Файл: Формы государственного устройства (Общие положения о форме государственного устройства).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общие положения о форме государственного устройства
1.1 Общая характеристика формы государственного устройства
1.2 Понятие формы государственного устройства
1.3 Причины разнообразия форм государственного устройства
Глава 2. Основные виды форм государственного устройства
2.4 Прочие виды форм государственного устройства
Глава 3. Современное состояние и проблемы форм государственного устройства в современном мире
Введение
Форма государственного устройства всегда интересовала как ученых, исследователей, политиков, так и обычных людей. Тема данной работы актуальна во все времена, но особенно на данный момент, так как в стремительно развивающемся и меняющемся современном мире происходят много изменений, в том числе и меняются государства. Некоторые из них исчезают с политической карты мира и на их месте появляются новые, с новыми границами, новыми правителями и новыми формами государственного устройства.
Основными целями данной работы является раскрытие характерных черт существующих форм государственного устройства. Для достижения поставленной цели будут рассмотрены следующие задачи:
- Изучение общей характеристики формы государственного устройства;
- Изучение понятия формы государственного устройства;
- Рассмотрение основных видов форм государственного устройства;
- Современное состояние и проблемы форм государственного устройства в современном мире.
Для реализации данных задач были применены следующие методы: литературно-аналитический, сравнительно-территориальный, сравнительно-исторический.
Объектом исследования в данной работе являются формы государственного устройства. Предметом – различные виды (модели) форм государственного устройства.
Теоретической основой исследования стали работы следующих авторов: Жинкин С.А., Васильев А.С., Бредихин А.Л., Ромашов Р.А. и другие исследователи в области теории государства и права.
Данная работа составляет 33страницы печатного текста.
Глава 1. Общие положения о форме государственного устройства
1.1 Общая характеристика формы государственного устройства
Любое государство характеризуется некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, а также административно-территориальное устройство и составляет форму государства. Форма государства характеризует отношения между людьми и государством в процессе управления ими, административно-территориальную организацию государства, способы организации высших органов государственной власти. Все эти правоотношения вместе взятые и образуют публичный правопорядок, называемый государственным устройством [4].
Устройство государства можно понимать в различных смыслах: устройство государства как форма государства, как форма правления или как административно-территориальная организация. А.Б. Венгеров считает, что во всех этих случаях речь идёт именно об устройстве государства, только в разных аспектах: политическом, структурном, территориальном [7]. Таким образом, форма государственного устройства является одним из элементов формы государства.
Форма государственного устройства, как и само государство, имеет свои признаки, такие как:
- определяет принципы разделения территории государства на составные части;
- характеризует управленческую деятельность государства и организацию населения на её территории;
- даёт возможность реализации прав и законных интересов национальных меньшинств к самоопределению путем предоставления той территории, где они проживают, определенных льгот на самоуправление [13];
- характеризует взаимодействие между центральными, региональными и местными органами власти.
Форма государственного устройства может показывать:
- из каких частей (административно-территориальных единиц, автономий или суверенных государств) складывается внутренняя структура государства;
- какой правовой статус этих составных частей и характер их отношений;
- как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;
- в какой форме выражаются интересы каждой нации, которая проживает на территории страны [23].
1.2 Понятие формы государственного устройства
По поводу общего понятия формы государственного устройства нет единой точки зрения. В последние годы к такому понятию как «форма государственного устройства» намечается тенденцию к исключению его из научного оборота. Это может означать, что данному понятию придавалось излишне широкое содержание: нередко имелся в виду государственный строй в целом, а иногда включались и некоторые важнейшие элементы общественного строя. Поэтому в последние годы термин «форма государственного устройства» стали заменять формулировкой «политико-территориальное», «территориально-политическое устройство» государства и другие понятия [4,13].
Многие исследователи, ученые, юристы дают форме государственного устройства различные понятия. Например такие как:
- «Под формой государственного устройства понимают административно-территориальную организацию государственной власти, характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами» - такое понятие форме государственного устройства дает доктор юридических наук, профессор А.С. Васильев [6];
- «Форма государственного устройства – это элемент формы государства, который определяет территориальную организацию государства, способы разделения территории государства на составляющие части и порядок их взаимоотношений между собой и государством в целом» - так понимает форму государственного устройства Кириченко В.М. [23];
- Крестовская Н.Н. дает следующее понятие: «Форма государственно-территориального устройства – это порядок взаимоотношений между государством и его отдельными частями» [12].
Из приведенных понятий можно сделать вывод, что основой формы государственного устройства является такая организация власти, которая влияет на административно-территориальное деление государства. Также, некоторые исследователи считают важным взаимоотношения государства в целом (центральных властей) со своими административно-территориальными единицами (местными властями). Определенная организация власти и взаимоотношения государства с административно-территориальными единицами создала предпосылки к классификации форм государственного устройства по видам, которые будут рассмотрены в следующей главе.
