Файл: Формы государственного устройства (Общие положения о форме государственного устройства).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общие положения о форме государственного устройства
1.1 Общая характеристика формы государственного устройства
1.2 Понятие формы государственного устройства
1.3 Причины разнообразия форм государственного устройства
Глава 2. Основные виды форм государственного устройства
2.4 Прочие виды форм государственного устройства
Глава 3. Современное состояние и проблемы форм государственного устройства в современном мире
Исходя из указанных признаков формируется понятие унитарного государства.
Унитарное государство – это форма государственного устройства, по которой административно-территориальные единицы не имеют признаков суверенитета и не могут быть субъектами политических международных отношений [4].
Васильев А.С. дает следующее понятие унитарного государства: «Простое (унитарное государство) – это единое, централизованное государство, состоящее из различных административно-территориальных единиц (округов, дистриктов, областей, краев и т.п.) и не имеющее в своем составе других государств и государственных образований» [6].
Такое понятие как «унитарное государство – единое государство, внутри которого нет государственных образований, а административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью» даёт Р.Х. Макуев [15].
В научной литературе унитаризм рассматривают как нормальная, наиболее распространенная и естественная форма государственной организации. Достоинства такой формы в том, что оно простое и располагает полнотой верховной власти. Для наиболее эффективной реализации основной функции государства – управления обществом, унитарная форма государственного устройства является оптимальной, поэтому и наиболее распространенной. Не случайно большая часть современных государств (около 150 из более 200 существующих) по своему устройству являются унитарными [13].
К унитарным государствам относятся: Финляндия, Болгария, Норвегия, Беларусь, Франция, Украина, Италия, Великобритания, Китай, Швеция, Польша, Греция, Молдавия, Испания, Румыния, Венгрия, Чехия, Казахстан, Дания, Куба, Япония и др.
Парламенты унитарных государств, как правило, однопалатный.
Унитарный характер государства не исключает наличия автономных образований. Некоторые государства, к примеру, Италия и Испания, целиком состоят из автономных образований, поэтому получили наименование регионалистских. В зависимости от наличия автономии в составе унитарного государства различают простые и сложные унитарные государства. Простые унитарные государства состоят только из административно-территориальных единиц (Польша, Таиланд, Колумбия). Сложные же имеют в своем составе те или иные формы автономии (Никарагуа).
В некоторых унитарных государствах в силу их небольшой территории административно-территориальное деление отсутствует вообще (Бахрейн, Мальта).
В зависимости от государственных образований, унитарные государства могут делиться на централизованные, относительно децентрализованные и децентрализованные [4].
Централизованные – это такие унитарные государства, в которых административно-территориальные единицы имеют равный правовой статус. Руководители местных органов власти назначаются центральными органами государственной власти, так называемая система назначенных «сверху» органов управления. К таким государствам относятся: Финляндия, Нидерланды, Польша и страны с военными режимами [22].
В относительно децентрализованных самоуправляются не все, а часть территориальных единиц. Например, в Болгарии самоуправляются низовые единицы – общины, а области носят административный характер [9]. Децентрализованные – это такие унитарные государства, в которых некоторые административно-территориальные единицы наделены льготами по самообразованию, могут создавать административные автономии. В децентрализованных унитарных государствах местные органы самообразования выбираются населением и имеют право самостоятельно решать большинство вопросов местной жизни, а автономии предоставляется соответствующая самостоятельность в сфере правотворчества и административной деятельности в границах своей компетенции согласно полномочий, которые определены конституцией страны. К таким странам относятся Франция, Испания, Италия, Дания, Китай и др. Часто статус автономии предоставляется тем частям унитарного государства, которые отличаются от других по национальному (этническому) составу и географическим положением [18].
2.2 Федерация
Федерация, с точки зрения государственного устройства является сложным государством. Федерации свойственны следующие основные признаки:
- Наличие совместной территории, которая состоит из территорий субъектов федерации, которые имеют собственное административно-территориальное деление;
- Наличие общей конституции федерации и конституции её субъектов, которые наделены правом издавать нормативно-правовые акты, содержание которых должно соответствовать законодательству федерации, а действие распространяться исключительно на их территории;
- Наличие федерального двухпалатного парламента и парламента субъектов федерации, федерального правительства и соответствующих органов управления субъектов федераций. Верхняя палата федерального парламента призвана выражать интересы субъектов федерации и формируется из их представителей. От каждого субъекта федерации в неё входит определенное количество депутатов. Нижняя палата избирается всем населением федерации [4].
