Файл: Эстетическое воспитание детей в учебной (внеучебной) деятельности.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 212
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты эстетического воспитания младших школьников
1.1 Педагогический подход и проблема эстетического воспитания
1.2 Возрастные особенности младших школьников
Глава 2 Методы и подходы к эстетическому воспитанию в дополнительном образовании
2.1 Методы эстетического воспитания в дополнительном образовании
2.2 Содержание рабочей программы педагогов дополнительного образования
2.3 Проектная технология в дополнительном школьном образовании
Материалы и инструменты пополняются на каждом году обучения (с усложнением программы). Работа с родителями Цель: расширение и укрепление связей родителей с творческим объединением. Формы работы: коллективные родительские собрания, информация о требованиях, предъявляемых к обучающимся, об их успехах и достижениях, индивидуальные беседы о мероприятиях и средствах воспитания. Посещение родителями выставок и др. мероприятий.
2.3 Проектная технология в дополнительном школьном образовании
Воспитание ребенка в российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования. Необходимость вхождения системы образования в рыночную экономику, которая диктует иной стиль жизни, вынуждает педагогов дополнительного образования создать новую модель воспитания и обучения. Необходимо формировать у учащихся информационные компетенции. Компетентность в чем-либо предполагает не только наличие необходимого знания, но и сформированность умения их использовать. Опыт работы показывает, что обучение наиболее эффективно при освоении модуля «Творческий проект», в основе которого лежит схема «от идеи до конечного результата»: [25]
Проблема – актуальная, исследовательская, информационная, практическая. Она обуславливает мотив деятельности, направленный на разрешение проблемы. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задачи проекта формируются как задачи достижения цели в определенных условиях. Задачи формируются педагогом или при его активном участии в самых общих чертах так, чтобы они обязательно нуждалась в конкретизации, которую должны сделать дети. Тогда происходит личностное «присвоение» задачи, включается самостоятельное мышление по поиску способов ее решения, включается пусковой механизм творческой активности ребенка. Задачи могут быть: исследовательские, инновационные, экономические, обучающие, экологические, эстетические, развивающие, творческие.
Проектирование – планирование, пооперационная разработка, реализация и оценка проектов. Степень самостоятельности детей зависит: возрастных и индивидуальных особенностей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе. Поиск информации – информация должна быть найдена, обработана, осмыслена и представлена. Продукт – это средство, которое разработали участники проекта для разрешения поставленной проблемы, это их воплощенный замысел. Презентация – представление продукта своей деятельности, хода работы. Это так называемая «рефлексия деятельности». Для детей момент презентации – предъявление роста своей компетентности, самоанализ. Портфолио – папка, в которой собраны рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчеты и др. Проектная деятельность требует от педагога создания условий для расширения познавательных интересов детей и на этой базе – возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Творческий педагог активизирует самостоятельность и изобретательность детей. Рассмотрим систему «учебных проектов», где дети постигают основы различных технологий, овладевают умениями по выполнению технологических операций, вырабатывают трудовые навыки. В результате проектной деятельности формируется личность с технологическим мышлением и определенным уровнем технологической культуры. Ведь главной целью использования метода проектов является обучение умениям и навыкам проблематизации, целеполагания, выдвижения гипотез, структурирования и систематизации, планирования, организации мышления и деятельности по решению разнообразных теоретических и практических задач.
Разработка и выполнение проекта по изготовлению изделия из ткани: анализ базовой конструкции изделия (например, тряпичная кукла); демонстрация педагогу процесса изготовления изделия; анализ по технологической карте этапов изготовления изделия; изучение метода гармоничного моделирования формы; изучение методы поиска конструкторского решения (обоснование принятых и отвергнутых вариантов).
