Файл: Особенности коммерческой деятельности в сфере малого бизнеса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Современные направления развития коммерческой деятельности малого предприятия.

Малые предприятия, как объект инфраструктуры экономики является сложной

системой, включающей самостоятельные и взаимодействующие с внешней средой

элементы и осуществляющие деятельность в разных секторах экономики страны.

Малые предприятия подразделяют на различные формы в зависимости от сферы

деятельности, которые, в свою очередь, требуют использование разных по

уровню сложности методов управления. В соответствии с этим, со стороны

государства требуется применять в отношении малых предприятий разных по

сложности управления механизмов, как на федеральном, так и на региональном

уровне.

В соответствии с теоретическими разработками в области малого

предпринимательства актуальными становятся принципы:

– интеграция;

– моделируемость;

– формализация;

– иерархичность;

– централизация;

– целенаправленность;

– непрерывность во времени;

– расширение границ.

Интеграция предполагает взаимодействие структурных элементов малого

предприятия с инструментами управления, а также их адаптация к условиям

внутренней и внешней среды. Кроме того, взаимодействие должно

осуществляться между субъектами малого предпринимательства в

инфраструктуре экономики с целью достижения общей конкурентоспособности.

В некоторых секторах экономики объединение малых предприятий является

необходимостью для ведения коммерческой деятельности.

Принцип моделируемости в сочетании с формализацией обуславливается

динамикой изменяющихся форм организации малого предпринимательства.

Со временем при изменении экономического состояния страны были внесены

в программу поддержки малого предпринимательства изменения со следующими

приоритетными направлениями:

– предоставление грантов на развитие предпринимательской деятельности

для начинающих граждан;

– финансирование и поддержка лизинговых программ для малых

предприятий с целью модернизации производственных процессов;

– поддержка инновационных разработок в сфере малого

предпринимательства;

– развитие сегмента микро-финансовых организаций для доступности

заемных средств малым предприятиям;

– организация инновационной системы в сфере коммерции;

– имущественная поддержка предпринимательской деятельности.

Перечислим элементы структуры поддержки малого предпринимательства в


соответствии со статьей 15 второй части Закона о развитии малого и среднего

предпринимательства (рисунок 1.2).

Рисунок 1.2 – Система поддержки деятельности малого предприятия

Рассмотренные на рисунке 1.2 объекты системы поддержки деятельности

малых предприятий в соответствии со своими функциями осуществляют

поддержку в виде финансовых, информационных, консультативных,

имущественных и организационных услуг.

Подробное разделение функций в зависимости от органов, их

предоставляющих представлено на рисунке 1.3. Рассмотренный перечень

элементов системы поддержки деятельности малых предприятий, может

изменяться и корректироваться, учитывая динамичные изменения во внешней

среде предпринимательства.

Рисунок 1.3 – Элементы системы поддержки деятельности малого предприятия

Основная цель субъектов системы поддержки, которыми являются

самостоятельными хозяйствующими субъектами, оказать эффективную помощь

реализации мероприятий государственные органов власти. При наложении

принципа иерархичности на методы поддержки в совокупности с видами

субъектов системы поддержки, представляется возможность разделить элементы

на ключевые классификационные группы.

1. По географическому/локальному нахождению:

– совокупность объектов, действующие в пределах Российской Федерации;

– совокупность городов, деятельность объектов которых осуществляется в

пределах муниципальных образований;

– совокупность муниципальных районов, где функционируют объекты.

2. По методам поддержки деятельности малых предприятий:

– совокупность объектов, осуществляющие финансовую поддержку

(государственные гранты, инвестиции, субсидии);

– совокупность объектов, осуществляющие имущественную возмездную и

безвозмездную помощь (полная или частичная передача государственного или

муниципального имущества);

– совокупность объектов по информационно-консультационной

предоставлению помощи (организация муниципальных, региональных,

федеральных информационных сетей; создание справочных пособий);

– совокупность объектов, предоставляющих услуги в сфере управления

персонала (переобучение, повышение квалификации кадров).

Стратегическая программа по поддержки деятельности малых предприятий

учитывает рассмотренные проблемы малого предпринимательства и мероприятия


стратегии направлены на их устранение.

Рисунок 1.4 – Проблемы в деятельности малых предприятий

Рисунок 1.5 – Эффективность государственной поддержки малым предприятия по мнению предпринимателей

Ранее в исследования были рассмотрены проблеме, с которыми сталкиваются

малые предприятия при организации и развитии своей деятельности. В связи с

этим, рассмотрим, как происходит решение выделенных проблем с помощью

инструментов аутсорсинга:

1. Малые предприятия в силу ограниченности ресурсов не могут применять

всю совокупность необходимых функций для эффективной деятельности в сфере

коммерции с высокой конкуренцией.

2. При организации деятельности у малых предприятий возникает сложность

для выхода на новые сегменты рынка.