- Наличие двойного гражданства (если иное не предусмотрено конституцией), то есть каждый гражданин считается одновременно и гражданином федерации, и гражданином субъекта федерации [23];
- Наличие трёх уровней полномочий органов власти, а именно исключительных полномочий федерации, исключительных полномочий субъектов федерации и совместной компетенции. Данный вопрос особенно важен для федеративных государств. Существует четыре способа размежевания компетенций [22]:
- устанавливается исключительная компетенция федеративной власти, а остальные вопросы отнесены к ведению субъектов;
- определяется исключительная компетенция субъектов, а остальные вопросы отнесены к ведению федерации (в настоящее время такой способ не применяется);
- устанавливаются две компетенции – федеративная и субъектовая, а неперечисленные вопросы относятся к ведению либо федерации либо субъектов;
- указываются три сферы компетенции: кроме исключительной федеративной и исключительной субъектов федерации есть еще сфера конкурирующих интересов (совместного ведения).
Оценка способов размежевания компетенции связана с конкретными условиями той или иной страны. При повышении самостоятельности субъектов предпочтительнее первый способ. Второй способ направлен на повышение централизации федерации. При третьем способе, если преследуется цель усилить федерацию, остаточные полномочия передаются федеральным органам, если субъектам удается отстоять свою самостоятельность, то остаточные полномочия передаются субъектам. Четвертый способ используется по-разному, но его недостаток состоит в множестве юридических сложностей по определению, а главное - реализации предметов ведения совместной сферы. В связи с этим в новейшем конституционном законодательстве федераций дается перечень двух сфер – федеральной и конкурирующей, а остальные вопросы отнесены к исключительной компетенции субъектов [4,23].
- Государственные образования объединены в федерацию на основании союзного договора, сохраняя при этом право на самоопределение и выход из федерации. Однако входящие в федерацию субъекты не обладают суверенитетом, то есть полным верховенством на своей территории, независимостью в международных отношениях, лишены права выходить из федерации в одностороннем порядке (право сецессии). В настоящее время ни одно государство мира не закрепляет права сецессии за субъектами федерации [18].
- Наличие общефедеральной налоговой, таможенной и финансово-денежной системы [22];
- Наличие общих вооруженных сил;
- Субъекты федерации могут иметь внешние признаки суверенитета (гимн, герб, флаг), но они не имеют полным суверенитетом и не могут быть субъектами международного права, хотя в случаях договорных международных отношений федерация может выступать как в целом, так и каждый из её субъектов самостоятельно.
Исходя из указанных признаков формируется понятие федерации или федеративного государства.
Федеративное государство – сложное (союзное) государство, субъекты которого, обладая государственным суверенитетом, объединились в единое государство для решения общих долгосрочных задач [6].
Сегодня в мире существует 28 федеративных государств, к которым принадлежат: Россия, США, Канада, Аргентина, Германия, Мексика и др [22].
Как известно федерация многолика. Существует две концепции теоретического обоснования федерализма, как формы организации управления страной: дуалистический и кооперативный федерализм. Концепция дуалистического федерализма базируется на принципах жесткого разграничения предметов ведения между федерацией и субъектами. Каждый из них имеет строго фиксированную компетенцию и не вмешивается в дела другого, то есть самостоятельно реализует свой статус. Кооперативный федерализм основан на принципе взаимного дополнения и взаимовыгодного сотрудничества федерации и субъектов, солидарной ответственности в сфере совместного ведения. Кооперативный федерализм более предпочтителен в современных условиях, так как позволяет снимать политические конфликты [5].
Кроме того имеются и другие классификации федераций.
По способу образования:
- Договорные. Возникают в результате объединения прежде независимых государств (США, Швейцария);
- Конституционные. Создаются «сверху», путем издания официального акта верховной власти, чаще всего конституции (ФРГ) [23].
По способу критерия деления:
- Национальные. Созданы с учетом многонационального состава населения, которое компактно проживает на территории субъектов федерации и называется по основной (титульной) нации. Однако федерации основанные на национальном признаке считаются непрочными. Об этом свидетельствует опыт СССР, Чехословакии, Югославии. Преувеличение роль национального фактора в построении федерации может не сплотить, а наоборот разделить население.
