Файл: Ассортиментная политика предприятия (выбрать из ОКВЭД) промышленности (Понятие товарного ассортимента предприятия).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие товарного ассортимента предприятия
1.1 Ассортиментная политика предприятия
1.2 Управление ассортиментом предприятия в сфере торговли
1.3 Стратегии ассортиментной политики предприятия
Глава 2. Анализ ассортимента товаров ОАО «Хозяюшка»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Хозяюшка»
2.2 ABC-анализ ассортимента продовольственной секции ОАО «Хозяюшка»
Глава 3 . Пути повышения эффективности ассортиментной политики ОАО «Хозяюшка»
3.1 Мероприятия по совершенствованию ассортиментной политики ОАО «Хозяюшка»
Введение
Каждое коммерческое предприятие ставит целью получение максимального экономического эффекта от своей деятельности. Добиться этой цели можно только используя наиболее эффективные методы управления предприятием.
Борьба за клиентов в нынешних экономических реалиях является главной тенденцией и носит очень острый характер.
Компании реального сектора экономики вынуждены искать пути совершенствования механизма планирования ассортимента промышленного предприятия.
Покупатели предъявляют высокие требования к качеству продукции. Производственные и торговые предприятия, существующие в условиях конкурентной среды, вынуждены удовлетворять эти требования.
Грамотное отношение к выбору ассортимента компании является обязательным условием высоких экономических показателей.
На повестке дня стоит ключевой вопрос: как управлять ассортиментом предприятия? Для большинства предпринимателей и руководителей-хозяйственников еще важнее разобраться, как это делать предельно эффективно.[9, c.112]
Актуальность выбранной тематики исследования очевидна, так как при правильном выборе ассортиментной политики торгового предприятия будет максимальным образом удовлетворяться спрос его потребителей и в конечном итоге предприятие будет рентабельным.
Объектом исследования курсовой работы является ОАО «Хозяюшка», а предметом - ассортиментная и маркетинговая политика данного предприятия.
Я выбрала следующую структуру и содержание работы:
Первая глава посвящена теоретическому обзору исследуемой проблемы: раскрывается сущность и содержание ассортиментной политики промышленного предприятия в литературном аспекте, определяются ее цели, задачи и принципы, исследуются факторы, влияющие на выбор ассортиментной стратегии, технология планирования ассортимента товара на промышленном предприятии.
Во второй главе производится развернутый анализ ассортиментной политики ОАО «Хозяюшка».
Третья глава посвящена рекомендациям по повышению эффективности ассортиментной политики исследуемого предприятия. Она содержит сводный план мероприятий по совершенствованию данной политики.
И, наконец, в заключении я подведу итоги и сделаю выводы.
Целью курсовой работы является разработка эффективной ассортиментной политики фирмы, основанной на комплексном анализе его финансово-экономического состояния, и изучение теоретических аспектов выбранной темы.
Глава 1. Понятие товарного ассортимента предприятия
Товарным ассортиментом называют всю совокупность товарного ряда изделий, которые производятся и реализуются производственными предприятиями или розничными торговыми сетями.
Товарный ассортимент охватывает продовольственную и непродовольственную группы товаров. В его состав входит номенклатура товарных позиций множества производственных предприятий.
Управление товарным ассортиментом на предприятии является сложной задачей, справится с которой под силу только команде высококвалифицированных специалистов.
Товарный ассортимент подразделяется на ассортиментные группы. Эти группы отличаются друг от друга своими качественными и ценовыми характеристиками.[5, c.177].
Самый низкий уровень классификации составляют ассортиментные позиции.
Товарный ассортимент описывается следующими характеристиками:
ШИРИНА ассортимента – это суммарная величина множества товарных групп; данный показатель определяется числом сегментов рынка, которые охватывает компания;
НАСЫЩЕННОСТЬ ассортимента – это суммарная величина (количество) всех единиц товаров, входящих в ассортимент выпускаемой продукции на предприятии; этот показатель описывает величину заполнения конкретной марки товара в отношении всего ассортимента компании;
ГЛУБИНА ассортимента – общее количество позиций конкретного товара в пределах ассортиментной группы;
ГАРМОНИЧНОСТЬ ассортимента – показатель, характеризующий уровень сходства товарных позиций разных ассортиментных групп по потребительским, технологическим и организационным признакам;
РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ассортимента – показатель, описывающий возможности товарных позиций отвечать наиболее необходимым потребностям покупателей, по привлекательным ценам;
УСТОЙЧИВОСТЬ ассортимента – характеристика группы товаров удовлетворять стабильно высокий уровень спроса; как правило, такими позициями являются товары первой необходимости;
НОВИЗНА ассортимента – показатель, характеризующий актуальность товарного ассортимента, его соответствие текущим рыночным тенденциям.
Товарные группы и классификация товаров
Товарные группы имеют деление на товарные подгруппы, каждая из которых состоит из товаров близких по своему происхождению и функциональному предназначению.[2, c.256]
Внутри каждой подгруппы товарные позиции отличаются друг от друга по наименованиям, артикулам, сортам.
Товары по уровню спроса классифицируются таким образом:
товары каждодневного спроса;
товары периодического спроса;
товары редкого спроса;
товары сезонного спроса.
Грамотное формирование товарного ассортимента – главная задача отдела маркетинга каждого коммерческого предприятия. От его правильного составления во многом зависит прибыльность бизнеса.
Все ключевые стратегические решения менеджмента предприятия, такие как ценовая политика, выбор канала продвижения, реклама основываются на структуре ассортимента.
Ассортимент продукции предприятия обязан следовать актуальным рыночным тенденциям.[9, c.112]
1.1 Ассортиментная политика предприятия
Ассортиментная политика предприятия – деятельность, направленная на формирование ассортиментного ряда товаров компании.