Выбор технологии изготовления продукта; процесс конструирования, разработки технологий, изготовления игрушки, эскизов, чертежей; разработка рекламы изделия. практическое применение изделия представления хода работы, обсуждения вариантов идей и их выбора; оценка своего труда по критериями: новизна и функциональность конструкции, наличие разнообразных форм и видов деятельности, эстетическое оформление, экологическая безопасность, экономическая целесообразность. демонстрация изделий и фотоматериалов их использования вывод из проделанной работы
Результативность - Обучающиеся научились работать с различными источниками информации, анализировать, обрабатывать ее, делать выводы, получать полное и глубокое удовлетворение от своего труда. - Овладели разными технологиями изготовления игрушек. - Научились выбирать ткань для изделия, с учетом сложности обработки и дальнейшего его использования. Изучены свойства и характеристики материалов, видов отделки и их сочетания. - Освоили приемы работы с технологической документацией. Изготовили изделия. - Научились рекламировать свои изделия и определять их себестоимость. - В процессе коллективной работы у детей сформировались умения сотрудничества, сотворчества, координации действий для достижения лучшего результата. - Появление новых идей и замыслов. [26]
Заключение
В данной работе нами были рассмотрены теоретические аспекты эстетического воспитания младших школьников. В работе были рассмотрены такие понятия как эстетическое воспитание, педагогический подход, методика, формы и средства эстетического воспитания. Были учтены возрастные особенности младших школьников. На основании всего вышеизложенного, можно говорить, что эстетическое воспитание является наиважнейшей составляющей всестороннего развития личности. Эстетическое воспитание очень важно именно в ранние годы становления личности. Основу эстетического воспитания составляют следующие маркеры: эстетический идеал, художественный вкус, умение любоваться красотой, художественноэстетическое творчество. Эстетическое воспитание способствует развитию интелекта и творческих способностей, также мышления, внимания, воображения, познавательного интереса. На базисе эстетического восприятия формируются эстетические представления детей, развивается творчество. Эстетическая воспитанность в широком социальном смысле этого слова проявляется во всем комплексе поведения и отношений ребенка. Его поступки, трудовая деятельность, отношения с людьми в общественной и личной жизни, его отношение к своей одежде и внешнему виду - все это очевидные и убедительные свидетельства степени эстетической воспитанности человека. Важное место в эстетическом воспитание занимает декоративно-прикладное творчество. Нужно также указать на то, что существует единство практической, обрядовой, эстетической и воспитательной функций декоративно-прикладного искусства. Этот вид искусства доступен и понятен детям. В работе подробно раскрыты методы и формы ознакомления дошкольников как с декоративно-прикладным искусством, так и с искусством вообще. Была подтверждена начальная гипотеза работы. Рассмотренные методы и методология позволили сформировать программу по занятиям декоративно-прикладным творчеством в дополнительном школьном образовании. Данная программа «Рукодельница» эстетического воспитания по средствам занятий декоративно-прикладным творчеством Должна обеспечить развитие эстетической симпатии и оригинальности интерпретации, способствует формирований эстетического отношения к действительности, оказывает в целом позитивное влияние на процесс обучения, воспитания и образования детей. Все задачи, поставленные в начале работы раскрыты.
На основе анализа результатов, можно сделать следующие выводы:
-Эстетическое воспитание – наиважнейшая сторона воспитания ребенка.
- Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования эстетической культуры.
- Эстетическое развитие – это результат эстетического воспитания.
- Приобщение ребенка к эстетическому восприятию мира развивает творческие способности, формирует художественный вкус, способствует всестороннему развитию личности.
- Важную роль в эстетическом воспитании имеет окружающая действительность и участие взрослого Становление эстетически развитой личности – процесс длительный.
Список использованной литературы
1. Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2000.
2. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.П. Анисимов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 128 с.
3. Буйлова Л.Н. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт. М.: 2002.
4. Ванслова, Е. Раздвигаем границы эстетического образования [Текст]/ Е. Ванслова // Искусство. - 2008. - №2. - С. 28 - 29.
5. Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Серия IV: Педагогика. Психология. М.: Издательство ПСТГУ, 2010, Выпуск 3 (18).
6. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. Москва: Издательский центр «Академия», 1999.
7. Воспитание и образование в современной школе [Текст]: материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных / под. ред. О.Ю. Елькиной. – Новокузнецк: Искусство КузГПА, 2006. - 349 с.
8. Гаджиева, Х. Наглядные пособия в системе художественноэстетического образования и воспитания учащихся [Текст] / Х. Гаджиева // Искусство в школе. - № 1. – 2007. – С. 78 – 80.
9. Давыдова Е.В. Искусство разработки проектов. // Информатика и образование. - №8. – 2005. – С. 15.
10. Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. - М.: Академия, 1998. – 240 с.
11. Ильина, Е. Воспитание искусством [Текст] / Е. Ильина // Искусство в школе. – 2009. – № 1. – С.257.
