Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 2
Среди территориальных автономных образований принято различать политические (государственные) и административные. Первые имеют право издавать собственные законы, вторые принимают иные акты (постановления и др.); в первые – обычно назначается представитель государственной власти (губернатор и др.), во вторых (административных), как правило, мелких и менее самостоятельных автономиях, такого представителя нет[63]. Однако любая автономия не обладает собственной государственной властью.
Автономии отличаются от субъектов федерации.
Во-первых, автономия существует в унитарном государстве, исключением является существование своеобразных территориально-племенных автономий в некоторых субъектах федерации[64]. В связи с этим в конституциях государств с автономными образованиями, как правило, (некое исключение представляет Испания) нет разграничения предметов ведения и полномочий между государством и автономным образованием (автономными образованиями), что имеет место в отношениях федерации и ее субъектов. Не относится к автономиям и понятие «предметы ведения». В Китае административные автономии тоже имеют некоторые дополнительные полномочия по сравнению с обычными административно-территориальными единицами[65].
Во-вторых, перечень предметов ведения и полномочий автономии по сравнению с субъектом федерации существенно ограничен. Это не государствоподобные полномочия, а полномочия местного (автономного) значения.
В-третьих, в отличие от субъектов федераций, которые во многих странах образуются только по территориальному признаку (определенная часть территории государства), хотя есть и иные подходы, при создании автономий учитываются этнические, бытовые, географические и иные условия, особенности проживающего в них населения[66]. Поэтому автономиям предоставляются некоторые полномочия, связанные с такими особенностями.
В-четвертых, территориальная автономия любого рода не имеет такой полной системы органов власти, как субъект федерации. Даже если у нее есть право иметь законодательный орган, она не имеет своих органов правосудия и некоторых других органов[67].
По своим властным качествам собственная публичная власть территориальной автономии, особенно в административной автономии, уступает публичной государствоподобной власти субъекта федерации. Ее можно определить как негосударственную автономную публичную власть. Такая характеристика может стать основой для дискуссий о конституционных уточнениях.
Административно-территориальная структура государства включает в себя
такие единицы как муниципальные образования. Однако административно-территориальные единицы и муниципальные образования – разные явления[68].
В точном юридическом смысле административно-территориальная единица – это населенная территория, не имеющая своей собственности (на ее территории существует государственная и иная собственность) и управляемая назначенными «сверху» чиновниками. Ее население не создает собственной публичной власти в виде избираемых органов, хотя, например, референдумы могут проводиться, но только если они назначены «сверху». В муниципальном образовании, его население избирает свои управленческие органы, создает свою общую (муниципальную) собственность, распоряжается ею и решает дела местного значения под свою ответственность. Сказанное относится и к муниципальному району в России, у которого есть дополнительные полномочия и может быть несколько иная структура представительного органа. Нередко говорится только об одном: нужно назначать мэров муниципальных образований «сверху», тогда единство власти будет обеспечено[69].
Во многих странах Европы, Латинской Америки и других сделаны иные выводы. В общинных муниципальных образованиях существуют только избираемые органы местного самоуправления. Если и есть в крупных общинных муниципальных образованиях чиновники, назначенные «сверху», то это должностные лица отраслевой компетенции (финансы, почта и др.).
Назначенных чиновников общей компетенции (префектов и т.д.) в таких образованиях нет. Однако и в низовых муниципальных образованиях могут возникать вопросы, решение которых требует государственных полномочий (в России также государство подобных полномочий субъекта РФ), например, учет военнообязанных, организация призыва в армию, положение иностранцев, проживающих в поселении[70].
В России в таких случаях используются нормы ч. 2 ст. 132 Конституции РФ. Устанавливается, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями по договорам с органами федерации или ее субъектов с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств[71]. Отказываться от таких поручений нельзя, можно лишь обратиться в суд по этому вопросу.
В некоторых зарубежных странах используется иной путь. Избранный населением мэр утверждается министром внутренних дел как государственный служащий. Он по обязанности выполняет дела, связанные с вопросами государственного значения, если они возникают в данном поселении. С него и спрашивается, никаких договоров заключать не нужно[72].
В региональных образованиях в некоторых странах действует иная схема. Наряду с выборными органами (советом, мэром или председателем совета, который осуществляет исполнительную власть муниципального образования) в региональное муниципальное образование (типа района, округа, области) назначается министром внутренних дел, а в самые высокие образования – правительством представитель государства – чиновник общей компетенции (губернатор, префект и др.). Он руководит всеми отраслевыми должностными лицами, выполняющими на территории регионального муниципального образования государственные функции[73].
