Файл: Эстетическое воспитание детей в учебной (внеучебной) деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 211

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Педагогический контроль

Чтобы отследить результативность усвоения учебного материала учащимися, в конце каждого блока тем проводится: - отчетная выставка в Т/О; - обыгрывание сцен с изготовленными моделями; - защита проекта и т.д.

Содержание программы 1-го года обучения

Цель: Научить ребят вязанию крючком используя различную пряжу, читать и записывать простую схему вязания, вязать несложные изделия.

Задачи: 1.

Образовательные:

- систематизировать и закреплять имеющиеся знания;

- сформировать трудовые умения и навыки, закрепить их на практике;

- расширить политехнический кругозор детей.

2. Развивающие:

- способствовать развитию любознательности;

- развивать память, воображение, творческие способности, волевые качества (активность, целеустремлённость, эмоциональную устойчивость);

- развитие фантазии, художественного вкуса.

3. Воспитательные:

- воспитывать культуру труда;

- формировать гражданственность и патриотизм;

- формировать духовную культуру и нравственность. Вводное занятие (2 часа)

История развития художественного вязания. Знакомство с планом работы кружка и правилами поведения в кабинете. Показ готовых моделей, выполненных учащимися прошлых лет.

Техника безопасности

Понятия о материалах и инструментах (10 часов)

Основные виды пряжи применяемые для вязания (натуральные и искусственные волокна), виды крючков, выбор номера крючка и пряжи, фурнитура и другие принадлежности применяемые при изготовлении моделей. Как распустить вязаное старое изделие и что можно связать из этой пряжи.

Практическая работа:

Первая практическая работа с инструментами, материалами применяемые в Т/О. Техника безопасности при работе с крючком, ножницами и пряжей. Вязание воздушных петель и вязание столбиком без накида, запись условных обозначений в тетрадь. Вязание плотного узора (40 часов) Сведения о ручном и машинном вязании. Чем отличаются х/б нити от шерстяных? Беседа о декоративно – прикладном творчестве. Практическая работа Вязание плотного узора столбиком без накида, соблюдение ровности полотна. Вязание кошелька. Освоение навыков в прибавлении и убавлении столбиков, вязание круга, квадрата, пятиугольника. Выполнение прихватки в виде солнышка. Тамбурное вязание (24часа)

Расширенное понятие о объеме, форме, оформлении изделия. Сопоставление форм окружающих предметов с образцами готовых изделий. Рациональность форм в живой природе. Практическая работа. Вязание объёмного изделия. Вязание игрушки по схеме и по описанию вязания. Оформление изделия. Оформление альбома с образцами. Ажурное вязание (46 часов) Беседа о разновидности кружевоплетении, подбор нитей, крючков. Знакомство со схемами ажурного вязания, умение записывать схемы ажурного вязания в тетрадь и учиться, по схеме вязать изделие.


Практическая работа.

Вязание ажурных узоров по схеме. Изготовление простой ажурной салфетки. Вязание ажурной игольницы и подставки. Оформление альбома с образцами вязания. Экскурсии, выставки, ярмарки. (10 часов) Экскурсии на природу, выставки к школьным и районным мероприятиям, ярмарки – продажа готовых изделий. Культурно – досуговая деятельность. (10 часов) Посещение выставок, участие в школьных и сельских праздниках, родительское собрание, чаепитие.

Итоговое занятие. (2 часа) Обсуждение и подведение итогов работы за год. Подготовка работ к выставке. Предполагаемый результат по 1 году обучения.

В конце 1-го года обучения учащийся должен знать: -историю возникновения вязания; - основные приёмы вязания крючком; - условные обозначения; - читать простую схему вязания; - правила безопасности при работе с колюще-режущими инструментами. Уметь: - вязать изделие по несложной схеме; - вязать объёмные игрушки – сувениры; -записывать схему вязания в тетрадь.

Педагогический мониторинг

В конце учебного года для определения результативности усвоения программы, учащиеся на основе изготовленных моделей создают композицию, которая представляется на выставку ДДТ.

Содержание программы 2-го года обучения

Цель:

Научить конструировать и моделировать плечевое изделие, освоить новые виды вязания.

Задачи:

1. Образовательные:

- обучить основам дизайна и эстетики;

- систематизировать и закрепить имеющиеся знания;

- расширить кругозор о декоративно - прикладном искусстве, сформировать трудовые умения и навыки, закрепить их на практике.