12. Ильинская, И.П. Критерии оценки уровня сформированности эстетической культуры младшего школьника [Текст] / И.П. Ильинская // Начальная школа. – 2009. - № 1.- С. 20 - 25.
13. Козакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество:/Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией/. Пособие для воспитателя дет. сада. – М.:Просвещение,1985. – 192с.,ил.
14. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., перепаб. И доп. – М.: Издательский центр «Академия» , 2000. – 416 с.
15. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей [Текст] / Сост. Т.А. Барышева, В.А. Щекалов. – Д.: Феникс, 2004. – 416 с.
16. Критская, Е.Д. Музыка 1-4 классы: Методическое пособие [Текст] / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – 2-е изд. М.: Просвещение, 2004. – 207 с.
17. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Минск: Харвест, Москва: АСТ, 2000.
18. Кузин В.С. Психология живописи. М.: Оникс XXI век, 2015. – 304 с.
19. Лихачёв, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников [Текст]: учебное пособие по курсу для студентов педагогических институтов / Б. Т. Лихачёв. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.
20. Лукьянов, Б. Г. В мире эстетики [Текст] / Б. Г. Лукьянов. - М.: Просвещение, 1983. - 192 с.
21. Мартынова Н.В. К вопросу о понятии красоты и ее критериях в декоративно-прикладном искусстве и дизайне // Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ. 2009. Т.1. С. 116-120.
22. Марченко, Е. Восприятие единого эмоционального тона разными видами искусств [Текст] / Е. Марченко // Искусство в школе. – 2008. - № 5. - С. 69 – 70.
23. Маслова, Л. Педагогика искусства: Теория и практика [Текст] / Л. Маслова. - Новосибирск: НИПК и ПРО, 1997. - 136 с.
24. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Л.А.Байкова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина и др.; Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 144 с.
25. Музыка. 1 – 7 классы: тематические беседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека [Текст] / авт.-сост. Е.Н. Арсенина. - Волгоград: Учитель, 2009. – 205 с.
26. Музыка. 2 – 8 классы. Художественно-образное развитие школьников [Текст]: разработки уроков / авт.-сост.Н.Б. Абудеева, Л.П. Карпушина. – Волгоград: Учитель, 2010. – 157 с.
27. Музыкальное образование в школе [Текст]: Учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Школяр Л.В., Школяр В.В., Критская Е.Д. и др.; Под ред. Л.В. Школяр. - М.: Академия, 2001. – 232 с.
28. Музыкально-эстетическое воспитание школьников [Текст] / сост. О.П. Власенко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 111 с.
29. Муллакаева И.Р. Значение национального декоративно-прикладного искусства в эстетическом развитии детей // Современная научная мысль. 2013. №2.
30. Неклопочина, Е. Систематизация эстетического опыта младших школьников в процессе взаимодействия видов искусств [Текст] / Е. Неклопочина // Искусство в школе. – 2008. - № 5. – С. 65 – 69.
31. Немов Р.С. Психология. Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998.
32. Нурутдинова, А. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства на уроках художественного цикла и во внеучебной деятельности [Текст] / А. Нурутдинова // Искусство в школе. - № 1. – 2007. – С. 64 – 66.
33. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. Москва: ТЦ «Сфера», 2000.
34. Осеннева, М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников Учебное пособие [Текст] / М.С. Осеннева, Л.А. Безбородова. – М.: Академия, 2001. – 368 с.
35. Петрушин, В. Научно-методический журнал для музыкантов, психологов и психотерапевтов. Музыкальная психология и психотерапия. [Текст] / В. Петрушин // Искусство в школе. – 2008. - № 4. – С.125 -128.
36. Программа общеобразовательных учреждений Музыка 1-8 классы [Текст] / Под рук. Д.Б. Кабалевского. – М.: Просвещение, 2004.
37. Ражников, В.Г. Дневник творческого развития [Текст] / В.Г. Ражников. - М.: Просвещение, 2000. – 203 с.
38. Регуш Л.А. Проблемы подростков. Санкт-Петербург, 90-е годы // Наш проблемный подросток. Санкт-Петербург.: Союз, 1998. ред. Н. А. Кумаева.- М.: Просвещение, 1986. - 240 с.
39. Регуш Л.А., Орлова А.В. Педагогическая психология. Под ред. Регуш Л.А., Орлова А.В. Санкт-Петербург: Питер, 2010.
