Файл: Методические возможности повышения эффективности профессионального обучения(бизнес-тренинг, коучинг, наставничество, электронное обучение).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 3
Предполагается, что реализация корпоративной подготовки наставников в условиях современных предприятий будет способствовать:
- в организационном плане: осуществлению корпоративного управления процессом внутрифирменной подготовки; интеграции с профильными профессиональными учебными заведениями; возможности управления процессом повышения квалификации специалистов в режиме он-лайн;
- в педагогическом плане: преобразованию традиционной модели корпоративного обучения в инновационную, основанную на рефлексивно-диалогическом взаимодействии субъектов данного процесса; возможности профессионального роста и развитию карьерной траектории молодых сотрудников; формированию системы внутренних коммуникаций, обеспечивающей трансляцию культурных норм предприятия;
- в личностном плане: формированию компетенций, необходимых для осуществления эффективной наставнической деятельности в условиях современных предприятий; возможности профессионального роста, самореализации и развитию карьерной траектории сотрудников; формированию корпоративной культуры сотрудников, обеспечивающей привлекательность предприятия; возможности общения с зарубежными коллегами;
- в экономическом плане: возможности получения молодого специалиста, отвечающего современным требованиям предприятия, а вследствие этого - сокращению времени и финансовых затрат на их последующую корпоративную подготовку к осуществлению наставнической деятельности; оптимизации затрат на подготовку собственных кадров; восполнению дефицита трудовых ресурсов за счет обучения без отрыва от производства; возможности решения современных проблем производства, так как некоторые студенты и молодые специалисты порой выступают генераторами новых идей; минимизации помещений, выделяемых под учебные классы для организации корпоративного обучения. [8]
Профессиональное обучение и воспитание молодых работников, повышение производительности труда, повышение качества подготовки новых и опытных сотрудников в соответствии со стандартами и нормами, принятыми в организации, формирование корпоративной культуры молодых работников, участие во внедрении корпоративных стандартов и обеспечении их преемственности, предоставлении молодым работникам возможностей карьерного роста; снижении текучести персонала, формировании сплоченного коллектива предприятия; формировании имиджа предприятия
Вывод о наставничестве таков, что в качестве задач данного процесса в концепции определены следующие: формирование мотивационно-ценностного отношения к осуществлению наставнической деятельности; интеграция профессиональных и межпрофессиональных компетенций наставников; формирование способностей к проектированию и прогнозированию результатов процесса корпоративного обучения своих подшефных; формирование профессионального самосознания и способности к непрерывному самообразованию и адаптации к изменяющимся условиям труда.
3.4.Электронное обучение.
Дистанционное обучение. Распространение интернета открыло принципиально новые возможности для внедрения дистанционного обучения. На рубеже тысячелетий дистанционное обучение стало одной из наиболее эффективных форм подготовки через Интернет, позволяющих использовать такие неоспоримые преимущества сети, как широта охвата аудитории, оперативность обновления материала, высокая степень удобства для пользователя. Подобная форма обучения обеспечивает возможность осуществлять подготовку слушателей независимо от их физического местонахождения силами квалифицированных преподавателей ведущих научных центров.
В последнее время дистанционное образование стало неотъемлемой частью образовательной системы развитых стран. Многие университеты и учебные центры, как в России, так и за рубежом предлагают дистанционные курсы качестве стандартной услуги. Накоплен значительный опыт в технологии передачи знаний, а также, в частности, в содержательном наполнении курсов. Сложилась целая сеть организаций, координирующих дистанционное образование и занимающихся организацией учебного процесса по этой схеме. Дистанционное образование охватывает каждую службу и систему, что обеспечивает важную и необходимую поддержку для этого метода образования. Библиотечные и информационные службы не являются безразличными к последствиям дистанционного образования. [4]
Технология дистанционного обучения - это совокупность методов, форм и средств взаимодействия с человеком в процессе самостоятельно контролируемого им освоения определенного массива знаний с предоставлением ему в нужный момент консультаций преподавателей. Обучающая технология строится на основе определенности и достаточности содержания и должна соответствовать требованиям к его предоставлению. Содержание предлагаемого к освоению знания аккумулируется в специальных курсах и модулях, предназначенных для дистанционного обучения и основанных на имеющихся в отрасли образовательных стандартах, а также в банках данных и знаний, банках видеосюжетов и т.д.
