Файл: Формы государственного устройства (Общие положения о форме государственного устройства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Форма государственного устройства всегда интересовала как ученых, исследователей, политиков, так и обычных людей. Тема данной работы актуальна во все времена, но особенно на данный момент, так как в стремительно развивающемся и меняющемся современном мире происходят много изменений, в том числе и меняются государства. Некоторые из них исчезают с политической карты мира и на их месте появляются новые, с новыми границами, новыми правителями и новыми формами государственного устройства.

Основными целями данной работы является раскрытие характерных черт существующих форм государственного устройства. Для достижения поставленной цели будут рассмотрены следующие задачи:

  1. Изучение общей характеристики формы государственного устройства;
  2. Изучение понятия формы государственного устройства;
  3. Рассмотрение основных видов форм государственного устройства;
  4. Современное состояние и проблемы форм государственного устройства в современном мире.

Для реализации данных задач были применены следующие методы: литературно-аналитический, сравнительно-территориальный, сравнительно-исторический.

Объектом исследования в данной работе являются формы государственного устройства. Предметом – различные виды (модели) форм государственного устройства.

Теоретической основой исследования стали работы следующих авторов: Жинкин С.А., Васильев А.С., Бредихин А.Л., Ромашов Р.А. и другие исследователи в области теории государства и права.

Данная работа составляет 33страницы печатного текста.

Глава 1. Общие положения о форме государственного устройства

1.1 Общая характеристика формы государственного устройства

Любое государство характеризуется некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, а также административно-территориальное устройство и составляет форму государства. Форма государства характеризует отношения между людьми и государством в процессе управления ими, административно-территориальную организацию государства, способы организации высших органов государственной власти. Все эти правоотношения вместе взятые и образуют публичный правопорядок, называемый государственным устройством [4].


Устройство государства можно понимать в различных смыслах: устройство государства как форма государства, как форма правления или как административно-территориальная организация. А.Б. Венгеров считает, что во всех этих случаях речь идёт именно об устройстве государства, только в разных аспектах: политическом, структурном, территориальном [7]. Таким образом, форма государственного устройства является одним из элементов формы государства.

Форма государственного устройства, как и само государство, имеет свои признаки, такие как:

- определяет принципы разделения территории государства на составные части;

- характеризует управленческую деятельность государства и организацию населения на её территории;

- даёт возможность реализации прав и законных интересов национальных меньшинств к самоопределению путем предоставления той территории, где они проживают, определенных льгот на самоуправление [13];

- характеризует взаимодействие между центральными, региональными и местными органами власти.

Форма государственного устройства может показывать:

  1. из каких частей (административно-территориальных единиц, автономий или суверенных государств) складывается внутренняя структура государства;
  2. какой правовой статус этих составных частей и характер их отношений;
  3. как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;
  4. в какой форме выражаются интересы каждой нации, которая проживает на территории страны [23].

1.2 Понятие формы государственного устройства

По поводу общего понятия формы государственного устройства нет единой точки зрения. В последние годы к такому понятию как «форма государственного устройства» намечается тенденцию к исключению его из научного оборота. Это может означать, что данному понятию придавалось излишне широкое содержание: нередко имелся в виду государственный строй в целом, а иногда включались и некоторые важнейшие элементы общественного строя. Поэтому в последние годы термин «форма государственного устройства» стали заменять формулировкой «политико-территориальное», «территориально-политическое устройство» государства и другие понятия [4,13].

Многие исследователи, ученые, юристы дают форме государственного устройства различные понятия. Например такие как:


  1. «Под формой государственного устройства понимают административно-территориальную организацию государственной власти, характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами» - такое понятие форме государственного устройства дает доктор юридических наук, профессор А.С. Васильев [6];
  2. «Форма государственного устройства – это элемент формы государства, который определяет территориальную организацию государства, способы разделения территории государства на составляющие части и порядок их взаимоотношений между собой и государством в целом» - так понимает форму государственного устройства Кириченко В.М. [23];
  3. Крестовская Н.Н. дает следующее понятие: «Форма государственно-территориального устройства – это порядок взаимоотношений между государством и его отдельными частями» [12].

Из приведенных понятий можно сделать вывод, что основой формы государственного устройства является такая организация власти, которая влияет на административно-территориальное деление государства. Также, некоторые исследователи считают важным взаимоотношения государства в целом (центральных властей) со своими административно-территориальными единицами (местными властями). Определенная организация власти и взаимоотношения государства с административно-территориальными единицами создала предпосылки к классификации форм государственного устройства по видам, которые будут рассмотрены в следующей главе.

