Файл: Ассортиментная политика предприятия (выбрать из ОКВЭД) промышленности (Понятие товарного ассортимента предприятия).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие товарного ассортимента предприятия
1.1 Ассортиментная политика предприятия
1.2 Управление ассортиментом предприятия в сфере торговли
1.3 Стратегии ассортиментной политики предприятия
Глава 2. Анализ ассортимента товаров ОАО «Хозяюшка»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Хозяюшка»
2.2 ABC-анализ ассортимента продовольственной секции ОАО «Хозяюшка»
Глава 3 . Пути повышения эффективности ассортиментной политики ОАО «Хозяюшка»
3.1 Мероприятия по совершенствованию ассортиментной политики ОАО «Хозяюшка»
СМЕШАННЫЙ ассортимент – комплекс товарных групп, отличающихся большим числом функциональных характеристик.
В зависимости от уровня удовлетворения потребностей, ассортимент подразделяется на (1) рациональный и (2) оптимальный.
РАЦИОНАЛЬНЫЙ ассортимент – товарная корзина, удовлетворяющая наиболее важные потребности покупателей, и обеспечивающие при этом высокое качество жизни.
ОПТИМАЛЬНЫЙ ассортимент – товарная корзина, которая удовлетворяет насущные потребности покупателя, с высоким процентом эффективности.[11, c.212]
Анализ ассортимента продукции
Для проведения маркетинговых исследований, чаще всего применяется анализ товарного ассортимента предприятия с помощью матриц, рассчитанных компанией Boston Consulting Group.
Эти матрицы имеют хорошую репутацию у крупных торговых сетей.
Суть построения матрицы заключается в построении динамических зависимостей доли конкретного предприятия от процента рынка, который занимает наиболее крупный конкурент.
Матрица BCG разбита на ячейки четырех типов. Эти ячейки характеризуют значение групп товаров по их месту на рынке. Такие группы товаров получили следующие названия:
«Звезды»
«Дойные коровы»
«Собаки»
«Трудные дети»
ТАБЛИЦА 1. МАТРИЦА АНАЛИЗА АССОРТИМЕНТА ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
«Звезды» |
это товары, пользующиеся повышенным и стабильным спросом. Требуется акцентированное развитие таких товарных позиций, потому что от них во многом зависят показатели прибыльности компании. Сохранение темпов роста продаж таких товаров – обязательное условие повышения рентабельностихозяйственной деятельности. |
«Дойные коровы» – |
это товары, имеющие сходство со «звездами», но обладающие менее низкими темпами роста продаж. Такие товары обладают определенными преимуществами над товарами конкурентов, что делает их привлекательными для постоянных клиентов. Они занимают стабильную долю в общей корзине реализуемых товаров, и, соответственно, являются основными инструментами генерирования прибыли компании. Причем маркетинговые издержки «дойных коров» – незначительны. |
«Собаки» – |
это товары, являющиеся слабыми местами в ассортименте компании. Они обладают спросом ниже среднего уровня и требуют постепенного вывода из ассортиментной линейки предприятия. Данная группа товаров, ввиду невысоких объемов продаж, является причиной снижения рентабельности и требует внимательного анализа маркетинговой службы компании. Предприятие должно стремиться к исключению данной группы товаров из своего ассортиментного предложения. |
«Трудные дети» – |
это товары, являющиеся новичками на рынке и требующие больших инвестиций для развития. Несмотря на достаточно высокие темпы роста, они занимают низкий процент от всего объема продаж. Причиной этому является наличие на рынке аналогичных товаров у конкурентов, имеющих стабильную репутацию высококачественных товаров. Чтобы вывести такую группу товаров на лидирующие позиции, потребуются немалые инвестиции в их рекламное развитие. Следует четко соотносить размер необходимых вложений для развития и перспективы сместить с рынка товары конкурентов. |
Оптимальной считается ситуация, когда ассортиментный ряд компании представлен товарами, которые находятся на всех ячейках матрицы BCG. Благодаря этой матрице можно отследить сравнительную динамику продаж всей номенклатуры товаров предприятия.
Еще одним инструментом анализа продаж товарных позиций компании является матрица Ансоффа. Данный метод облегчает задачу выбора стратегии развития компании в сфере маркетинга.[5, c.177].
Матрица построена на зависимости актуальных и перспективных товарных групп компании и динамикой рынка, на котором они представлены.
1.3 Стратегии ассортиментной политики предприятия
Независимо от применяемого метода анализа, его результаты служат основой для выбора стратегии ассортиментной политики предприятия. Рассмотрим возможные стратегии.
Стратегия усиленного внедрения на рынок (интенсивный метод).Данная идея – основополагающий принцип любого предприятия. Все компании стремятся к усилению своей доли на рынке путем увеличения продаж. Выполнение этой задачи достижимо только за счет повышения эффективности бизнеса, снижения издержек и проведения качественной рекламной кампании.
Стратегия увеличения границ рынка (экстенсивный метод).
