Файл: Формы государственного устройства (Общие положения о форме государственного устройства).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общие положения о форме государственного устройства
1.1 Общая характеристика формы государственного устройства
1.2 Понятие формы государственного устройства
1.3 Причины разнообразия форм государственного устройства
Глава 2. Основные виды форм государственного устройства
2.4 Прочие виды форм государственного устройства
Глава 3. Современное состояние и проблемы форм государственного устройства в современном мире
Рассматривая и анализируя процессы глобализации, можно сказать, что в политическом аспекте данные процессы ведут к созданию нового мирового порядка, разрушая установленную систему международных отношений, которая основана на принципах суверенного равенства государств, равновесия сил и невмешательства во внутренние дела других стран. Проблемы современности требуют решения как в мировом масштабе, так и на региональных уровнях, что предполагает в дальнейшем обеспечение определенной степени их управляемости. Это постепенно ведет к размыванию государственных границ, уходу государства из некоторых сфер жизнедеятельности общества, исчезновению ряда государственных функций, которые переходят к международным организациям и союзам, ставя государства в экономическую зависимость от транснациональных корпораций. В результате таких процессов многие государственные институты приходят в упадок, а в правовой системе многих стран весомое место занимают международное право и корпоративное право [17,20].
Процессы глобализации косвенно угрожают национальному государству и его суверенитету. Современное государство и его власть не в состоянии осуществлять полноту суверенитета на своей территории. Это приводит к поиску решений и средств, которые способны модифицировать форму и содержание суверенной государственности, а именно форму государственного устройства современного государства [21].
Глобализация может выступать фактором, который разрушает суверенную национальную государственность и существенно трансформирующим классические формы государственного устройства. Постоянно возрастающая неспособность современных государств к сдерживанию и регулированию глобальных процессов и ослабление их суверенитета достаточно объективны. Это ведет к всеобщей трансформации государств в современном мире, возникновению признаков нового вида имперского суверенитета. В связи с этим в мире наблюдается установление двух противоречивых тенденций развития политико-территориальных организаций современных государств и, как следствие, форм государственного устройства. С одной стороны – это расширение исключительных полномочий верховной власти по отношению к территориальным субъектам, что хорошо видно на примере увеличения объема компетенций федеральной власти в целом ряде федеративных государств. С другой стороны – процессы региональной децентрализации, автономизации, федерализации, и конфедерализации нынешних государств, идущих параллельно с передачей суверенных прав государств на более высокий уровень: международным организациям, союзам; добровольное органичение в пользу более сильных в экономическом и политическом плане государств, международных организаций, конфедераций, имеющих темп «продвижения» в сторону федеративных империй [20].
Процессы глобализации и возникшие в связи с ними тенденции развития территориально-государственного устройства в мире позволяют сделать выводы, что новая форма мирного существования может быть только формой равновесия больших государственных образований. Существенная роль и значение в международной политике и привилегии фактического суверенитета все больше становятся монополией для очень немногих мировых держав имперского типа со сложным политико-территориальным устройством, которые концентрируют суверенные полномочия внешнеполитического характера. Остальные же, формально суверенные государства, перестают быть таковыми, становясь фактически и юридически подконтрольными этим супердержавам, в редком случае не изменяя своего статуса в сферах внутренней организации и управления. Возможно в скором времени мы увидим новые формы государственного устройства, весьма отличные от тех, которые существовали или существуют в мире, хотя и сохранившие многие их черты [21].
Некоторые современные государства уже переросли и в политическом и в экономическом смыслах масштабы национальных государств. Тенденции современного политического развития ведут к образованию больших политических образований макрорегионального и эксрегионального характера. Становятся очевидными признаки того, что именно за подобными «федеративными империями» будет будущее.
Заключение
В разделе 1 рассматривались основные характеристики и понятия форм государственного устройства, которое, как показало исследование неоднозначно. Существуют различные подходы к определению форм государственного устройства. Самым оптимальным, полностью отражающим сущность форм государственного устройства является следующее определение: форма государственного устройства – это элемент формы государства, который определяет территориальную организацию государства, способы разделения территории государства на составляющие части и порядок их взаимоотношений между собой и государством в целом.
Во втором разделе рассматривалась классификация форм государственного устройства. Выделяются также различные классификации форм государственного устройства. Наиболее упрощенная и в тоже время ёмкая классификация, которая была использована при классификации форм государственного устройства следующая: унитарные, федеративные, конфедеративные и прочие формы государственного устройства.
