Файл: Формы государственного устройства (Общие положения о форме государственного устройства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данные признаки делят на две группы – как формы государственного устройства и как надгосударственной организации.

К признакам конфедерации как формы государственного устройства относят следующие:

- наличие общих для конфедерации функций, реализуемых как во внутренней, так и во внешней сфере;

- наличие единого правового поля и единого таможенного пространства, конфедеративных органов власти и конфедеративной системы законодательства;

- наличие общей денежной единицы, единого языка межгосударственного общения, единых вооруженных сил под общим командованием.

К признакам конфедерации как международной организации причисляют такие как:

- сохранение национальной валюты, национального гражданства, государственного языка стран-участниц, территориальной обособленности;

- правовые акты, принятые конфедеративными органами, приобретают юридическую силу в субъектах конфедерации только в случае их ратификации национальными парламентами;

- субъекты конфедерации обладают правом признания утратившим юридическую силу акта, принятого на уровне конфедерации, и правом свободного выхода из состава конфедерации [19,22].

В теории государства и права существует несколько подходов к определению сущности конфедерации. Согласно первому подходу под конфедерацией понимают самостоятельную форму государственного устройства. Н.М. Марченко, к примеру, определяет конфедерацию как менее распространенную по сравнению с другими форму государственного устройства [16].

Учитывая, что под формой государственного устройства могут понимать исключительно внутреннее территориальное устройство государства, конфедерацию не следует относить к её разновидностям, так как члены конфедерации являются суверенными государствами со своими формами государственного устройства.

Согласно второго подхода конфедерацию считают международной организацией. Н.А. Ушаков определяет конфедерацию как «особый союз, объединение государств, сохраняющих свое качество суверенных образований, наделенных определенными наднациональными качествами, позволяющими ему выступать в этом наднациональном качестве субъектом международно-правовых отношений» [21]. С.Ю. Михайлова, которая указывает, что конфедерация «сама государством не является», считает, что авторы, причисляющие конфедерацию к формам государственного устройства, руководствуются устаревшими «представлениями о государстве как единственном субъекте международного права» [17]. Так конфедерация представляет собой объединение государств, интересы которых направлены на достижение определенных общих целей и дальнейшую интеграцию, которая может привести в дальнейшем к созданию нового государства, то её не стоит рассматривать как международную организацию.


В соответствии с третьим подходом конфедерация занимает промежуточную положение между международной организацией и формой государственного устройства. Двойственность, согласно третьего подхода «заключается в сочетании сохранения суверенность её членов с властными функциями обще-конфедеральных органов», так считает Т.П. Евсеенко [8]. С промежуточным состоянием конфедерации согласен В.И. Лафитский, который считает, что конфедерация – это переходная форма либо к полному распаду союза, либо к федеративной форме устройства, совмещающая в себе черты как международно-правовой, так и государственно-правовой организации [14].

Человечество всегда стремилось найти наиболее подходящую для данного периода форму государства. Этим объясняется то обстоятельство, что данная категория государствоведения и составляющие её элементы постоянно меняются, совершенствуются, развиваются. Истории известны самые замысловатые формы государственного устройства, самый широкий диапазон межгосударственных объединений. Современная практика международных отношений и государственного строительства предлагает все новые формы сотрудничества государств, разновидности государственно-правовых объединений, союзов. Сегодня вряд ли можно считать универсальными такие традиционно выделяемые признаки конфедерации, как отсутствие общих законодательных, исполнительных и судебных органов, своей конституции, единой системы права, единого гражданства, единой денежной системы, единой армии, единого бюджета, единой налоговой системы. Так, в качестве конфедерации некоторые ученые уже сегодня рассматривают Европейский союз, возникший в соответствии с Договором о Европейском Союзе, подписанном в 1992 году в Маастрихте (Нидерланды) главами государств и правительств 12 стран – членов Европейского сообщества, который вступил в силу 1 ноября 1993 года. В Европейский Союз входят следующие органы: Европейский совет, Европейский парламент, Совет европейского союза, Европейская комиссия, Европейский суд. В Европейском Союзе дополнительно к национальному введено гражданство Европейского Союза, единая валюта – евро, планируется создание единой валютно-финансовой системы, создание общей обороны [2, 3,11].

Как свидетельствует история, существовавшие ранее конфедеративные образования являлись не очень устойчивыми. Конфедерации создаются для управления делами общества, однако слишком ограниченные полномочия конфедеративных органов делают это управление весьма затруднительным, а в некоторых случаях и невозможным.


Не всегда конфедерации завершают существование переходом на новый качественный уровень – к федеративному государству. К примеру созданная в 1952 году конфедерация Египта и Сирии (ОАР) распалась. Не потому, что задачи ОАР были решены, а в силу внутренних политических противоречий, исключающих возможность дальнейшего существования конфедерации. Данная форма сохраняет определенные перспективы. Возможно объединение в конфедеративной форме, к примеру Северной и Южной Кореи, государств, возникших после распада СССР. Одно и тоже государство может стать субъектом нескольких конфедераций [18,6].