В дистанционном обучении существенную роль играют информационные ресурсы, предоставляемые посредством сетевых технологий. В составе комплекта методического обеспечения дистанционного обучения важное место занимают электронные учебники и учебные пособия. При создании электронных учебников и других компьютерных обучаемых программ широко применяются новейшие способы передачи учебной информации: технологии мультимедиа, гипертекстовые технологии и виртуальная реальность. Мультимедиа - это операционные среды, использующие технологию компакт-диска, что позволяет интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, текст, графика, анимация, слайды, музыка), используя возможности интерактивного диалога.
Очень важно для дистанционного обучения и использование гипертекстовых систем. Гипертекст, то есть система перекрестных ссылок, дает возможность получить нужную справку сразу же, как только в этом появится необходимость.
Виртуальная реальность - это новая технология неконтактного информационного взаимодействия, реализующая с помощью комплексных мультимедиа - операционных сред - иллюзию непосредственного вхождения в виртуальный мир и присутствия в реальном времени в стереоскопически представленном «экранном мире». Возможности системы «виртуальная реальность» позволяют посредством внедрения специальных методик «встраивания» технологий обучения в предметно-ориентированные учебные среды осуществлять педагогическое воздействие длительного характера.
Библиотечные телеконференции. Развитие информационных технологий и использование компьютерных сетей связи в библиотечно-библиографической деятельности повлияло и на систему повышения квалификации библиотекарей, вызвав к жизни новые формы ее организации, прежде всего телеконференции.
Телеконференции - один из сервисов Интернета, позволяющий организовывать обмен научно-технической информацией между пользователями, в том числе в групповых дискуссиях. В зависимости от режима, в котором проходят дискуссии, телеконференции, делятся на два типа: интерактивные, то есть идущие в режиме on-line, и организованные в режиме обмена текстами или файлами, содержащими другие типы информации, переведенной в цифровую форму на основе электронной почты (off-line). Многие телеконференции распространяются в режиме «листа рассылки». Такие телеконференции являются закрытыми, то есть участвовать в них могут только те абоненты электронной почты, адреса которых внесены в специальную программу, автоматически рассылающую корреспонденцию, исходящую от модератора. Телеконференции в режиме «листа рассылки» могут быть как модерируемыми, так и немодерируемыми. Немодерируемые телеконференции организуются в том случае, когда участников обсуждения относительно немного. Для участия в такой конференции каждому участнику достаточно иметь не самый совершенный профессиональный компьютер с подключением через простейший модем к обычной телефонной сети. Мощный компьютер и высокоскоростной модем нужны лишь для организатора телеконференции.
Вебинар - (он-лайн конференция, веб-семинар, веб-конференция) - проведение он- лайн семинара через Интренет. Вебинары могут быть совместными и включать в себя сеансы голосований и опросов, что обеспечивает полное взаимодействие между аудиторией и ведущим. В некоторых случаях ведущий может говорить через телефон, комментируя информацию, отображаемую на экране, а слушатели могут ему отвечать, предпочтительно по телефону с громкоговорителем. На рынке также присутствуют технологии, в которых реализована поддержка VoIP аудио-технологий (Аудиосвязь через компьютер в режиме реального времени с использованием наушников или колонок) , обеспечивающих полноценную аудиосвязь через Сеть. Вебинары (в зависимости от провайдера) могут обладать функцией анонимности или «невидимости» пользователей, благодаря чему участники одной и той же конференции могут не знать о присутствии друг друга. [8]
Возможность получения актуальной и современной информации, реальное общение и участие в дискуссиях способствует повышению уровня мотивации к самообразованию. Самообучение заключается в самостоятельном изучении методических материалов и литературы. Больше всего данный метод обучения подходит для освоения обширных теоретических вопросов и концепций и, как правило, особенно широко используется на ранних этапах обучения. Обычно самостоятельную подготовку организуют по следующей схеме.
