Файл: Формы государственного устройства (Общие положения о форме государственного устройства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассматривая и анализируя процессы глобализации, можно сказать, что в политическом аспекте данные процессы ведут к созданию нового мирового порядка, разрушая установленную систему международных отношений, которая основана на принципах суверенного равенства государств, равновесия сил и невмешательства во внутренние дела других стран. Проблемы современности требуют решения как в мировом масштабе, так и на региональных уровнях, что предполагает в дальнейшем обеспечение определенной степени их управляемости. Это постепенно ведет к размыванию государственных границ, уходу государства из некоторых сфер жизнедеятельности общества, исчезновению ряда государственных функций, которые переходят к международным организациям и союзам, ставя государства в экономическую зависимость от транснациональных корпораций. В результате таких процессов многие государственные институты приходят в упадок, а в правовой системе многих стран весомое место занимают международное право и корпоративное право [17,20].

Процессы глобализации косвенно угрожают национальному государству и его суверенитету. Современное государство и его власть не в состоянии осуществлять полноту суверенитета на своей территории. Это приводит к поиску решений и средств, которые способны модифицировать форму и содержание суверенной государственности, а именно форму государственного устройства современного государства [21].

Глобализация может выступать фактором, который разрушает суверенную национальную государственность и существенно трансформирующим классические формы государственного устройства. Постоянно возрастающая неспособность современных государств к сдерживанию и регулированию глобальных процессов и ослабление их суверенитета достаточно объективны. Это ведет к всеобщей трансформации государств в современном мире, возникновению признаков нового вида имперского суверенитета. В связи с этим в мире наблюдается установление двух противоречивых тенденций развития политико-территориальных организаций современных государств и, как следствие, форм государственного устройства. С одной стороны – это расширение исключительных полномочий верховной власти по отношению к территориальным субъектам, что хорошо видно на примере увеличения объема компетенций федеральной власти в целом ряде федеративных государств. С другой стороны – процессы региональной децентрализации, автономизации, федерализации, и конфедерализации нынешних государств, идущих параллельно с передачей суверенных прав государств на более высокий уровень: международным организациям, союзам; добровольное органичение в пользу более сильных в экономическом и политическом плане государств, международных организаций, конфедераций, имеющих темп «продвижения» в сторону федеративных империй [20].


Процессы глобализации и возникшие в связи с ними тенденции развития территориально-государственного устройства в мире позволяют сделать выводы, что новая форма мирного существования может быть только формой равновесия больших государственных образований. Существенная роль и значение в международной политике и привилегии фактического суверенитета все больше становятся монополией для очень немногих мировых держав имперского типа со сложным политико-территориальным устройством, которые концентрируют суверенные полномочия внешнеполитического характера. Остальные же, формально суверенные государства, перестают быть таковыми, становясь фактически и юридически подконтрольными этим супердержавам, в редком случае не изменяя своего статуса в сферах внутренней организации и управления. Возможно в скором времени мы увидим новые формы государственного устройства, весьма отличные от тех, которые существовали или существуют в мире, хотя и сохранившие многие их черты [21].

Некоторые современные государства уже переросли и в политическом и в экономическом смыслах масштабы национальных государств. Тенденции современного политического развития ведут к образованию больших политических образований макрорегионального и эксрегионального характера. Становятся очевидными признаки того, что именно за подобными «федеративными империями» будет будущее.



 

Заключение

В разделе 1 рассматривались основные характеристики и понятия форм государственного устройства, которое, как показало исследование неоднозначно. Существуют различные подходы к определению форм государственного устройства. Самым оптимальным, полностью отражающим сущность форм государственного устройства является следующее определение: форма государственного устройства – это элемент формы государства, который определяет территориальную организацию государства, способы разделения территории государства на составляющие части и порядок их взаимоотношений между собой и государством в целом.

Во втором разделе рассматривалась классификация форм государственного устройства. Выделяются также различные классификации форм государственного устройства. Наиболее упрощенная и в тоже время ёмкая классификация, которая была использована при классификации форм государственного устройства следующая: унитарные, федеративные, конфедеративные и прочие формы государственного устройства.


Важной проблемой данного вопроса является глобализация процессов формирования государств, которая была рассмотрена в 3 разделе данной работы.