Во второй половине двадцатого столетия формы межгосударственных объединений стали заметно разнообразнее. Поэтому конфедерации необходимо отличать от иных форм объединений государств, которые также создаются для решения разнообразных задач и достижения целей, однако не обладают всеми признаками конфедерации. Прочие формы государственного устройства рассмотрим далее.

2.4 Прочие виды форм государственного устройства

В истории существовала такая форма государственного устройства как империя. Мировой истории известны такие империи: Римская империя, Османская империя, Российская империя, Британская империя, которые перестали существовать и распались на унитарные, федеративные и другие виды государств и объединений.

Понятие империя означает сложное (союзное) государство, которое, обычно, насильственным путем объединило территории суверенных многонациональных государств или их части с главным государством (метрополией) [23].

Для империи характерны такие основные признаки:

  1. Империя возникает вследствие завоеваний, колонизации и прочих форм экспансии;
  2. Империя держится на насилии, на государственном принуждении со стороны метрополии;
  3. Составными империи являются административно-территориальные единицы – колонии, которые не имеют суверенитета и не равны по правовому статусу;
  4. Наличие двухступенчатой системы органов государственной власти (власть метрополии и власть колонии);
  5. Наличие центрального органа власти – императора (главы государства) и местных органов – наместников, губернаторов и др., которых назначает император;
  6. Существование правовой системы на принципах права метрополии;
  7. Наличие дискриминационного состояния населения колонии, отсутствие или ограничение их прав и свобод.

Учитывая, что империи строились на насилии, то все они в конечном итоге распались. В современном мире существует лишь одна империя – это Япония.

Остальные виды форм государственного устройства по сути своей являются формами объединения современных государств. Среди них можно выделить:

1. Уния. В юридической литературе встречаются два подхода к определению унии. Согласно первого подхода уния определяется как единое государство. А.С. Автономов указывает: «Уния – это сложносоставное государство, образовавшееся в результате присоединения одного государства к другому с передачей присоединяющимся государствам другому своих суверенных прав, но с сохранением своего особого статуса» [1]. Данный подход фактически признает унию и унитарное государство синонимами, однако отрицается наукой теории государства и права.

По второму подходу уния – это не единое государство, а союз нескольких государств, возникших в результате совмещения поста главы государства в этих странах. И.А. Иванников считает, что «уния – это союз двух и более государств под властью единого главы государства, где субъектами международного права являются эти государства, а не уния» [10]. Некоторые ученые уточняют такое определение унии со ссылкой на то, что уния образуется за счет смещения корон нескольких держав в лице одного венценосца. Считается, что такой подход господствовал в дореволюционной российской юриспруденции [20].

Можно отметить следующие признаки унии:

- унированные государства остаются вполне независимыми друг от друга, каждое сохраняет свою особую, самостоятельную государственную власть;

- у них практически нет совместных предметов ведения и полномочий, как у федераций;

- власти обоих государств (всех кто входит в унию) имеют одного и того же главу государства – монарха, который является не правителем унии, а только государем каждой из держав, осуществляя свою власть в каждой из них через особые органы.

В теории государства и права выделяют следующие виды унии:

- личная уния – форма межгосударственного объединения, которая возникает вследствие получения монархом права на корону другого государства. Такое возможно в силу случайного совпадения в его лице прав на престол двух различных государств;

- реальная уния – это правовой союз государств на основе создания совместного института главы государства монарха и других совместных органов государственной власти. Предполагает постоянное единство монарха и одинаковый порядок престолонаследия;


- земская уния. Примером земской унии может служить исторический случай. В Германии в XVI веке существовали два великих герцогства: Мекленбург-Шверин и Мекленбург-Стремец, соединенные одним общим сеймом. Такая особенность этих государств появилась в результате не объединения ранее самостоятельных государств, а разделения прежде единого государства между сонаследниками. Земские чиновники воспротивились полному разделению герцогства и настояли на сохранении общего сейма.

Следует отметить, что уния как форма устройства государств является специфическим объединением, как правило, монархических государств. В результате её образования могут появиться новые государства [20].

2. содружество – союз государств, которые выступают как ассоциированные члены при сохранении ими полного суверенитета, с целью упрощения визовой системы и таможенных границ, достижения успехов в сферах экономики, культуры и так далее. Правовой основой содружества является договор (устав, соглашение) или другой нормативный документ. Например – Европейский союз, который состоит из Европейского экономического сообщества, Европейского сообщества по атомной энергии, Европейского объединения угля и стали; Британское содружество, Содружество независимых государств (СНГ) [18];

- сообщество – это форма межгосударственного объединения, направленная на укрепление интернациональных экономических связей государств, которые объединились, с помощью ликвидации таможенных границ, введения совместной валюты и создания системы надгосударственных органов [23];

- протекторат – правовой союз между государствами, по котором одно из государств предоставляет внешнеполитическую и военную помощь другому, в некоторой степени зависимой от него государству. Протекторат возможен на начальном этапе отношений между бывшими колониями и их метрополией [23].

Некоторые исследователи предлагают рассматривать виды межгосударственных объединений как третью, переходную форму государственного устройства наряду с институтами унитарного и федеративного государства.

Глава 3. Современное состояние и проблемы форм государственного устройства в современном мире