- Территориальные. Созданы по территориальному признаку, где все субъекты одно- или многонациональные, но ни одна из национальностей не имеет абсолютного большинства, или представители одной национальности проживают на территории разных субъектов федерации, а в основу объединения положен принципы общих экономических, политических и культурных ценностей. Территориальный подход способствует укреплению государства, стимулирует процессы интеграции. Это доказано, к примеру, на опыте США, где были отвергнуты идеи создания негритянской автономии на юге США. Территориальный фактор позволяет учесть многие условия. В некоторых случаях территориальный подход должен быть дополнен национально-культурной автономией, то есть правом национальных меньшинств на пользование языком, обучение на этом языке, развитие своих национальных обычаев, традиций, культурных учреждений и т.п. [18,22]
По правовому статусу субъектов [23]:
- Симметричные. Федерации, где все субъекты равны, имеют равное положение, пользуются одинаковыми полномочиями.
- Асимметричные, где субъекты имеют разный правовой статус. Различают три разновидности асимметрии:
- к первому виду асимметрии относятся федерации, где наряду с субъектами в их состав входят и другие территориальные образования, например федеральные территории (до 1949 года такой территорией была Аляска в США), которые могут иметь или не иметь законодательный орган, но управление этой территорией осуществляется специально назначенным из центра чиновником. Помимо того, в состав федерации входят федеральные владения (прибрежные острова у Аргентины, Австралии, Венесуэлы, которые также управляются из центра); федеральный столичный округ (столица с прилегающими окрестностями), ассоциированные, то есть свободно присоединившиеся, государства;
- второй вид ассиметричной федерации представляет собой государство, где субъекты юридически равноправны, но различаются по своему фактическому положению. Примером данного вида может служить Россия, где имеется шесть видов субъектов, которые по Конституции Российской Федерации равноправны в своем положении в государстве и во взаимоотношениями с федеральными органами государственной власти, но фактическое их положение различается, например республик и автономных округов;
- третья разновидность – так называемая скрытая асимметрия, где однопорядковые субъекты не во всем равны, например, имеют разное число представителей в верхней палате парламента так как обладают разным числом жителей, размерами территорий и др. (Швейцария, Германия. Австрия) [6].
Считается, что абсолютно симметричных федераций не существует, все они имеют элементы асимметрии.
От федеративных государств следует отличать конфедерации, которые будут рассмотрены в следующей подглаве.
2.3 Конфедерация
Конфедерация – это сложное (союзное) государство, временный союз суверенных государств, которые добровольно объединились на основании договора для достижения определенных целей в политической, экономической и военных сферах с сохранением своего суверенитета [4].
Для конфедерации присущи следующие основные признаки:
- Отсутствие для всей конфедерации совместной территории и единой государственной границы;
- Конфедерация создается на основании договора, составленного между двумя или более полностью суверенными государствами;
- Конфедерация не создает какого-либо нового государства, субъекты конфедерации сохраняют свой суверенитет в полном объеме, продолжают иметь собственные государственные органы, гражданство, территорию, свою конституцию и законодательство, свои источники дохода, самостоятельно осуществляют власть на своей территории, остаются субъектами международно-правового общения [18];
- Отсутствие общих для всей конфедерации законодательного органа, конституции, гражданства, законодательной, судебной и финансовой систем;
- Конфедерация не имеет единой централизованной власти, её органы управления создаются лишь из представителей государств, которые входят в союз, и лишены властных полномочий. Однако, они выполняют координирующие функции и могут издавать нормативные акты, принимать соответствующие их полномочиям управленческие решения. Нормативные акты, издаваемые органами конфедерации, носят рекомендательный характер или же для вступления в силу должны быть одобрены высшими органами субъектов конфедерации. В предмет ведения органов управления конфедерации входи ограниченный круг вопросов. Образуются только те органы управления, которые необходимы для решения задач стоящих перед конфедерацией [6];
- Конфедерация, как правило, имеет временный характер объединения;
- Наличие у каждого из субъектов конфедерации права свободного выхода из её состава (сецессии), а также право нуллификации, то есть отмены действия актов органов конфедерации на своей территории [4].