3. Руководство малых предприятий сталкивается с подбором человеческих

ресурсов для осуществления деятельности, а именно отсутствием

квалифицированных специалистов.

4. Малые предприятия наиболее подвержены влиянию экономического

кризиса, что сказывается на большей вероятности возникновения коммерческих и

финансовых рисков.

5. Ограниченность финансовых ресурсов.

В последние годы наблюдаются заметные преобразования в инфраструктуре

потребительского рынка. Прослеживается тенденция географической

диверсификации предпринимательской деятельности. Предприятия, достигая

высокой конкурентоспособности на региональном рынке, используя свои

преимущества и опыт выходят на соседние географические региона.

Структура наиболее влияющих услуг на развитие малого и среднего бизнеса

представлена на рисунке 1.6.

Рисунок 1.6 – Наиболее востребованные составляющие для развития

деятельности малых предприятий

В связи с тем, что коммерческие процессы в наибольшей степени влияют на

развитие малого и среднего предпринимательство, структурируем их на

подгруппы:

– нехватка свободных финансовых средств и оборотного капитала;

– организация распределения готовой продукции;

– организация производственного процесса;

– организация системы товароснабжения;

– управление и формирование квалифицированного персонала и

практических навыков ведения коммерческой деятельности;

– формирование эффективной информационной системы.

Рисунок 1.7 – Коммерческая составляющая инфраструктуры малого


Предпринимательства

Рисунок 1.8 – Структура проблем коммерческой составляющей инфраструктуры

малого предпринимательства

1.3 Сравнение отечественного и зарубежного опыта коммерческой деятельности малого предприятия

Опираясь на практический опыт зарубежных стран, отметим, что малый и

средний бизнес является высоко конкурентоспособным элементом, в том случае,

если он базируется на считающихся нормой в мировой практике методиках

стимулирования в интересах общества и государства.

Во многих странах с развитыми и эффективными рыночными отношениями

присутствует понимание того, что именно малый бизнес выступает

социальноэкономической базой национальной экономики. Чаще всего малые предприятия

осуществляют деятельности на региональных рынках, в связи с этим, именно

малые предприятия в наибольшей степени способствуют развитию региональных

потребительских рынков. Данный факт подтверждает необходимость

государственной поддержки малого предпринимательства в России и

формирование правовых и экономических механизмов развития в современных

рыночных условиях.

Не смотря на динамичное развитие рыночных отношений в России, малое

предпринимательство развивается слабо в сравнении с крупными предприятиями.

Не смотря на то, что терминология предпринимательства уже достаточно изучена,

со стороны населения оно не всегда положительно воспринимается.

Сводная диаграмма ответов респондентов на вопрос «Осознает ли

правительство вашей страны важную роль частного бизнеса?» представлена на

рисунке 1.9.

Рисунок 1.9 достаточно ярко демонстрирует, что мнение предпринимателей в

РФ относительно вопроса объективной оценки текущего положения бизнеса в

рамках экономической системы страны находится на недостаточно высоком

уровне. Количества респондентов, ответивших отрицательно на поставленный

вопрос, превысило на 43 человека опрошенных, ответивших положительно.

Показатель России – один из наиболее высоких показателей «недоверия» по


опрашиваемым странам-участникам (более высокий уровень «недоверия»

наблюдается только во Франции, Румынии и Греции).

Рисунок 1.9 – Результаты опроса по исследованию роли частного бизнеса.

Согласно данным официальной статистики базовые показатели

деятельности малого и среднего предпринимательства в РФ по сравнению с

западными странами остаются значительно ниже на протяжении ряда лет. Это

утверждение легко проиллюстрировать при помощи таких показателей, как: доля

сектора МСП в ВВП страны, доля занятых на предприятиях МСП в общем числе

занятых в экономике страны и средний уровень заработной платы на цифрах 2013

года.

1. Доля сегмента МСП во внутреннем валовом продукте РФ в среднем

составляет около 20%; в то же время, в странах ЕС аналогичный показатель

находится в диапазоне от 50 до 70%, в США – более 50%.

2. Доля занятых в малом и среднем бизнесе в общем числе занятых в

экономике страны составляет в России 19,1%. В ЕС, США, и даже в таких странах

как: Турция, Индия, Бразилия, численность занятых в исследуемом секторе

колеблется от 50 до 70%.

3. Одной из наиболее весомых причин, привлекающих людей в

предпринимательство, выступает высокий уровень заработной платы (дохода

предпринимателя). В Российской Федерации ситуацию в этом плане сложно

считать удовлетворительной: уровень средней заработной платы в малом и

среднем бизнесе ниже среднего уровня заработной платы в стране на 30%.

2 АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ТЕХПРОМ-ПОСТАВКА»

2.1 Общая характеристика организационно-хозяйственной деятельности предприятия ООО «ТехПром-Поставка»

Общество с ограниченной ответственностью «ТехПром-Поставка» создано в

соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным

законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», зарегистрировано