2.Развивающие:

- способствовать развитию интереса к декоративно-прикладному творчеству;

- развивать эмоциональную устойчивость, целеустремленность учащихся; развивать и формировать художественный вкус;

3. Воспитательные:

- воспитывать культуру труда;

- формировать жизненную позицию и способностей регулировать содержание своей жизни;

- содействовать эстетическому воспитанию.

Введение (3 часа) Декоративно – прикладное и художественное творчество в моделировании одежды. Задачи и содержание деятельности ТО, организация и порядок работы. Техника безопасности.

Конструирование (9 часов) Силуэт и стиль в одежде, требования, предъявляемые к одежде.

Практическая работа.

Снятие мерок для построения чертежа плечевого изделия.

Построение чертежа жилета. Выбор модели, схемы вязания, вязание пробного раппорта. Вязание жилета (60 часов) Декоративное искусство в моделировании и проектировании одежды. Эстетические требования к моделям изделия.


Практическая работа.

Выбор модели, запись схемы вязания, построение чертежа жилета, вязание жилета, соединение деталей, оформление изделия. Конкурс на эстетически оформленное изделие. Ажурное вязание (57 часов) Беседа о декоративно – прикладном искусстве, подбор нитей, крючков для вязания ажурного изделия. Как накрахмалить салфетку, скатерть. Как гладить вязаные изделия.

Практическая работа. Вязание ажурной салфетки, косынки, летнего топика. Оформление изделий. Анализ выполненных работ. Филейное вязание (21 час) Беседа о разновидности в вязании. Знакомство с филейным кружевом, разбор схемы вязания. Практическая работа. Запись схемы вязания в тетрадь, вязание панно. Оформление изготовленной модели. Вязание бисером (30 часов) История возникновения бисера. Виды рукоделия с использованием бисера.

Практическая работа: Выбор модели вязания. Нанизывание бисера на нить, вязание чехла на телефон. Оформление готовой модели. Конкурс на лучшую модель. Экскурсии, выставки, ярмарки (18 часов) Экскурсии на природу, выставки к школьным и районным мероприятиям, ярмарки – продажи. Культурно – досуговая деятельность (15 часов) Посещение выставок, участие в праздничных мероприятиях школы и села, родительские собрания, чаепитие.

Итоговое занятие (3 часа) Обсуждение и подведение итогов работы за год. Подготовка работ к выставке. Обсуждение, перспектив работы кружка в следующем учебном году.

Предполагаемый результат 2 года обучения

В конце 2года обучения учащийся должен знать: - технику вязания по простой выкройке; - технику ажурного вязания; - технику филейного вязания; - технику вязания бисером; - правила безопасности при работе с колюще – режущими инструментами; - основы дизайнерского оформления своих моделей;

Уметь: - снятие мерок для построения плечевого изделия; - построение выкроек и вязание по ним деталей одежды; -записывать схемы ажурного и филейного вязания; - вязать по схеме модели; - анализировать выполненные модели.

Педагогический мониторинг

В конце года для определения результативности усвоения программы, учащиеся на основе созданных моделей создают композиции, которые представляются на районные и областные выставки.

Содержание программы 3-го года обучения

Цель: Научить моделированию и проектированию модели одежды, аксессуаров домашнего обихода, быть рачительной хозяйкой дома.

Задачи: 1.

Образовательные:

- систематизировать и закрепить имеющиеся знания;

- обучить основам моделирования;


- обучить основам дизайна и эстетики;

2. Развивающие:

- уметь формировать и ставить задачи;

- способствовать развитию у детей эстетического мышления;

- расширить политехнический кругозор детей;

3. Воспитательные:

- воспитывать культуру труда;

- формировать жизненную позицию и способность регулировать содержание своей жизни;

- содействовать трудовому воспитанию и социализации обучающихся.

Введение (3 часа)

Беседа о том, как представляют учащиеся одежду делового стиля, вечернего туалета, повседневной одежды, аксессуаров к одежде.

Какой должна быть хозяйка в доме, что должна знать и уметь делать. - Материалы, инструменты, оборудование, приспособления; - Правила поведения в кружке Т/О.

Конструирование (12часов) Что такое мода, что такое костюм? История развития одежды, цветовые сочетания. Практическая работа: Измерение фигуры, снятие мерок для построения чертежа джемпера.

Выбор модели джемпера. Построение чертежа джемпера. Запись схемы вязания в тетрадь, вязание пробного раппорта. Вязание одежды (42часа) Декоративно – прикладное творчество в современных направлениях моды.