Важной проблемой данного вопроса является глобализация процессов формирования государств, которая была рассмотрена в 3 разделе данной работы.
Итак, проведя характеристику форм государственного устройства, можно сказать, что существующие виды форм государственного устройства прошли определенный исторический этап и становление. Некоторые из видов уже или не существуют, или существуют формально в одном или нескольких государств. Учитывая изменения форм государственного устройства меняется и сам подход исследователей к определению общей характеристики форм государственного устройства и понятию формы государственного устройства. Многие ученые имеют своё представление о включении той или иной формы государственного устройства к тому или иному виду.
Библиография
- Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / А.С. Автономов. - М., 2005.
- Арбузов А.В. Европейский союз: международная организация или конфедерация? / А.В. Арбузов // Правоведение. — 2005. — № 4.
- Бирюкова Е.А. Европейский союз: на пути к федерации / Е.А. Бирюкова // Молодежь в юр. науке: статьи студентов Академ. правового ун-та. -Вып. 3. - М., 2002.
- Бредихин А.Л. Правоведение: учебное пособие/ А.Л.Бредихин. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 253 с.
- Буков В.А. Совершенствование государственного устройства Российской Федерации на современном этапе: правовой аспект // Правовая политика. - 2002. - №2. - С. 174.
- Васильев А.С. Под общей редакцией. Притченко Р.С., Борщевский И.В. и др. Теория права и государства: Учебник. Издание второе. – Х.: ООО «Одисей». – 2007. – 4800 с.
- Венгеров А.В. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - 3-е изд. - М.: Омега-Л, 2015.-76 с.
- Евсеенко Т.П. К вопросу о конфедерации как устойчивой форме государственного устройства / Т.П. Евсеенко // Академ. юр. журнал. — 2004. - № 2.
- Жинкин С.А. Теория государства и права: конспект лекций/ К.А. Жинкин. – Изд. 16-е – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 2018 с.
- Иванников И.А. Теория государства и права: учеб. пособие / И.А. Иванников. — Ростов н/Д, 2001.
- Клемин А.В. Еврофедерация как мнимая форма союза государств / А.В. Клемин // Закон и право. - 2005. - № 8.
- Крестовская Н.Н., Оборотов Ю.Н., Крыжановский А.Ф., Матвеева Л.Г. Теория государства и права. Государственный экзамен. Издание шестое. –Х.: «Одисей», 2012. – 256 с.
- Лазарев В.В. Общая теория права и государства: учебник/ под ред. В.В. Лазарева. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. – 592 с.
- Лафитский В.И. Дорога, ведущая в тупик? О конфедеративной форме государственного устройства / В.И. Лафитский // Нар. депутат. — М., 1991.
- Макуев Р. Х. Теория государства и права: учебник/ Р.Х. Макуев. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Норма: Инфра-М, 2016. – 640 с.
- Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник / под. ред. М.Н. Марченко. — Изд. 3-е, расшир. и доп. — М., 2001.
- Михайлова С.Ю. Конфедерация и проблемы классификации форм государственного устройства / С.Ю. Михайлова // Проблемы теории и юр. практики в России: мат. междунар. науч.-практ. конф., 28-29 апреля 2005 г. — Самара, 2005.
- Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник/ Л.А. Морозова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. – 480 с.
- Ромашов Р.А. Теория государства и права / Р.А. Ромашов. - СПб., 2006.
- Серегин А.В. Имперская и униатская формы политико-территориального (государственного) устройства / А.В. Серегин // Актуал. пробл. правоведения. — 2003. — № 1—2.
- Ушаков Н.А. Суверенитет и его воплощение во внутригосударственном и международном праве / Н.А. Ушаков // Московский журн. между-нар. права. - 1994. - № 2.
- Відерніков Ю.А., Мосьондз С.О., Поклонська О.Ю. та ін.. Теорія держави і права: Навчальний посібник для дистанційного навчання/ За ред.. Ю.А. Ведєрнікова О.Ю. Поклонської. – Сімферополь: ДІФЙПІ, 2010. – 282 с.
- Кириченко В.М., Куракін О.М. Теорія держави і права: модульний курс: Навч. посіб. – К.: Центр учбової літератури, 2010. – 264 с.