Данное направление менеджмента призвано формировать ассортимент предприятия на основании анализа потребительского спроса и финансовых возможностей предприятия.
Ассортиментная политика основывается на стратегических задачах компании и являет собой формирование оптимального товарного предложения, которое может предоставить предприятие с учетом его финансовых, материально-технических и кадровых возможностей.
Целью ассортиментной политики считается создание наиболее рационального вектора развития товарной номенклатуры, соответствующей спросу покупателей в сфере деятельности предприятия.
Другими словами, ассортиментная политика компании – набор целей и задач развития производства, а также сбыта своей продукции. Все это составляет комплекс задач системы управления ассортиментом предприятия.
Ключевая задача ассортиментной политики предприятия состоит в оптимизации ассортиментного ряда в текущий и будущий периоды.
Факторы, влияющие на ассортиментную политику:
СПРОС. Низкие показатели продаж каких-либо товарных позиций могут привести к исключению существующих или добавлению новых товаров в ассортиментную линейку компании.
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ. Низкая рентабельность является одной из самых важных причин смены ассортимента реализуемой продукции.
ВОЗМОЖНОСТИ СБЫТА, связанные с нормативным регулированием продажи определенных видов товаров, требующих наличие лицензий или других разрешительных документов.[5, c.177].
Влияние маркетинга на ассортиментную политику
Качественные улучшения товаров у конкурентов мотивируют компанию к разработке аналогов таких изделий. Если она этого не сделает, то проиграет конкурентную борьбу.
Маркетинговый отдел работает в тесной связи с конструкторским отделом. Проектирование новых изделий должно основываться на рекомендациях специалистов по маркетингу.
Важным моментом в работе отдела маркетинга компании является анализ продаж с целью определения товаров, пользующихся наибольшей популярностью. Эти данные являются основой для составления производственной программы на следующий календарный период.
Необходимо грамотно оценивать возможности производственного оборудования. Большой ассортимент выпускаемых изделий требует расширения технического оснащения предприятия.
Нужно четко рассчитывать сроки окупаемости новых производственных мощностей и уже после этого принимать решение о целесообразности производить расширение ассортимента.
Управление ассортиментом предприятия максимально эффективно, когда ключевые решения учитывают соотношение спроса и предложения на текущий момент и при этом четко «вписываются» в общую стратегию развития предприятия.
Формирование товарного ассортимента не терпит ошибок стратегического характера.
Рост числа конкурентов приводит к ужесточению борьбы за покупателя. Падение спроса на определенные позиции приводит к корректировке ассортиментного предложения.
Предоставление широкого ассортимента по доступным ценам выгодно выделяет компанию на рынке и привлекает потенциальных клиентов. Для достижения этой цели применяется анализ ассортимента предприятия.
Необходимо использовать следующую особенность поведения покупателей: приобретать много разных товаров в одном месте, экономя, таким образом, время и транспортные расходы.
Ассортиментная политика предприятия должна учитывать такую особенность и предлагать широкий выбор товаров в местах реализации своей продукции.[7, c.152]
1.2 Управление ассортиментом предприятия в сфере торговли
Торговое предприятие также должно правильно соотносить финансовые возможности с желанием предоставить покупателю широкий ассортимент.
Поставщики и оптовые базы предоставляют выгодные условия поставки только при приобретении крупных партий товаров.
Чем шире ассортимент, тем с большим количеством поставщиков приходится работать компании. Большой ассортимент предполагает солидные финансовые возможности предприятия.
Компании, не обладающие большими оборотными средствами, должны сосредоточиться на более узких сегментах рынка.
Благодаря совершенствованию логистики и оптимизации поставок предприятия малого бизнеса могут поддерживать высокий уровень рентабельности.
Управление товарным ассортиментом на предприятии – важнейший аспект работы успешного бизнеса.
Маркетинговые отделы предприятий призваны к эффективному решению вопросов компании в области ассортимента. Применяя передовые методы исследования рынка, они проводят анализ потребительских предпочтений.
Результаты маркетинговых исследований становятся основой для выбора ассортиментной политики предприятия.
Виды ассортимента предприятия
По происхождению выделяют два вида ассортимента:
ПРОМЫШЛЕННЫЙ – номенклатурный ряд товаров, который производится в промышленном или сельскохозяйственном секторе экономики.
ТОВАРНЫЙ – номенклатурный ряд товаров, находящийся в обороте частного торгового предприятия.
По признаку широты охвата ассортимент классифицируется на следующие виды:
простой;
сложный;
групповой;
видовой;
марочный;
развернутый;
сопутствующий;
смешанный.
ПРОСТОЙ ассортимент – товарная корзина с малым числом групп, подгрупп и наименований. Такой ассортимент призван удовлетворять небольшие запросы клиентов.
СЛОЖНЫЙ ассортимент – совокупность товарных позиций, входящих в большое число групп, подгрупп и разновидностей.
Такой ассортимент представлен большим количеством наименований товаров, и призван удовлетворять самые разнообразные запросы покупателей.
ГРУППОВОЙ ассортимент – товарная корзина с общностью свойств и схожестью потребительских качеств товарных позиций.
ВИДОВОЙ ассортимент – совокупность товаров, которые удовлетворяют схожие потребности. Этот вид ассортимента является структурным элементом группового ассортимента.
МАРОЧНЫЙ ассортимент – товарная корзина схожих наименований, согласно маркам товаров. Этот вид ассортимента также является структурным элементом группового ассортимента.
РАЗВЕРНУТЫЙ ассортимент – комплекс товарных корзин, включающий большое число групп, подгрупп и наименований.
СОПУТСТВУЮЩИЙ ассортимент – совокупность товаров, выполняющих дополнительные функции. Этот ассортимент не является основным для данного предприятия.