация работать усердно и эффективно ослабевает, что в дальнейшем сказывается на результатах деятельности. Коммуникации и мотивацию персонала часто называют побочной ветвью бизнес-менеджмента, хотя такое утверждение нельзя назвать верным.
Многие коммерческие организации довольно быстро терпят крах из-за отсутствия логичных и последовательных целей. Любое управление – это толчок, продвижение к нужной планке. Если таковая отсутствует, то и вся система рушится. Иными словами, руководитель любого предприятия должен четко осознавать, чего он хочет добиться.
Существует несколько видов целей, представленных в виде таблицы 1.
Таблица 1 – Виды целей [14]
Виды целей |
Характеристика |
Главные цели |
ним может относиться нечто глобальное, они лежат в основе существующей системы управления бизнесом |
Второстепенные цели |
Они могут сопровождать процесс производства и путь к достижению основных целей. Однако, их осуществление не всегда возможно в рамках системы менеджмента |
Конечные цели |
Иными словами, это, чего предприятие хочет добиться по итогам своей деятельности. К ним можно причислить максимизацию прибыли в перспективе, увеличение объемов продаж, расширение производства, открытие филиалов и прочее |
Промежуточные цели |
Они возникают в процессе деятельности и служат этапами в осуществлении главных задач |
Организация пронизывает абсолютно все предприятие, затрагивает все его отделы, сопровождает производство и выпуск продукции. Каждый сектор фирмы отвечает за конкретный объект деятельности и часто имеет сложную структуру. Вся система организации коммерческого дела имеет централизованный характер.
С точки зрения Быкова В.А. и Комарова Е.И., для объемной и разветвленной структуры важны такие факторы (таблица 2).
Таблица 2 – Факторы, важные для объемной и разветвленной структуры предприятия [3]
Фактор |
Характеристика |
Координация |
Важно, чтобы информация легко и быстро передавалась между отделами. Чем больше система, тем сложнее обеспечить должное координирование. Грамотный менеджер должен до мелочей продумывать этот момент |
Передача полномочий |
Руководитель отвечает за все дело, однако на деле он физически не способен держать под контролем каждую ветвь в большой организации. По этой причине обязанности по управлению переходят на уровень ниже, появляются начальники отделам, заместителя директоров и прочие. Это не только облегчает жизнь главного менеджера, но и обеспечивает полный контроль над производством |
Компетенция |
За каждым сотрудником в организации должны быть закреплены строго определенные обязанности. Нельзя допустить, чтобы в отделе работал человек, которому чужда эта узкая сфера деятельности. Менеджеры обязаны удостовериться в том, что персонал состоит из квалифицированных специалистов в соответствующих областях |
Централизация |
Несмотря на большое количество менеджеров, отделов, ведущая роль остается за главным руководителем. Потому полномочия, связанные с принятием решением и обеспечением контроля над деятельностью фирмы, в целом стоит оставлять именно на него |
Менеджер |
В любой организации и отделе сам управленец – это самое важное связующее звено. Он принимает решения, создает системы контроля и планирования, отслеживает и анализирует полученные результаты |
Итак, менеджмент в бизнесе представляет собой объемную и разветвленную систему, которая состоит из множества основополагающих элементов. Суть управления коммерческим делом лежит в необходимости наличия строго определенных целей, а также разработанных методик по их достижению. Стоит помнить, что только все перечисленные категории в совокупности могут обеспечить грамотный менеджмент на предприятии.
Менеджмент это английское слово, которое появилось в обиходе вместе с термином рыночная экономика. По-научному, он понимается как изучение процесса эффективного управления конкретными субъектами хозяйственной деятельности. Это означает, что он также плотно связан с экономикой, но является отдельной наукой для изучения. Но на практике такие термины как экономика и менеджмент тесно взаимосвязаны между собой, и постоянно изучаются в комплексе. Это легко объяснить. Как было сказано выше, менеджмент, это учение о тонкостях управления различными процессами на предприятии.
По сути, она не дает предписаний, либо научных обоснований, в плане "как добиться успеха по выпуску продукции, чтобы последняя пользовалась большим спросом", а говорит о том, что нужно делать с научной точки зрения, какими принципами руководствоваться, чтобы конкурировать на рынке с другими предприятиями. А если это касается целых отраслей, то тут вообще идут научные обоснования, направленные на планирование общих принципов отрасли. Например, как правильно производить автомобили, чтобы они были конкурентными. В этом и заключаются принципиальные сходства и различия этих наук.
Таким образом, в современный менеджмент вкладывается понятие, связанное с умением управлять различными процессами, которые происходят на предприятии, которое осуществляет выпуск различной продукции и услуг. Некоторое даже отождествляют бизнес с этим словом, но это не так исходя из следующего. Бизнес – это открытие своего дела. Фактически бизнесмен, решает вложить свой капитал, в реализацию плана по выпуску какой-либо продукции, либо услуги, и несет полную ответственность и все риски, связанные с его деньгами.
1.2 Функции менеджмента
Одним из основных вопросов в теории и практике менеджмента является определение функций менеджмента. Сущность и содержание функций за последние столетия рассматривались с многими учеными и специалистами, которые предлагают свои варианты определения понятий функции менеджмента.