Файл: Методические возможности повышения эффективности профессионального обучения(бизнес-тренинг, коучинг, наставничество, электронное обучение).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 3
Гвишиани подчеркнул: «Совершенствование управления требует и с теоретической, и с практической точки зрения точного определения характера воздействия на экономику и условий освоения каждого отдельного из резервов управления, установления их взаимосвязей и взаимовлияния» [5, с. 38].
Успешное развивающееся функционирование зависит от правильного использования ресурсов для повышения эффективности своей деятельности. Учитывая нестабильную экономическую атмосферу и необходимость планирования кризис ситуаций в целом, ориентиром является перспектива при условиях совершенствования необходимых для жизни в инновационном и полном изменений сфер обучения. Конкретность в отборе и интегрированности взаимоотношений с учебными ресурсами- это гарант резервов кадров ,повышения квалификации, системные и периодические сертификации и стандарты профессий способствуют максимальному развитию организационных систем. Естественно происходит момент становление новых структур управления и замены старых моделей обучения довольно болезненно. Это касается и экономических затрат, и психологического давления, но перспектива такова, что необходимость этих мер оправдана, либо эволюция, либо регресс с последующим безрадостным концом.
На сегодняшний день взаимодействие с программами повышения квалификаций позволяет систематизировать и направить в нужное русло актуальные знания к нуждающимся источникам, то есть к кадрам и организациям .Переподготовка и повышение квалификаций дает толчок к развитию и возможность создания резервов кадров. Специфики методик позволяют воспитывать лидерские качества и развитие эффективной работы в команде, решению задач при неблагоприятных внешних факторах. Развитие мышления, мотивационные двигатели и создание специфики для отдельно каждой организации с учетом организационной политики в целом, дают возможность создания резервов, переобучение кадров, повышение квалификаций, учитывать возможности и нужды организаций, тем самым минимизировать затраты и максимально использовать возможности инноваций для эффективного рабочего процесса .
«Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [3]
«Национальная доктрина образования Российской Федерации на период до 2025 года» [6]
«Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования на 2009-2012 годы» [2]
Развитие и изменения идут рука об руку и успех обуславливается рядом факторов. Начиная с внешнеэкономических конъюнктур, включая политическую ситуацию как внутри страны, так и на международной арене, реформы, изменения в сферах взаимодействия и заинтересованность государства в развитии от бизнеса до сотрудника и т.д., и т.п.
Вывод о характеристиках методических возможностей эффективности профессионального обучения заключается в необходимости их применения для достижения максимально эффективного результата в целом.
Методики специализированы и учитывают потребность и актуальность для той или иной сферы. Характеристики составляют спецификации и определяют конкретные цели и задачи, учитывая изменяющиеся условия и требованиями рынка и общества.
3.1.Бизнес-тренинг.
Тре́нинг (анг. training от train — обучать, воспитывать) — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок.
Бизнес-тренинг — это разновидность обучения, цель которой развитие трудовых знаний, умений и навыков команды или отдельного сотрудника компании.
Тренинг — это активная форма обучения, направленная на получение практического опыта и является стимулирующим для усвоения информации и развития высокого уровня интенсивности мыслительных процессов.
Бизнес-тренинги помогают в таких сферах как:
Техники ведения переговоров
Организация команды и командной работы, обмен личным опытом
Повышение мотивационной составляющей
Приобретение навыков
Стратегическое формирование и развитие организации
Выработка собственного должностного стиля работы
Эффективное распоряжение рабочими ресурсами
и т.д. [7]
В тренинг обучении нацеленность идет на практическое применение и на приобретение, использование новых навыков. По ходу изучения обучающих ситуаций предоставляется возможность развить и закрепить необходимые навыки для освоения.
В тренингах используются методы и техники активного обучения: деловые, ролевые игры, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии.
Тренинг способен оперативно реагировать на все внешние факторы и на внутренние изменения, обеспечивая интенсивное, интерактивное обучение, которое ориентировано на получение и эффективное применение практических навыков для работы, минимизируя затраты ресурсов.
Тренинг эффективен при целенаправленном и специализированном овладении конкретными навыками для выполнения должностных функций и их развития. Повышение мотивации один из важнейших сопутствующих плюсов при прохождении тренинга. Плюс безусловно тренинг - это психологическая работа с обучающими, которая позволяет открыть аккумуляционные резервы и развить их, приспособив и активизировав к новым знаниям.
По окончанию тренинга среднестатистический показатель эмоционального подъема сотрудников равен 3/4 месяца, следовательно энегрии для реализации достаточно и мотивация эффективно работает на этот период эмоционального подъема. [8]
Учитывая эффективность и пролонгированность процесса развития нужно прорабатывать тренинговую программу эквивалентно тренинг/квартал и осуществлять мониторинг успеваемости и работоспособности для выверенного процесса развития. Несомненно, что качественный тренинг разработанный с учетом потребностей организации, способен дать весомые результаты. При этом нужно учитывать, что необходимо повторение новых знаний для качественного их применения, так как причин приостанавливающих процесс интеграции новых знаний не мало:
дефицит самодисциплины, психологическая адаптация к новым знаниям и последствия вплоть до сложности анализа собственного настроения и поведения.
Посттренинговое сопровождение является одним из гарантов сохранения новых знаний и ассимиляции их, в противном случае теряется до 70/80% новых знаний. Посттренинговое сопровождение – это целый комплекс мероприятий и занятий, с актуализацией тем прошедшего тренинга, который направлен на поддержание, закрепление и усиление тренинговых эффектов[9].
Виды бизнес-тренингов
Бизнес-тренинги эффективны при соблюдении четко поставленных задач для специально определенных целей. Условно бизнес-тренинги можно разделить на четыре категории по типам решаемых задач.