1.3 Причины разнообразия форм государственного устройства

Исторически наблюдается, что в пределах одного и того же государства возможны многообразия его форм.

Форма государственного устройства зависит не только от содержания государства, но и от конкретных условий функционирования этого содержания, которое меняется с каждой государственной границей, в дальнейшем вызывая разнообразие форм государства, которое наблюдается во все времена существования общества [13].

Факторы, обуславливающие такое разнообразие могут быть различными. В итоге они сводятся к конкретике, индивидуальности условий, при которых осуществляется управление обществом в различных странах. Так как каждая страна развивается в определенных конкретных условиях, то она имеет своеобразные политические формы, влияющие на форму государственного устройства. Главными среди данных условий можно выделить те, которые относятся к сфере внутренней общественно-политической жизни страны. Некоторую роль играет и международная обстановка, международные отношения, внешние условия осуществления политической власти в обществе [13].


Рассмотрим конкретнее внутренние и внешние факторы, которые влияют на становление форм государственного устройства в странах и государствах:

  1. Территориально-географические:

- размер территории государства;

- наличие крупных географических объектов (к примеру крупных горных хребтов);

- климатические условия предопределяемые географическим расположением государства;

- расположение государства (выход к морю, наличие полезных ископаемых, островное или континентальное), оказывающее влияние на экономическое развитие государства и, вследствие, форму государственного устройства [18];

  1. Внутренние факторы (проявляются на территории самого государства):

- внутриэкономические факторы:

тип экономики (распределительная или обменная);

степень укладности экономики (одноукладная или многоукладная);

уровень экономического развития общества;

тип и характер производственных отношений (производящая экономика или ресурсная);

степень экономической стабильности общества;

- социально-духовные факторы;

- отношение государства к религии;

- национальный состав населения;

- историческое развитие, формирование ментальности общества (традиции, обычаи, культура);

- характер и степень социальной стратификации общества (степень совместимости социальных интересов, состав групп и так далее) [22];

  1. Внутриполитические факторы:

- расстановка политических сил (какие существуют политические силы в обществе, чьи интересы эти политические силы выражают, как эти политические силы организованы, какое влияние они имеют на формирование и осуществление государственной власти);

- уровень политического сознания и политической культуры общества;

- степень политической активности населения;

- степень политической стабильности общества (последовательное, поступательное развитие политических процессов) [23];

  1. Внешние факторы:

- политическое окружение государства (либо государство находится во враждебном окружении либо в дружественном);

- внешнеполитическое заимствование (ни одно государство не может быть изолированным, они взаимодействуют и воспринимают какие-либо элементы формы государственного устройства);

- фактор внешнеполитического давления (фактор внешнеполитического навязывания). Одно государство или группа государств путем экономического, политического, прямого военного давления навязывает другому государству какие-либо выгодные для себя элементы формы государственного устройства [13].


Одной из главных причин разнообразия форм государственного устройства можно назвать следующее:

  1. Историческая традиция развития национальной государственности. К примеру, устойчивость монархических форм правления в некоторых государствах привела к установлению унитарной формы государственного устройства;
  2. Исторические особенности становления национальной государственности. Федеративная форма государственного устройства у таких стран как Аргентина, Мексика, США, ФРГ и другие объясняется историческими условиями возникновения самого государства, а не национальными причинами;
  3. Принятие той или иной формы государственного устройства можно объяснить также национальным составом населения страны. Именно данный фактор повлиял на установление федерации в таком многонациональном государстве как Индия;
  4. Решение об избрании той или иной формы государственного устройства молодыми странами, освободившимися от колониальной зависимости, в значительной мере зависело от метрополии [13].

Таким образом, можно сказать, что на формирование формы государственного устройства в стране в основном влияют исторические, национальные и внешнеполитические факторы.

Глава 2. Основные виды форм государственного устройства

2.1 Унитарное государство

Унитарное государство, с точки зрения государственного устройства является простым государством и имеет следующие, свойственные таким государствам признаки:

  1. Наличие единой конституции, действие которой распространяется на всю территорию страны;
  2. Отсутствие отдельных политико-территориальных образований, имеющих признаки государства;
  3. Наличие единой системы государственных органов, которые распространяют свои полномочия на территорию всей страны, на всех граждан (единые глава государства, законодательные, исполнительные и судебные органы власти);
  4. Наличие единой системы права и системы законодательства;
  5. Наличие единого гражданства и единой государственной символики;
  6. Наличие единой финансово-денежной и налоговой систем;
  7. В международных отношениях государство выступает как единственный представитель [13,22].