Файл: Функции менеджмента (Теоретические аспекты организации менеджмента в крупных фирмах).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 2
Функция менеджмента – это целенаправленный вид управляющего воздействия, осуществление которого рассматривается как составная часть процесса управления [5].
В процессе управления выполняются основные функции как планирование, организация, мотивация и контроль.
Проблема мотивации персонала занимает важное место в области управления как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Определение мотивации как одной из главных функций менеджмента сформулированной М.Х. Месконом достаточно емко определяет роль мотивации в системе менеджмента: мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных и организационных целей.
Роль мотивации велика в построении корпоративной культуры, формировании системы ценностей внутри компании. Методы управления мотивацией определяют характер взаимоотношений руководства и персонала, вероятность возникновения конфликтов, степень доверия между работниками.
В системе менеджмента функция мотивации реализуется во взаимодействии с остальными функциями менеджмента: планированием, организацией, контролем путем подготовки принятия и реализации управленческих решений.
Организация как функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности любой организации Функция организации нацелена на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей. Поскольку всю работу выполняют люди, функция управления как организация позволяет определить, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества заданий и какие для этого потребуются средства.
При организации в менеджменте определяются структура организации и условия для обеспечения функционирования организации (обеспечение персоналом, материалами, финансовыми и другими ресурсами).
Таким образом, организация как функция менеджмента включает в себя две составляющие:
– организационное проектирование;
– организация процесса работы.
Организация как функция управления состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями организации, определении порядка и условий ее функционирования. Это процесс объединения людей и средств для достижения поставленных организацией целей.
Контроль является процессом, который обеспечивает достижение целей хозяйствующего субъекта и который необходим для обнаружения и разрешения появляющихся сложностей, не достигших собственной критической точки, для стимулирования успешной деятельности хозяйствующего субъекта [2].
Этапы процесса контроля как интегрирующей функции в системе менеджмента:
1) установка определенных нормативов;
2) сопоставление фактической деятельности с нормативами, а именно оценивание результатов и их эффективности;
3) корректировка отклонений от соответствующих нормативов и планов [4].
Осуществление данных этапов сопровождается воздействием всех функции менеджмента, таких как планирование, организация и мотивация. Так установка нормативов заключается в том, что планы считаются эталоном, на основании которого выстроена система контроля, при этом первым шагом в ходе контроля должна быть разработка планов. При этом в связи с тем, что планы различаются определенным содержанием, степенью сложности и что управляющим хозяйствующих субъектов в основном сложно следить за всем, устанавливаются соответствующие нормативы, которые можно определить в качестве норм эффективности хозяйствующего субъекта. Заранее выбранные точки в общей программе планирования, в которой производится определение эффективности деятельности хозяйствующего субъекта, чтобы можно было сообщить управляющим хозяйствующего субъекта о процессе деятельности и избавиться от необходимости выслеживать каждый шаг в осуществлении определенного плана.
Имеется большое количество нормативов, из которых наиболее лучшими являются те, кто поддается проверке цели и задачи, а именно количественные и качественные нормативы. Данные цели и задачи можно найти в хорошо функционирующих управленческих системах по целям. Так как конечные итоги, за которые отвечает определенный персонал, считаются лучшими показателями осуществления планов, они представляют и лучшие нормативы для контроля и прочих функций менеджмента. Данные цели-нормативы могут выражаться в натуральных показателях, к примеру, в таких, как объем товара или услуг, количество человеко-часов, частота или количество отказов, или в денежном формате: объем продаж, расходы, капитальные затраты и доход. Их также можно выразить в поддающихся проверке качественных показателях или прочих способах, дающих ясное понимание об эффективности деятельности хозяйствующего субъекта.
Конечная цель контроля как интегрирующая функция в системе менеджмента состоит не в том, чтобы собрать информационные сведения, установить стандарты и определить проблемы, а в том, чтобы решить задачи, которые стоят перед хозяйствующим субъектом или управленцем хозяйствующего субъекта. Проведение измерений и оповещение об их результатах важно только как средство достижения этой цели [9].
Таким образом, чтобы быть эффективным, контроль обязан интегрироваться с процессом планирования, мотивации и организации как функций управления. Исходя из всего вышеописанного, контроль должен не просто собирать информацию, а помогать совместно с другими функциями в решении стоящих перед хозяйствующим субъектом или управленцами хозяйствующего субъекта задач.
2. Анализ функций менеджмента в ООО «ТПК «Вилон»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «ТПК «Вилон»
ООО «ТПК «Вилон» действует с 11 апреля 2002 г. Юридический адрес ООО «ТПК «Вилон» - 141102, Московская область, Щелковский район, город Щелково, Поварская улица, владение 1.
На рисунке 1 представим организационную структуру управления исследуемой компании.
