Файл: Эстетическое воспитание детей в учебной (внеучебной) деятельности.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 203
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты эстетического воспитания младших школьников
1.1 Педагогический подход и проблема эстетического воспитания
1.2 Возрастные особенности младших школьников
Глава 2 Методы и подходы к эстетическому воспитанию в дополнительном образовании
2.1 Методы эстетического воспитания в дополнительном образовании
2.2 Содержание рабочей программы педагогов дополнительного образования
2.3 Проектная технология в дополнительном школьном образовании
Для того, чтобы занятия осуществлялись в эмоционально адекватной обстановке и позволяли уделить внимание каждому участнику обучения, поскольку этот нюанс предусматривает использование игровых ситуаций и позволяет применение различных методов и приемов обучения. Важной задачей в таком случае является развитие творческих возможностей обучаемых, в рамках чего учитывается формирование опыта репродуктивной деятельности на первых уровнях усвоения и становления активности овладения обобщенными умениями, позволяющими создание изображений. Как показывает длительная практика, - эмоциональное «включение» педагога, его образное пояснение ситуации помогают в осмыслении путей и форм творческой деятельности по представлению.
На занятиях по декоративно-прикладному творчеству желательно не использовать образцы, так как они могут приучать к автоматическому воспроизведению копии. Рекомендации показа способов создания изображения важны тогда, когда какие-либо приемы неизвестны обучающимся. Овладение обобщенными способами создания изображений облегчает решение изобразительных задач обучающимся, и потому анализ результата в каждом конкретном случае реализации целей урока необходим. Творческая деятельность учащихся направлена на создание качественно новых ценностей, важных для формирования личности.
Ведущей педагогической идеей методики является совершенствование развития творческих способностей детей на уроках декоративно-прикладного творчества. Главную цель методики мы можем выделить – это развитие способностей детей через творческие задания.
Достижение цели возможно через осуществление следующих задач: 1. овладение учащимися знаниями элементарных основ декоративноприкладной работы; 2. ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства и народного искусства, например, таких как: «резьба по дереву», «выпиливание лобзиком», «роспись по дереву», «чеканка по металлу» и др.; 3. развитие у детей «художественного вкуса», изобразительных и творческих способностей, пространственного мышления; 4. воспитание интереса и любви к искусству. Важно использование различных подходов в работе: групповой, индивидуальный, дифференцированный и др. Анализ необходимо проводить на каждом занятии при активном участии обучающихся. Обсуждение надо проводить эмоционально, зная, что педагог способен направлять комментариями оценочную деятельность обучающегося на осознание степени достижения целей. И тем более важно периодически анализировать работы учеников совместно с их родителями. Подобная практика позволяет родителям узнавать об интересах ребенка больше и осознавать овладение средствами изобразительной деятельности в отношении собственных детей, видя их отношение к миру, отображаемое выразительными средствами искусства. [24]
К концу обучения у детей должно формироваться эстетическое восприятие: обучающиеся видят и осознают красоту окружающего мира и способны к выражению ее особыми средствами искусства. В их мышлении должны сформироваться основания анализа собственных действий, настойчивости в достижении целей и аргументации оценки своих работ. Дети должны уметь придумывать содержание своей работы, дополнять получаемые изображения важными деталями для создания выразительной передачи их особенностей, для чего использовать средства искусства, понимать процесс формообразования в искусстве. У детей нужно развивать восприятие цвета и композиционные умения, предлагая различные цветовые решения задачи изображения. Они должны уметь использовать разные изобразительные материалы и их сочетания, разнообразные способы изображения и формообразования, овладеть доступными им средствами выразительности на 1, 2 уровнях усвоения: в рисунке - линии разного характера, различные штрихи, цветовые пятна; в аппликации - вырезывание по частям, силуэтом; в лепке – передача пропорций, позы, движения. Учитывая особенности эстетического развития обучающихся, определяемые их возрастом, необходимо обращать внимание на чувствительность детей к конкретным типам воздействия. Своевременное вовлечение ребенка в создание изображений и пластических форм способствует становлению различения контуров, линий, цвета и др. В этот период ребенок особо эмоционален и пластичен. Он предпочитает яркий цвет и громкий звук, формируя собственные попытки выражения отношения к воспринимаемому. Ребенок впечатлителен, эмоционален и вместе с тем пластичен. Отдавая предпочтение яркому цвету, он делает попытки выразить свое отношение к воспринимаемому миру в силу развития познавательного интереса.
Тем не менее, если не поддерживать стремление ребенка на уровне специалистов, квалифицированно определяющих необходимость и конфигурацию эстетического в жизни человека, то рано определяемая образовательная траектория может угаснуть. Только в целостной системе комплекс методов, средств и форм может обеспечить полноценное эстетическое воспитание ребенка. Учителю необходимо комбинировать и использовать все методы, чтобы обеспечить комплексное развитие ребенка как субъекта педагогического процесса. Для развития и повышения уровня эстетического воспитания, учитывая все перечисленные аспекты методики нами была оформлена учебная программа занятий по декоративно-прикладному творчеству «Рукодельница» в рамках дополнительного образования в школе.
2.2 Содержание рабочей программы педагогов дополнительного образования
Педагогическая целесообразность Развитие познавательной активности творческих способностей на основе традиционной народной культуры становится все более актуальной в образовании подрастающего поколения. Данная программа разработана с учётом интереса к ручным работам, индивидуальных способностей и запросам каждого ребенка. Программа направлена на социальное, интеллектуальное, духовное и эстетическое развитие детей, приобщение их к народному декоративному искусству. Доказательство модификации программы Программа «Вязание крючком» является модифицированной, составлена на основе программы «Пособие для учителя», «Кружок вязания крючком» Еременко Т. И. Министерство просвещения – 1988год. современных образовательных стандартов, многолетнего педагогического опыта работы по данному направлению. Модифицированная программа основана на внесении новых разделов в программу: «Филейное вязание», «Брюггские и Вологодские кружева», «Вязание бисером» и. т. д.