В любом муниципальном образовании существует своя публичная власть, источником которой является народ (население муниципального образования). Она всегда действует наряду с государственной властью (в федерациях также наряду с государствоподобной властью субъекта федерации, а иногда властью территориальной автономии, в состав которой входит муниципальное образование), хотя формы организации их всех и полномочия не одинаковы. Какое-то сочетание имеет место даже в самом мелком муниципальном образовании, где нет никаких должностных лиц, назначенных от государства или субъекта федерации, и действуют лишь сход и избранный им староста, но и в таком муниципальном образовании действуют законы государства[74].
Таким образом, в любом муниципальном образовании есть своя публичная власть. Это власть негосударственная. Статья 12 Конституции РФ устанавливает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти[75].
Как мы пытались показать, в современном демократическом, социализированном коллективированном обществе власть народа осуществляется на разных уровнях и в разных формах. На каждом уровне таких коллективов их население, как часть народа всей страны, непосредственно или через органы, созданные территориальным публичным коллективом, осуществляет в рамках конституции и законов государства и в соответствии с ними принадлежащие коллективу полномочия, свою публичную власть[76]. Власть каждого коллектива – одно из звеньев публичной власти всего российского многонационального народа, которая (публичная власть всего народа) имеет свою форму государственной власти.
2.2. Ветви власти в Российской Федерации и ее взаимодействие
с населением
Публичная власть в Российской Федерации включает в себя три основных уровня: федеральный, региональный и местный.
Система разграничения неотъемлемых видов публичной власти проходит по предмету их ведения[77]. В частности, государственная власть закрепляет вопросы политической организации общества, а муниципальная власть вопросы социального и экономического развития территории[78]. Местная власть организуется на уровне муниципального образования и распространяет свое влияние на общественность муниципальной территории, а также считается нижестоящей по отношению к государственной власти[79].
Систему публичной власти в РФ можно представить в таблице 1[80].
В Российской Федерации имеются три основных ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная.
Органы власти действуют в рамках, которые установлены, в первую очередь, Конституцией Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами и не вправе осуществлять функции, присущие органам другой ветви власти[81].
Таблица 1
Система органов публичной власти в Российской Федерации
Ветвь власти |
Законодательная |
Исполнительная |
Судебная |
Федеральный |
Президент не относится ни к одной ветви власти, находится выше их, обеспечивает согласованное функционирование |
||
Федеральный |
Федеральное |
Правительство |
Суды высшей |
Уровень субъекта РФ |
Законодательные |
Органы исполнительной власти субъектов |
Суды II инстанции |
Местное |
Представительные |
Органы исполнительной власти местного самоуправления |
Суды III инстанции |
Таким образом, каждая из ветвей власти самостоятельна и это означает, что в своей деятельности они независимы друг от друга и не подчиняются друг другу[82].
У каждой разновидности общественной власти имеется свой источник и своя организационная конфигурация. Например, источником государственной власти является общество, а формой реализации этой власти является государство. Источником муниципальной власти выступает общественность этого муниципального образования, а формой организации муниципалитет. Взаимодействие власти и населения является необходимым, так как способствует развитию публичной политики, а также повышению результативности государственного управления[83].
Это взаимодействие важно как для власти, так и для населения, оно
координируемо и возобновляемо, характеризуется заинтересованностью к ответным действиям друг друга. Наличие жалоб, претензий и обращений
граждан представляет важный политический институт, который регулирует все общественные отношения в сфере власти и создает основополагающую структуру контроля и принятия решений по всей властной вертикали органов публичной власти. Чем сильнее развит этот механизм, тем больше возможностей у населения сформулировать собственные претензии. Чем лучше выражен их учет, контроль и выполнение, тем качественнее осуществляются в обществе преобразования[84].
Взаимодействие между властью и обществом осуществляется через публичные приемы руководителей региональных исполнительных структур и муниципальных образований. Важной особенностью взаимодействия представителей публичной власти и населения является проведение частных встреч с населением города или региона[85].
Кроме того, в настоящее время пользуются большой популярностью
Интернет-порталы органов государственной власти и местного самоуправления. Они используются для интерактивного взаимодействия власти с гражданами и организациями. Большим плюсом является то, что можно отслеживать ход выполнения запросов, выявлять ответственность конкретных должностных лиц, а также осуществлять контроль за процедурами и процессами принятия решений органов власти, т.е. реализовывать общественный контроль[86].
Также стоит отметить, что одним из условий становления и развития публичной политики является взаимодействие органов власти и общественных организаций.
При этом органы власти и сами общественные организации выступают как самостоятельные субъекты, которые располагают разным политическим весом, потенциалом и ресурсами. Они осуществляют взаимодействие как два взаимосвязанных начала политической жизни. Область публичной политики в современном российском обществе содержит свойство к увеличению, и эта тенденция развивается по мере увеличения эффективности взаимодействия органов власти с гражданскими организациями, активизации их работы, роста влияния на властные структуры[87].
Публичная власть, как следует из ее названия и природы, функционирует в сфере публичных правоотношений, которые основаны на субординации
и подчинении.