Генеральный директор
Финансовый отдел
Технический директор
Главный бухгалтер
Отдел маркетинга
Отдел кадров
Отдел сбыта
Служба МТС
Кладовщики
Складской отдел
Начальник склада;
Грузчики
Служба информационных технологий
Водители
Рисунок 1 – Организационная структура управления ООО «ТПК «Вилон»
Как видим по рисунку 1, организационно-управленческая структура ООО «ТПК «Вилон» линейно-функциональная. Все отделы организации подчиняются генеральному директору компании. А в отсутствие генерального директора руководство организацией осуществляет исполнительный директор.
На территории предприятия осуществляют свою деятельность работники разного квалификационного уровня, истинные профессионалы своего дела.
В таблице 3 приведем анализ состава персонала ООО «ТПК «Вилон» и динамику его движения за последние три года.
Таблица 3 – Состав и динамика движения персонала организации
Категория работников |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Изменение (+/-) 2017/2015 |
Управленческий аппарат |
9 |
9 |
9 |
- |
Служащие, специалисты |
14 |
14 |
14 |
- |
Рабочие |
25 |
17 |
20 |
- 5 |
ИТОГО |
48 |
40 |
43 |
- 5 |
По данным таблицы 2.1 видим, что за два года численность персонала сократилась. Это явление может быть связано с ухудшением экономического положения в стране в целом, а также такое явление связано с тем, что молодые специалисты, получив определенный опыт работы, уходят на более перспективное место работы. Так за два года численность рабочих сократилась на 5 человек, что является не существенным, но, тем не менее, влияет на общую производительность труда. Изменений не произошло в численности служащих (специалистов) и в управленческом аппарате.
Анализируя в целом структуру управления в компании и состав сотрудников по категориям отметим, что действующая в организации структура управления способствует оперативному решению всех задач и эффективной работе компании в целом.
При разработке конкретных планов руководителю предприятия помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (отделов). Главная задача линейных руководителей отделов — координация действий функциональных служб и направление их в русло общих интересов организации. Свои решения они проводят в жизнь либо генерального или исполнительного директоров, либо (в пределах своих полномочий) непосредственно через соответствующих руководителей служб.
Поскольку организационная структура является линейно-функциональной, то она имеет ряд преимуществ, которые имеют большое значение для некрупных предприятий:
1. четко реализуется распределение обязанностей и полномочий;
2. отличается простотой в управлении.
В структуру организации входят: отдел сбыла, отдел маркетинга, отдел кадров, финансовый и складской отделы, службы МТС и информационных технологий. Бухгалтерия в количестве 1 человека входит в состав финансового отдела. Бухгалтерия создана для организации бухгалтерского учета, контроля за правильным и эффективным использованием материальных ценностей, денежных средств.
Каждый сотрудник является профессионалом в своей области, обладающим всеми необходимыми знаниями и навыками. Благодаря их профессионализму и личным качествам ООО «ТПК «Вилон» завоевало репутацию надежной, сплоченной, профессионально работающей и дружной организации.
Что же касается технического уровня, то в данном случае уместно сказать, что все обустроено «по последнему слову техники». На предприятии применяются современные технологии производства, высокотехнологическое оборудование, способствующее эффективной работе организации.
Основные показатели деятельности предприятия представлены в Приложениях 1-2.
В процессе осуществления миссии компании ООО «ТПК «Вилон» происходит активная реализация следующих стратегических направлений деятельности компании:
1. постоянное улучшение ассортимента продукции, внедрение современных систем управления торговыми процессами;
2. проведение реконструкции, оптимизация затрат, сокращение издержек и повышение производительности труда;
3. постоянный поиск новых направлений для дальнейшего развития бизнеса;
4. ответственное выполнение организацией своей роли перед обществом, включая участие в режиме социальных региональных проблем.
Рассмотрим основные патологии менеджмента ООО «ТПК «Вилон».
Таблица 4 - Профиль патологичности менеджмента организации
Патологии |
Уровень патологии |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Приверженность патернализму |
||||
Господство структуры над функцией |
||||
Автаркия подразделений |
||||
Несовместимость личности с функцией |
||||
Конфликт с переходом на личности |
||||
Управленческая алчность |
||||
Угроза статусу |
||||
Информационная фобия |
||||
Бессубъектность |
||||
Бюрократическая инновация |
||||
Преобладание личных отношений над служебными |
||||
Дублирование организационного порядка |
||||
Игнорирование организационного порядка |
||||
Демотивирующий стиль руководства |
||||
Аппаратный прессинг при принятии решений |
||||
Приверженность пассивному риску |
||||
Приверженность количественному росту |
||||
Гиперинновационность |
||||
Антиинновационное поведение |
||||
Легизм |
1.Приверженность патернализму. В организации ситуация может оцениваться как детско-родительская модель. Это с одной стороны, обусловлено тем, что имеется определенный регламент действий в отношении совершения сделок и «заполучения» клиента, но с другой стороны все же имеется строгий контролль со стороны руководства.