Файл: Эстетическое воспитание детей в учебной (внеучебной) деятельности.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 213
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты эстетического воспитания младших школьников
1.1 Педагогический подход и проблема эстетического воспитания
1.2 Возрастные особенности младших школьников
Глава 2 Методы и подходы к эстетическому воспитанию в дополнительном образовании
2.1 Методы эстетического воспитания в дополнительном образовании
2.2 Содержание рабочей программы педагогов дополнительного образования
2.3 Проектная технология в дополнительном школьном образовании
Введение
Б.М. Неменский писал: «Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, – такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 – 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим». [1]
Данные слова говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 – 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. «Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов». Эстетическое воспитание – одно из средств всестороннего развития личности. Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей.[2]
Значительное внимание вопросу эстетического воспитания уделяли и уделяют многие ученые: Б.Т.Лихачев, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Б.М.Теплов, Т.Г.Козакова, Н.П.Сакулина, Н.А.Ветлугина, Б.М.Теплов, В.С.Воронов Л.П.Тарасова, М.А.Некрасова, А.Б.Салтыков и другие. [3]
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. А формировать личность и эстетическую культуру, – отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры, – особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы. Б.М. Неменский выделил особенность системы эстетического воспитания вписывающиеся в педагогический подход. Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели необходимо: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника».[4]
Но у всякой системы есть основа, некие столпы на которые она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания можем выделить искусство: музыка, архитектура, скульптура, живопись, танец. Музыка, живопись и танец, в отличие от других предметов, снимают перегрузку, улучшают физическое и душевное состояние детей и даже повышают общую успеваемость. [5]
Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами. Музыка как интегративный предмет органически вбирает в себя изучение собственно музыкальных произведений, историю, теорию музыки, а также простейшие навыки исполнительства в области пения и игры на музыкальных инструментах. Изобразительное искусство как комплексный предмет объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения. Танцевальное искусство способствует физическому развитию детей, развитию их танцевальных способностей, помогает эстетическому воспитанию. Каждый вид искусства и искусство вообще обращено к любой человеческой личности. А это предполагает, что любой человек может понимать все виды искусства.
Педагогический подход этого мы понимаем в том, что нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом искусства. Только совокупность их может обеспечить нормальное эстетическое воспитание. Это, конечно, вовсе не значит, что человек должен непременно испытывать одинаковую любовь ко всем видам искусства и принимать их6.
Встреча с явлением искусства не делает человека постепенно духовно богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и человеку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции, чувства, испытанные от встречи с увлекательными объектами культуры. Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к опыту прошлых поколений, накопленному в культуре по средствам различных педагогических подходов, можно воспитать образованного, высоконравственного, разносторонне развитого современного человека.
Цель работы – выявление возможностей декоративно-прикладного творчества как предмета в дополнительном образовании школы в эстетическом развитии и воспитании школьников.
Объектом исследования в данной работе является педагогический процесс эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет – декоративно-прикладное творчество как средство эстетического воспитания дошкольников.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи работы:
- изучить и обобщить педагогический опыт по данной теме;
- раскрыть понятие и критерии эстетического воспитания;
- выявить возрастные особенности младших школьников;
- изучить формы, методы и средства эстетического воспитания;
- рассмотреть декоративно-прикладное творчество как средство эстетического воспитания;
- определить программу занятий по декоративно-прикладному творчеству;
- показать важность и значимость эстетического воспитания в развитии дошкольников.
Гипотеза. Эстетическое воспитание эффективно, если использовать в учебной деятельности средства декоративно-прикладного творчества.
Методы исследования: 1.Теоретический анализ литературы; 2.Наблюдение; 3.Педагогический эксперимент; Структура работы. Работа состоит из оглавления, введения, двух частей – теоретической и практической, заключения и списка литературы.
Глава 1 Теоретические аспекты эстетического воспитания младших школьников
1.1 Педагогический подход и проблема эстетического воспитания
Данную работу стоит начать с того, что такое эстетическое воспитание и как оно вписывается в педагогический подход. Педагогический подход – это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого учителем взаимообщения с учащимися, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности. Педагогические подходы в образовании и воспитании необходимы, так как ориентированы на развитие условий самореализации личности в мире обновляющихся коммуникаций, связей и взаимоотношений в образовательных системах; на предметное и социально-педагогическое обеспечение развивающей и организующей социальной среды. Это напрямую переплетается с эстетическим воспитанием, так как эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное; оно важно еще и потому, что связано со многими сторонами воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного.
Несомненно, что все данные качества развивают и формируют всесторонне развитую личность в обществе, способствуют эффективной социализации ребенка. Взрослые и дети, родители и дети, педагоги и их воспитанники постоянно соприкасаются с эстетическими явлениями в обществе.
В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении, обобщая все, можно сказать в культуре общества – где есть прекрасное и безобразное, трагическое и комическое. Это играет важную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми, выступает в роли некого своего – родного. Безобразное отталкивает, является другим – чужим.
Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками. Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Понятие «эстетика» исходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством)8. Философы – материалисты (Д. Дидро и Н.Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. [6]
Эта категория легла в основу системы эстетического воспитания. В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой, что самое главное перед современным учителем России. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. В использованной литературе существует множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания, множество педагогических подходов. Их труды следует рассмотреть. В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве». [7]В книге «Общие вопросы эстетического воспитания в школе» под редакцией известного специалиста по эстетическому воспитанию В.Н. Шацкой, имеется вывод: «Педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать, и оценивать красоту в окружающей действительности – в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства». [8]
В обоих определениях мы видим главное, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. В первом определении отсутствует деятельная или созидательная сторона эстетического воспитания, а во втором определении подчеркивается, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни. Д.Б. Лихачев в своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» опирается на определение, данное К. Марксом: «Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты». Д.Б. Лихачев в своем труде уделяет особое внимание ведущей роли целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и культуре, как и развитие его интеллекта и творческих способностей, возможно, как неконтролируемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознает эстетическую сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б.Т Лихачев, также как и многие другие педагоги, и психологи, считает, что только: «целенаправленное педагогическое эстетико– воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности». Существует множество различных определений понятию «эстетическое воспитание», они складывались на протяжении долгого времени в историческом процессе и не лишены своего исторической уникальности. Но рассмотрев более значимые и подходящие из них для современного времени, можно выделить основные маркеры, говорящие о его сущности эстетического воспитания.
Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия.
Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни (культуре), оценивать ее.