40. Ретгородский, Б.Д. Что может музыка [Текст] / Б.Д. Ретгородский // Музыка в школе. – 2004. - № 4. – С. 61 – 64.
41. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. Москва: Издательская корпорация «Логос», 1999.
42. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.
43. Трацевская, Е. Система интегрированных уроков искусства [Текст]/ Е. Трацевская // Искусство. - 2008. - № 1. - С. 71 - 74.
44. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Н.А.Ветлугиной.- 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 207 с., ил.
45. Эстетическое воспитание школьников [Текст]: вопросы теории и методики / под ред. М. Д. Таборидзе. - М.: Педагогика, 1988. – 104 с.
-
Марченко, Е. Восприятие единого эмоционального тона разными видами искусств [Текст] / Е. Марченко // Искусство в школе. – 2008. - № 5. - С. 69 – 70. ↑
-
Нурутдинова, А. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства на уроках художественного цикла и во внеучебной деятельности [Текст] / А. Нурутдинова // Искусство в школе. - № 1. – 2007. – С. 64 – 66. ↑
-
Лихачёв, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников [Текст]: учебное пособие по курсу для студентов педагогических институтов / Б. Т. Лихачёв. – М.: Просвещение, 1985. –С. 5. ↑
-
Марченко, Е. Восприятие единого эмоционального тона разными видами искусств [Текст] / Е. Марченко // Искусство в школе. – 2008. - № 5. - С. 74 – 76. ↑
-
Основы эстетического воспитания [Текст]: пособие для учителя / подред. Н. А. Кумаева.- М.: Просвещение, 1986. - 240 с. ↑
-
Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников [Текст]: учебное пособие по курсу для студентов педагогических институтов / Б. Т. Лихачёв. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с. ↑
-
Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих способностей [Текст] / Сост. Т.А. Барышева, В.А. Щекалов. – Д.: Феникс, 2004. – 416 с. ↑
-
Ильина, Е. Воспитание искусством [Текст] / Е. Ильина // Искусство в школе. - 2009. - № 1. - С.13 - 15. ↑
-
Ильина, Е. Воспитание искусством [Текст] / Е. Ильина // Искусство в школе. - 2009. - № 1. - С.163. ↑
-
Арсенина Е.Н. Музыка. 1 – 7 классы: тематические беседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека [Текст] / авт.-сост. Е.Н. Арсенина. - Волгоград: Учитель, 2009. – 205 с. ↑
-
Ильина, Е. Воспитание искусством [Текст] / Е. Ильина // Искусство в школе. - 2009. - № 1. - С.21. ↑
-
Лихачёв, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников [Текст]: учебное пособие по курсу для студентов педагогических институтов / Б. Т. Лихачёв. – М.: Просвещение, 1985. – 54 с. ↑
-
Воспитание и образование в современной школе [Текст]: материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных / под. ред. О.Ю. Елькиной.- Новокузнецк: Искусство КузГПА, 2006. - 349 с. ↑
-
Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М.: ТЦ «Сфера», 2000, С. 135. ↑
-
Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М.: ТЦ «Сфера», 2000, С. 136. ↑
-
Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия /Сост. И.В.Дубровина А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. М.: Издательский центр «Академия», 1999, С. 111-112. ↑
-
Там же. ↑
-
Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000, С. 143. 46 Там же. С.144. ↑
-
Козакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество:/Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией/. Пособие для воспитателя дет. сада. -М.:Просвещение,1985.- С. 45. ↑
-
Павлова О.В., Попова Г.П. Изобразительное искусство. 1-8 классы: развернутое тематическое планирование по программе В. С. Кузина. М.: Учитель. 2012. – 95 с. ↑
-
Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Н.А.Ветлугиной.- 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985. – С. 45 ↑
-
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., перепаб. И доп. – М.: Издательский центр «Академия» , 2000. – С. 45. ↑
-
Павлова О.В., Попова Г.П. Изобразительное искусство. 1-8 классы: развернутое тематическое планирование по программе В. С. Кузина. М.: Учитель. 2012. – 78 с. ↑
-
Муллакаева И.Р. Значение национального декоративно-прикладного искусства в эстетическом развитии детей // Современная научная мысль. 2013. №2. ↑
-
Буйлова Л.Н. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт. М.: 2002.С.54. ↑
-
Давыдова Е.В. Искусство разработки проектов.//Информатика и образование. - №8. – 2005. – С. 15. ↑