Итак, проведя характеристику форм государственного устройства, можно сказать, что существующие виды форм государственного устройства прошли определенный исторический этап и становление. Некоторые из видов уже или не существуют, или существуют формально в одном или нескольких государств. Учитывая изменения форм государственного устройства меняется и сам подход исследователей к определению общей характеристики форм государственного устройства и понятию формы государственного устройства. Многие ученые имеют своё представление о включении той или иной формы государственного устройства к тому или иному виду.

Библиография

  1. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / А.С. Автономов. - М., 2005.
  2. Арбузов А.В. Европейский союз: международная организация или конфедерация? / А.В. Арбузов // Правоведение. — 2005. — № 4.
  3. Бирюкова Е.А. Европейский союз: на пути к федерации / Е.А. Бирюкова // Молодежь в юр. науке: статьи студентов Академ. правового ун-та. -Вып. 3. - М., 2002.
  4. Бредихин А.Л. Правоведение: учебное пособие/ А.Л.Бредихин. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 253 с.
  5. Буков В.А. Совершенствование государственного устройства Российской Федерации на современном этапе: правовой аспект // Правовая политика. - 2002. - №2. - С. 174.
  6. Васильев А.С. Под общей редакцией. Притченко Р.С., Борщевский И.В. и др. Теория права и государства: Учебник. Издание второе. – Х.: ООО «Одисей». – 2007. – 4800 с.
  7. Венгеров А.В. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - 3-е изд. - М.: Омега-Л, 2015.-76 с.
  8. Евсеенко Т.П. К вопросу о конфедерации как устойчивой форме государственного устройства / Т.П. Евсеенко // Академ. юр. журнал. — 2004. - № 2.
  9. Жинкин С.А. Теория государства и права: конспект лекций/ К.А. Жинкин. – Изд. 16-е – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 2018 с.
  10. Иванников И.А. Теория государства и права: учеб. пособие / И.А. Иванников. — Ростов н/Д, 2001.
  11. Клемин А.В. Еврофедерация как мнимая форма союза государств / А.В. Клемин // Закон и право. - 2005. - № 8.
  12. Крестовская Н.Н., Оборотов Ю.Н., Крыжановский А.Ф., Матвеева Л.Г. Теория государства и права. Государственный экзамен. Издание шестое. –Х.: «Одисей», 2012. – 256 с.
  13. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: учебник/ под ред. В.В. Лазарева. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. – 592 с.
  14. Лафитский В.И. Дорога, ведущая в тупик? О конфедеративной форме государственного устройства / В.И. Лафитский // Нар. депутат. — М., 1991.
  15. Макуев Р. Х. Теория государства и права: учебник/ Р.Х. Макуев. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Норма: Инфра-М, 2016. – 640 с.
  16. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник / под. ред. М.Н. Марченко. — Изд. 3-е, расшир. и доп. — М., 2001.
  17. Михайлова С.Ю. Конфедерация и проблемы классификации форм государственного устройства / С.Ю. Михайлова // Проблемы теории и юр. практики в России: мат. междунар. науч.-практ. конф., 28-29 апреля 2005 г. — Самара, 2005.
  18. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник/ Л.А. Морозова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. – 480 с.
  19. Ромашов Р.А. Теория государства и права / Р.А. Ромашов. - СПб., 2006.
  20. Серегин А.В. Имперская и униатская формы политико-территориального (государственного) устройства / А.В. Серегин // Актуал. пробл. правоведения. — 2003. — № 1—2.
  21. Ушаков Н.А. Суверенитет и его воплощение во внутригосударственном и международном праве / Н.А. Ушаков // Московский журн. между-нар. права. - 1994. - № 2.
  22. Відерніков Ю.А., Мосьондз С.О., Поклонська О.Ю. та ін.. Теорія держави і права: Навчальний посібник для дистанційного навчання/ За ред.. Ю.А. Ведєрнікова О.Ю. Поклонської. – Сімферополь: ДІФЙПІ, 2010. – 282 с.
  23. Кириченко В.М., Куракін О.М. Теорія держави і права: модульний курс: Навч. посіб. – К.: Центр учбової літератури, 2010. – 264 с.