На сегодняшний день программа является актуальной, так как ее целеполагание неразрывно связано с возникшим интересом к декоративно – прикладному искусству. Новизна программа состоит в том, что дети, занимающиеся в творческом объединении, не только вяжут модели, но и получают знания и умения для рационального ведения домашнего хозяйства. Этому способствует опережающее обучение и тесная связь с различными образовательными предметами (математика, черчение, технология, история, биология). Проблема школы: Обучение и воспитание – целенаправленное взаимодействие педагогов, обучающихся, родителей как творческое содружество единомышленников.
Цели и задачи программы
Цель: Создание условий для становления устойчивой, физически и духовно здоровой творческой личности со сформированными ключевыми компетентностями, готовой войти в информационное сообщество, способной к самоопределению в обществе. Социализация личности и развитие творческих способностей учащихся на основе традиционной народной культуры.
Педагогические условия реализации
Реализация целеполагания программы достигается выполнением следующих педагогических принципов.
Принципы, направленные на поддержку индивидуального развития ребенка:
Принцип самоактуализации – поддержка стремления детей к проявлению и развитию своих природных и социально – приобретенных возможностей к декоративно – прикладному творчеству.
Принцип индивидуальности – развитие индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
Принцип субъективности - используя на занятиях задания различной сложности, создание условий на занятиях, где каждый участник образовательного процесса чувствовал бы себя умельцем, мастером своего ремесла.
Принцип выбора – чтобы узнать свои способности, предоставление ребенку возможности выбора: выбора вида деятельности, изделия, материалов, сроков и темпов работы.
Принцип творчества и успеха – создание для ребенка «ситуации успеха», достижение успеха способствует формированию позитивной «Я – концепции» личности ребенка.
Принцип доверия и поддержки – создание доброжелательной обстановки, обстановки сотрудничества педагога и учащихся, создание условий для решения ребёнком следующих задач – самосознание, самоуправление.
Принципы обучения:
Принцип развивающего обучения – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности ребёнка и на их реализацию, работа педагога с опорой на зону ближайшего развития ребенка.
Принцип систематизации и последовательности требует от педагога такой организации обучения, при котором изложение учебных программ ведётся в строгом логическом порядке, обучающийся последовательно овладевают знаниями, умениями и навыками и одновременно применяют их на практике. Обучение проводится по спирали, каждый последующий образовательный виток проходит на более высоком уровне.
Принцип наглядности – реализация данного принципа играет огромную роль при организации занятий с младшими школьниками, так как освоение окружающего мира у них происходит через предметы, наглядности. При объяснении материала обязательным условием является показ образца, ярких иллюстраций, использование инструкционного и технологического материала, карточек – заданий.
Принцип доступности – немаловажное значение в организации творческой деятельности имеет доступность предлагаемых творческих задач и заданий. Сложность их должна быть строго согласована с «шагом» творческого развития ребёнка. Психологией установлено, что каждый человек имеет свой, присущий только ему «шаг» творческого развития, а тем более ускорение приводит нежелательным последствиям.
Принцип связи обучения с жизнью – реализация данного принципа предусматривает закрепление и расширение знаний о декоративно – прикладном творчестве, профессии, производстве.
Принцип организованного самообразования – данный принцип предусматривает овладение детьми способами самостоятельного получения знаний, инструментом познания, интеллектуальными умениями: то есть умением анализировать, сравнивать, обобщать, применять приёмы сравнения.
Основные формы и методы организации образовательного процесса При организации творческой деятельности школьников наиболее адекватными способами педагогической деятельности являются методы и приёмы, которые отвечают таким требованиям, как:
- Деятельностный практика – ориентированный характер; - Направленность на поддержку индивидуального развития ребенка. - Предоставление учащимися необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений. - При работе с младшими – репродуктивный (при объяснении новых тем, при объяснении новых технологических операций и т.д.); - Частично – поисковый (творческий) – использование творческих знаний; - По источнику передачи содержания используются словесные (диалог, беседа), практические и наглядные методы; - Методы на основе структуры личности – личностно- ориентированный подход; - Проектный метод.
Формы организации занятий: - коллективная – первые занятия в творческом объединении; - индивидуально – самостоятельная работа: - групповая – итоговые занятия по каждой теме; - кооперативная – игры, мини- соревнования и т.п.
С целью повышения познавательной активности учащихся используются следующие методы и формы организации занятий. - Метод дифференцированного обучения (по каждой теме подготовлены задания различной сложности, что позволяет педагогу развивать устойчивый интерес к занятиям у детей с различными индивидуальными возможностями и способностями); - Методы привлечения индивидуального опыта детей (беседы, лекции, диспуты, игры – конкурсы); - Самостоятельная творческая работа (изготовление моделей по собственному замыслу); - Коллективная работа (создание коллективных проектов на заключительных занятиях).
Виды оценки результативности учебных занятий Программа предусматривает использование форм и методов системно – результативного контроля деятельности, участие в защитах проектов, участие в конкурсах, выставках. Оценивается результативность учебных занятий по входному, текущему и итоговому контролю. Цель входного контроля диагностика имеющихся знаний и умений. Формы оценки диагностическое анкетирование, устный и письменный опрос, собеседование. Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала. Формы оценки: текущие, тестовые задания, собеседования. В практической деятельности результативность оценивается качеством эстетично оформленных стендовых моделей.