Тренинги для старт апп, кто хочет создать свой бизнес. Данный вид тренингов помогает структурировать собственные цели и задачи в области бизнеса, разработать пошаговую стратегию реализации своих идей и проектов, помогает с технической, организационной стороны.
Тренинги эффективного управления. Данные тренинги, адресованы руководителям предприятий и подразделений. Они помогают участникам эффективно разрешать управленческие задачи, такие как:повышение мотивации сотрудников, эффективное управление персоналом, использование различных стилей руководства в зависимости от ситуации и т.п.
Тренинги по лавированию на изменяющуюся обстановку- "антикризисные". Данные тренинги направлены на формирование более гибкой стратегии поведения, анализ текущей ситуации в бизнесе и выработке стратегии управления в условиях кризиса.
Тренинги, направленные на формирование конкретных бизнес-навыков. Тематика бизнес-тренингов может быть самой разной, например: эффективные продажи, искусство ведения переговоров, проведение презентаций, управление финансами на предприятии и бухучет.
Кроме того, бизнес-тренинги могут быть открытыми и корпоративными. На открытых тренингах могут присутствовать представители разных организаций, интересующиеся определёнными вопросами (например, эффективные продажи, тайм-менеджмент и т.п.).
Корпоративные тренинги проводятся внутри компании и полностью адаптированы под потребности данной организации.
Возможность в короткие сроки обучиться навыкам, необходимым для успешного ведения бизнеса. Кроме того, тренинг может дать стимул к новым достижениям, зарядить коллектив энергией и помочь решить многие задачи.
Тренинги призваны развивать определенные управленческие и такие навыки как планирование, мотивирование, ведение переговоров, презентации. Благодаря тренингам повышается эффективность сотрудников и развивается ориентация на достижение наилучшего результата, повышается способность управления конфликтами, увеличение коммуникативных навыков, что приводит к приобретению лидерских качеств.
Использование видеоаппаратуры повышает эффективность восприятия и адаптации новых знаний ,дает возможность анализировать видеоматериал. [10]
Семинар-тренинг объединяет в себе обучение в рамках образовательных программ, ориентированное на формирование системы знаний, и обучение-тренинг, имеющее практическую направленность на развитие навыков и умений, освоение участниками нового опыта, которые должны незамедлительно найти применение на рабочем месте, повысить эффективность и качество труда. Семинар-тренинг проблемно-ориентированное обучение, предполагающее интенсивную работу группы обучающихся с преподавателем-тренером или модератором. Процесс обучения подразумевает креативность, системность, последовательность.
Конференция – это форма научного сообщения знаний по конкретно обозначенной проблеме. Конференция отличается творческим, дискуссионным, самостоятельным характером выступлений, которые заранее программируются (подаются заявки на участие) и одобряются. [12] Обсуждение проблем получается более основательным, научным, разносторонним и глубоким, чем на семинаре.
Дискуссия (от лат. discussion – рассмотрение, исследование) – публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. [13] Эффективным способом стимулирования дискуссии является метод созидательной конфронтации, такая форма стимулирует развитие у слушателей творческого воображения, критического и креативного мышления, умение осуществлять поиск истины и проявлять инициативу.
Круглый стол – одна из форм коллективной дискуссии по какой-либо актуальной проблеме, беседа, в которой участвует группа (обычно не более 25 человек), и происходит свободный обмен мнениями (открытое обсуждение профессиональных проблем). Специфика данной формы – в максимальной активности участников, что обеспечивает эффективность рассмотрения вопросов.
Кейс-метод (Case study-метод ситуаций, от англ. case - «случай») — метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и приобретения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем, работа с информацией - осмысление значения деталей, описанных в ситуации, анализ и синтез информации и аргументов, работа с предположениями и заключениями, оценка альтернатив, принятие решений, слушание и понимание других людей, навыки групповой работы. [11]
Деловые игры следует отнести к специализированным формам повышения квалификации. Раньше использовали в основном для повышения управленческой квалификации, но теперь ситуационное обучение применяется как метод функциональной специализации, являясь игровым м и коллективным методами обучения.
Эффективность методов поведенческого моделирования возрастает при высоком уровне мотивации обучающихся, тем лучше они воспринимают и понимают информацию.
Вывод о бизнес-тренингах заключается в безусловной эффективности их применения при этом необходимо четко устанавливать задачи, которые необходимы для достижения цели. Подбор наиболее эффективной программы тренингов и систематизация при условии мониторинга внешних и внутренних факторов, дадут повышение квалификации и повысят мотивацию, что приводит к желаемому результату.
3.2.Коучинг.
Коучинг (от англ. coach – репетитор, инструктор, тренер) – это процесс, способствующий реализации развития сотрудника и повышению компетентности, профессиональных навыков. Коучинг позволяет раскрыть потенциал личности, увеличивает производительность и эффективность труда. Коучинг способствует достижениям значимых целей в различных областях жизни: карьере, образовании и личных отношениях.
Как метод консультирования в бизнесе и индивидуальной жизни человека коучинг появился примерно 20 лет назад. Его возникновение связано с именами американских психологов и бизнес-консультантов Томаса Леонарда, Джона Уитмора и Тимоти Гэллуэя. Коучинг предназначен для активных людей, уже добившихся какого-то успеха и стремящихся к новым вершинам. В основе коучинга лежит идея о том, что человек является не пустым сосудом, который надо наполнить, а он более похож на жёлудь, который содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим дубом. Необходимо питание, поощрение, свет, чтобы достичь этого, но способность вырасти уже заложена в нас.[15]