1.3 Причины разнообразия форм государственного устройства
Исторически наблюдается, что в пределах одного и того же государства возможны многообразия его форм.
Форма государственного устройства зависит не только от содержания государства, но и от конкретных условий функционирования этого содержания, которое меняется с каждой государственной границей, в дальнейшем вызывая разнообразие форм государства, которое наблюдается во все времена существования общества [13].
Факторы, обуславливающие такое разнообразие могут быть различными. В итоге они сводятся к конкретике, индивидуальности условий, при которых осуществляется управление обществом в различных странах. Так как каждая страна развивается в определенных конкретных условиях, то она имеет своеобразные политические формы, влияющие на форму государственного устройства. Главными среди данных условий можно выделить те, которые относятся к сфере внутренней общественно-политической жизни страны. Некоторую роль играет и международная обстановка, международные отношения, внешние условия осуществления политической власти в обществе [13].
Рассмотрим конкретнее внутренние и внешние факторы, которые влияют на становление форм государственного устройства в странах и государствах:
- Территориально-географические:
- размер территории государства;
- наличие крупных географических объектов (к примеру крупных горных хребтов);
- климатические условия предопределяемые географическим расположением государства;
- расположение государства (выход к морю, наличие полезных ископаемых, островное или континентальное), оказывающее влияние на экономическое развитие государства и, вследствие, форму государственного устройства [18];
- Внутренние факторы (проявляются на территории самого государства):
- внутриэкономические факторы:
тип экономики (распределительная или обменная);
степень укладности экономики (одноукладная или многоукладная);
уровень экономического развития общества;
тип и характер производственных отношений (производящая экономика или ресурсная);
степень экономической стабильности общества;
- социально-духовные факторы;
- отношение государства к религии;
- национальный состав населения;
- историческое развитие, формирование ментальности общества (традиции, обычаи, культура);
- характер и степень социальной стратификации общества (степень совместимости социальных интересов, состав групп и так далее) [22];
- Внутриполитические факторы:
- расстановка политических сил (какие существуют политические силы в обществе, чьи интересы эти политические силы выражают, как эти политические силы организованы, какое влияние они имеют на формирование и осуществление государственной власти);
- уровень политического сознания и политической культуры общества;
- степень политической активности населения;
- степень политической стабильности общества (последовательное, поступательное развитие политических процессов) [23];
- Внешние факторы:
- политическое окружение государства (либо государство находится во враждебном окружении либо в дружественном);
- внешнеполитическое заимствование (ни одно государство не может быть изолированным, они взаимодействуют и воспринимают какие-либо элементы формы государственного устройства);
- фактор внешнеполитического давления (фактор внешнеполитического навязывания). Одно государство или группа государств путем экономического, политического, прямого военного давления навязывает другому государству какие-либо выгодные для себя элементы формы государственного устройства [13].
Одной из главных причин разнообразия форм государственного устройства можно назвать следующее:
- Историческая традиция развития национальной государственности. К примеру, устойчивость монархических форм правления в некоторых государствах привела к установлению унитарной формы государственного устройства;
- Исторические особенности становления национальной государственности. Федеративная форма государственного устройства у таких стран как Аргентина, Мексика, США, ФРГ и другие объясняется историческими условиями возникновения самого государства, а не национальными причинами;
- Принятие той или иной формы государственного устройства можно объяснить также национальным составом населения страны. Именно данный фактор повлиял на установление федерации в таком многонациональном государстве как Индия;
- Решение об избрании той или иной формы государственного устройства молодыми странами, освободившимися от колониальной зависимости, в значительной мере зависело от метрополии [13].
Таким образом, можно сказать, что на формирование формы государственного устройства в стране в основном влияют исторические, национальные и внешнеполитические факторы.
Глава 2. Основные виды форм государственного устройства
2.1 Унитарное государство
Унитарное государство, с точки зрения государственного устройства является простым государством и имеет следующие, свойственные таким государствам признаки:
- Наличие единой конституции, действие которой распространяется на всю территорию страны;
- Отсутствие отдельных политико-территориальных образований, имеющих признаки государства;
- Наличие единой системы государственных органов, которые распространяют свои полномочия на территорию всей страны, на всех граждан (единые глава государства, законодательные, исполнительные и судебные органы власти);
- Наличие единой системы права и системы законодательства;
- Наличие единого гражданства и единой государственной символики;
- Наличие единой финансово-денежной и налоговой систем;
- В международных отношениях государство выступает как единственный представитель [13,22].