Практическая работа:

Для построения схемы прямой модели необходимо снять следующие мерки:

- обхват груди (ОГ) – 100см;

- обхват шеи (ОШ) – 42см;

- обхват кисти у запястья (ОК) – 18см;

- длина плеча (ДПл) – 13см;

- длина рукава (ДР) – 60см;

- длина изделия (ДИ) – 65см;

- ширина рукава (ШР) – 56см; 1/2ШР -28см.

Вязание деталей джемпера, соединение деталей, отделка изделия. Конкурс на лучшую работу. Ажурное вязание. (39 часов) Беседа о роли декоративно прикладного искусства в различных направлениях моды. Практическая работа: Запись схемы вязания в тетрадь, вязание пробного мотива. Вязание скатерти из отдельных мотивов. Оформление изделия, анализ работы. Филейное вязание (30 часов) Беседа о разновидности узоров вязания крючком. Филейное вязание – этот вид вязания имитирует филейную вышивку.

Практическая работа:

Чтение схемы вязания картины, расчёт воздушных петель, набор воздушных петель. Вязание картины «Корзина с фруктами». Оформление картины. Вологодские кружева (30 часов) Историческая справка о возникновении вологодских кружев. Практическая работа: Чтение схемы вязания вологодского кружева, запись схемы вязания в тетрадь. Вязание салфетки тесьмой вологодского кружева. Отделка изделия, крахмаление и глажка салфетки. Вязание бисером (24часа) История возникновения бисера. Виды рукоделия с использованием бисера. Практическая работа: Выбор модели, нанизывание бисера на нить. Вязание вазы столбиком без накида. Оформление модели. Экскурсии, выставки, ярмарки (12часов) Экскурсии на природу, выставки к школьным и районным мероприятиям, ярмарки – продажи. Культурно – досуговая деятельность (21час) Посещение выставок, участие в праздничных мероприятиях школы и села, родительские собрания, чаепитие.


Итоговое занятие (3часа)

Подведение итогов за год. Перспективы кружка на следующий год. Предполагаемый результат по 3 году обучения. В конце 3-го года обучения учащийся должен знать: - технику вязания вологодского кружева; - технику филейного вязания; - технику ажурного вязания; - основные приёмы конструирования; - технику вязания бисером; - правила безопасности при работе с колюще – режущими инструментами; - требования по безопасности при использовании электробытовых приборов; Уметь: - снять мерки для построения чертежа изделия; - построить выкройку по данному размеру; - вязание по выкройкам деталей одежды; - самостоятельно записывать схему вязания и вязать по схеме изделие; - работать с литературой; - создавать композиции; - анализировать выполнение изделий. Педагогический мониторинг В конце года для определения результативности усвоения программы работы учащихся выставляются на районных и областных выставках.

Методическое сопровождение программы Методические рекомендации по проведению занятий Художественное вязание крючком – основное содержание программы. Совокупность знаний, умений, навыков, полученных в ходе обучения по данной программе, должна стать арсеналом искусства вязании крючком. Обычно занятия в творческом объединении начинаются с теоретической части: прежде всего, работа с литературой, затем рассказ руководителя по истории возникновения вязания и его разновидности. Вторая часть занятия практическая: учащиеся вяжут модели игрушек, наряды для кукол, декоративные изделия, сувениры, всевозможные аксессуары для кухни, одежду и т.д.

Учащиеся знакомятся с основными видами пряжи применяемые для вязания, как распустить и использовать старую пряжу, с основами цветового круга (основные, составные и дополнительные цвета), техникой ажурного, тамбурного, филейного вязания, вязания бисером, вологодские кружева, снятие мерок, построение чертежа модели, вязание деталей по выкройкам. Для полного и разностороннего общения немаловажно применять различные формы массовой работы, такие как викторины, диспуты и всевозможные игровые моменты. При проведении практических занятий руководитель отслеживает результаты работы детей, объясняет, показывает, т.е. управляет всем технологическим процессом.

Учебно-методический комплект - Готовые модели - Методические рекомендации - «Правила безопасности при работе с острым инструментом» - Шаблоны моделей - Чертежи выкроек - Схемы вязания моделей - Каталоги моделей - Вопросы ко всем темам занятий - Контрольные вопросы по итогам - Конспекты сценариев, викторин - Шаблоны схем вязания - Образцы эскизов модели - Конспекты открытых занятий - Альбомы со схемами и примерным вывязыванием отдельных элементов - Альбом с образцами