1.Обучающийся получает список вопросов для изучения и соответствующую литературу и методические материалы.
2. Для изучения отводится определенное время.
3. Результаты проверяются контрольными вопросами.
Развитие персональных компьютеров позволяет преодолеть недостатки этой формы обучения. Компьютеризированное обучение с использованием средств мультимедиа обеспечивает более высокую степень усвояемости материала.
У каждого есть собственный цикл индивидуального обучения, состоящий из:
Обретенного на рабочем месте конкретного опыта;
- Размышлений об опыте, понимание смысла и причин произошедшего;
- Выработанных на основе опыта концепций и обобщений;
- Испытания данной концепции эмпирическим путем;
- Повторения и закрепления цикла.
Обучение персонала – это неотъемлемая часть его деятельности в организации. Поэтому планирование обучения является частью процедуры корпоративного планирования. Укрупненный план обучения должен составляться, как правило, на год. Однако понятно, быстрые изменения потребностей в обучении требуют ежеквартальной и даже ежемесячной корректировки планов.
При составлении новых учебных программ повышения квалификации руководителям библиотек необходимо помнить о том, что они должны:
1. Обеспечивать сотрудников знаниями и умениями, необходимыми для хорошей работы.
Что бы человек ни делал в организации, ему надо иметь для этого, как минимум, элементарные навыки, позволяющие выполнять работу. Для осмысленного, гибкого, а при необходимости и творческого выполнения работы человеку нужны и соответствующие знания. Обучение сотрудников любой организации – неотъемлемая часть их трудовой деятельности.
2. Поддерживать профессиональный уровень персонала и знакомить его с развитием технологии, изменениями социально-экономической обстановки и правовых условий.
Это наиболее понятная, прагматичная и относительно легко достижимая цель обучения, которую иначе можно назвать традиционным термином “повышение квалификации”. С реализации мероприятий по достижению этой цели обычно начинают построение внутрифирменной системы обучения в тех организациях, где эта система отсутствует.
3. Готовить сотрудников к возможному замещению коллег во время отпуска, болезни, командировки и в случае увольнения.
Даже в нормально работающей организации ежедневно отсутствует на работе до 10 – 12% штатных сотрудников (а в сезон отпусков – еще больше). Для непрерывной и успешной работы организации определенная часть сотрудников должна быть обучена навыкам, позволяющим заменять отсутствующих коллег.
4. Готовить сотрудников к перемещению/продвижению по службе.
Для успешной работы в развивающейся организации должна проводиться плановая работа по обучению перспективных сотрудников с целью подготовки к их возможному продвижению. Возможны и перемещения (ротация) сотрудников в связи с изменившимися условиями.
5. Создавать и поддерживать у сотрудников чувство причастности к деятельности организации, знакомить с ее стратегией, структурой, услугами, технологией деятельности.
Для хорошей работы сотруднику необходимы не только соответствующие знания и умения, но и понимание того, что происходит в организации.
6. Поддерживать у сотрудников позитивное отношение к работе.
Для успешной работы в организации обучение должно проводиться в хороших условиях, в его проведении желательно прямое или косвенное участие руководителей.
7. Цели обучения, определяемые действующим законодательством.
Действующий Трудовой Кодекс предусматривает обязательное обучение всех работников правилам техники безопасности и охраны труда.
Процесс перехода от традиционного обучения к обучению на базе компьютерных технологий развивался в течение двух десятков лет. С момента появления огромных архивов, представленных на машиночитаемых носителях, все чаще и чаще возникала мысль использовать этот материал в целях обучения. В глобальном плане это стало возможным с развитием сети Интернет, которая давала возможность пересылать необходимое количество данных из одного конца мира в другой, свободно общаться с другими пользователями сети в online режиме и размещать информацию на Интернет-сайтах, делая их доступными для всех желающих. [17]
Каждый последующий этап как бы включает в себя предыдущий. Курсы на базе CD-ROM исторически появились самыми первыми. Основными достоинствами являлись:
1) новаторская идея;
2) сосредоточение тематической информации на машиночитаемом носителе;
3) продуманный с методической точки зрения качественный тренинг;
4) предоставление ряда интерактивных возможностей;