Файл: Рабочая программа по однкнр составлена на основе Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273фз Об образовании в Российской Федерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.Содержание учебного курса
Модуль 1 «Основы духовной культуры»:
Тематический блок 1.
«Россия — наш общий дом»
Тема 1 . Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства . Родина и Отечество Традиционные ценности и ролевые модели . Традиционная семья . Всеобщий характер морали и нравственности Русский язык и единое культурное пространство Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России
Тема 2 . Наш дом — Россия .
Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации . Россия как общий дом . Дружба народов
Тема 3 . Язык и история .
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры . Важность коммуникации между людьми . Языки народов мира, их взаимосвязь .
Тема 4 . Русский язык — язык общения и язык возможностей .
Русский язык — основа российской культуры . Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие . Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения . Важность общего языка для всех народов России . Возможности, которые даёт русский язык .
Тема 5 . Истоки родной культуры .
Что такое культура Культура и природа Роль культуры в жизни общества Многообразие культур и его причины Единство культурного пространства России
Тема 6 . Материальная культура .
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника . Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества
Тема 7 . Духовная культура .
Духовно-нравственная культура Искусство, наука, духовность . Мораль, нравственность, ценности . Художественное осмысление мира . Символ и знак . Духовная культура как реализация ценностей
Тема 8 . Культура и религия .
Религия и культура . Что такое религия, её роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России .
Тема 9 . Культура и образование .
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний . Образование как ключ к социализации и духовнонравственному развитию человека
Тема 10 . Многообразие культур России (практическое занятие) .
Единство культур народов России Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России.
Тематический блок 2. «Культурное единство России»
Тема 11 . Историческая память как духовно-нравственная ценность
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества . Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации . Преемственность поколений
Тема 12 Литература как язык культуры
Литература как художественное осмысление действительности . От сказки к роману . Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность
Тема 13 Взаимовлияние культур
Взаимодействие культур Межпоколенная и межкультурная трансляция Обмен ценностными установками и идеями Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей
Тема 14 . Духовно-нравственные ценности российского народа .
Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России
Тема 15 . Регионы России: культурное многообразие .
Исторические и социальные причины культурного разнообразия Каждый регион уникален Малая Родина — часть общего Отечества
Тема 16 . Праздники в культуре народов России .
Что такое праздник? Почему праздники важны Праздничные традиции в России Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов
Тема 17 . Памятники архитектуры в культуре народов России
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные . Культура как память . Музеи . Храмы . Дворцы . Исторические здания как свидетели истории . Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России
Тема 18 . Музыкальная культура народов России .
Музыка. Музыкальные произведения . Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми . Народные инструменты История народа в его музыке и инструментах
Тема 19 . Изобразительное искусство народов России .
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству Храмовые росписи и фольклорные орнаменты . Живопись, графика . Выдающиеся художники разных народов России
Тема 20 . Фольклор и литература народов России .
Пословицы и поговорки . Эпос и сказка . Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности . Национальная литература . Богатство культуры народа в его литературе
Тема 21 . Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников
Тема 22 . Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта . Описание регионов в соответствии с их особенностями .
Тема 23 . Единство страны — залог будущего России .
Россия — единая страна . Русский мир . Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России
Модуль 2. «Основы нравственной культуры»
Тематический блок 1.
«Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 1 . Семья — хранитель духовных ценностей .
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека
Тема 2 . Родина начинается с семьи .
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 3 . Традиции семейного воспитания в России . Семейные традиции народов России Межнациональные семьи Семейное воспитание как трансляция ценностей Тема 14 . Образ семьи в культуре народов России . Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т. д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства Тема 15 . Труд в истории семьи .
Социальные роли в истории семьи . Роль домашнего труда . Роль нравственных норм в благополучии семьи
Тема 4 . Семья в современном мире (практическое занятие) . Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др ) Семейное древо Семейные традиции
Тематический блок 2.
«духовно-нравственное богатство личности»
Тема 5 . Личность — общество — культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей
Тема 6 . Духовный мир человека . Человек — творец культуры .
Культура как духовный мир человека . Мораль . Нравственность . Патриотизм . Реализация ценностей в культуре . Творчество: что это такое? Границы творчества . Традиции и новации в культуре . Границы культур . Созидательный труд . Важность труда как творческой деятельности, как реализации .
Тема 7 . Личность и духовно-нравственные ценности .
Мораль и нравственность в жизни человека . Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким
Учебно-тематический план
МОДУЛЬ 1 «Основы духовной культуры»:
№ | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Тематический блок 1.«Россия — наш общий дом» | 11 ч | УРОКИ ПО ПРЕДМЕТНЫМ ОБЛАСТЯМ ОРКСЭ И ОДНКНР http://sofia.ortox.ru/podbor-materialov-orkse-i-odnkn |
2 | Тематический блок 2. «Культурное единство России» | 23 ч | http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons |
3 | ИТОГО | 34 ч | |
Учебно-тематический план
МОДУЛЬ 2 «Основы нравственной культуры»:
№ | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Тематический блок 1«Семья и духовно-нравственные ценности» | 18 ч | http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons |
2 | Тематический блок 2. «духовно-нравственное богатство личности» | 16 ч | http://imc-nev.ru/orkise-odnknr/629-elektronnye-obrazovatelnye-resursy-eor.html |
3 | ИТОГО | 34 ч | |
Календарно-тематическое планирование.
Модуль 1 «Основы духовной культуры»
№ урока | Дата план | Дата факт | Тема | Контрольные работы | Практические работы | Кол-во часов | Модуль воспитательной программы «Школьный урок» | Вид контроля |
1 | | | Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? | | | 1 | Осознание своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, | |
2 | | | Наш дом — Россия. | | | 1 | Сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; | Устный |
3 | | | Язык и история | | | 1 | | Устный |
4 | | | Русский язык — язык общения и язык возможностей. | | | 1 | | Устный |
5 | | | Истоки родной культуры. | | | 1 | | Устный |
6 | | | Материальная культура. | | | 1 | | Устный |
7 | | | Духовная культура | | | 1 | | Устный |
8 | | | Культура и религия | | | 1 | воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. | Тестирование |
9 | | | Культура и образование | | | 1 | | Устный |
10-11 | | | Многообразие культур России | | | 2 | Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; | Зачет |
12-13 | | | Историческая память как духовно-нравственная ценность | | | 2 | | Тестирование |
14-15 | | | Литература как язык культуры | | | 2 | | Устный |
16-17 | | | Взаимовлияние культур | | | 2 | | Устный |
18-19 | | | Духовно-нравственные ценности российского народа | | | 2 | | Устный |
20 | | | Регионы России: культурное многообразие. | | | 1 | | Устный |
21-22 | | | Праздники в культуре народов России. | | | 2 | | Зачет |
23-24 | | | Памятники архитектуры в культуре народов России | | | 2 | | Тестирование |
25-26 | | | Музыкальная культура народов России . | | | 2 | | Тестирование |
27-28 | | | Изобразительное искусство народов России | | | 2 | | Тестирование |
29-30 | | | Фольклор и литература народов России . | | | 2 | | Устный |
31-32 | | | Бытовые традиции народов России | | | 2 | | Зачет |
33 | | | Культурная карта России | | | 1 | | Зачет |
34 | | | Единство страны — залог будущего России | | | 1 | | Проект |