Данная идея предполагает завоевание компанией новых рынков, как внутри страны, так и за счет выхода на международные рынки.
Чтобы реализовать эту задачу, необходимо провести маркетинговые исследования и изучить уровень конкуренции в регионе предполагаемого внедрения своей продукции.
Стратегия совершенствования сбыта товара. Эта стратегия предполагает развитие каналов продаж, оптимизацию издержек на реализацию.
Применение высокоэффективных методов продаж, с учетом опыта конкурентов, обеспечивает повышение рентабельности в краткосрочной перспективе.
Стратегия диверсификации. Данная идея заключается в разработке и продвижении на рынок новых товарных позиций.
Это может быть совершенно новый продукт в отрасли или новинка для конкретной компании.
Эта стратегия носит рискованный характер, и является крайней мерой в маркетинговой политике. Стратегия предусматривает большие инвестиции и не предполагает быстрой окупаемости.
Формирование ассортимента предприятия
Формирование ассортимента – работа по созданию перечня товарных позиций, позволяющих предприятию, выходить на стабильно высокие показатели сбыта своей продукции.
Формирование ассортимента затрагивает вопросы цен, качества, возможностей гарантийного и сервисного обслуживания.
Процесс формирования ассортимента подразумевает несколько этапов:
определение актуальных и перспективных потребностей клиентов;
анализ покупательских настроений;
проведение глубокого анализа выпускаемой продукции в текущий момент, оценка и пересмотр всего ассортимента;
анализ ассортимента продукции предприятий-конкурентов;
принятие мер, связанных с вводом или выводом из ассортимента линейки конкретной товарной позиции;
анализ финансовых возможностей и принятие решение о выпуске новой продукции.
Формирование ассортимента оказывает непосредственное влияние на товарное предложение, которое, в свою очередь, должно удовлетворять существующий потребительский спрос.
Принцип планирования ассортимента состоит в том, чтобы производитель или торговая компания строили свой ассортимент, основываясь на актуальных потребностях рынка с учетом своих материально-технических и финансовых возможностей.
Номенклатура товаров предприятия должна соответствовать текущему и прогнозируемому спросу в профильной области компании.[11, c.316]
Функционирование системы управления ассортиментом направлено на формирование такого оптимального предложения, при котором материальные и финансовые возможности предприятия максимально полно удовлетворяли бы потребности покупателей в товарах.
Планирование товарного ассортимента является методом конкурентной борьбы.
Тот бизнес более успешен, который может грамотно анализировать текущий спрос, проводить маркетинговые исследования и составлять правильные прогнозы в сфере ассортимента, который будет пользоваться спросом у покупателей.
Ассортиментная концепция предприятия
Ассортимент продукции предприятия формируется на основании его ассортиментной концепции, которая является набором принципов предприятия в выборе направления выпускаемой номенклатуры товаров.
Ассортиментная концепция определяет методы эффективного удовлетворения покупательского спроса имеющимися в распоряжении компании материально-техническими и кадровыми ресурсами.
Данная концепция определяет ряд ориентиров, на основании которых, впоследствии, строится ассортиментная политика:
разнообразие номенклатуры выпускаемых изделий;
периодичность пересмотра ассортиментной линейки;
ценовой сегмент компании.
Задача ассортиментной концепции заключается в задании ориентиров, к которым будет стремиться предприятие. Эти ориентиры отображают оптимальную структуру ассортимента компании.
Цели, определенные ассортиментной концепцией, служат основой для написания программы развития в области управления ассортиментом предприятия.
Такая программа содержит ряд организационных мер, направленных на исключение из ассортимента нерентабельных товарных позиций.
Одним из важнейших инструментов повышения рентабельности бизнеса является оптимизация ассортимента производимой и реализуемой продукции.
Именно правильно подобранный ассортимент, отвечающий текущим рыночным условиям, помогает предприятию занять лидерские позиции в своей сфере.[7, c.152]
Глава 2. Анализ ассортимента товаров ОАО «Хозяюшка»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Хозяюшка»
ОАО " Хозяюшка " ИНН 5263058970 ОГРН 1075263001197 зарегистрировано 19.02.2007 по юридическому адресу 603003, Нижегородская область, город Нижний Новгород, улица Коминтерна, 176. Статус организации: ликвидирована. Руководителем является директор Юфанов Сергей Александрович (ИНН 772017687551). Размер уставного капитала - 535 866 рублей.
Организация состоит на учете в налоговом органе Инспекция Федеральной налоговой службы по Сормовскому району г.Нижнего Новгорода с 19 февраля 2007 г., присвоен КПП 526301001. Регистрационный номер в ПФР - 062057024978, ФСС - 520800708352261.
Учредительные документы: устав открытого акционерного общества «Хозяюшка». Форма собственности ОАО «Хозяюшка»: частная. Основными целями деятельности ОАО «Хозяюшка» являются:
- розничная и оптовая торговля широким ассортиментом товаров в целях максимального удовлетворения покупательского спроса населения и выполнения задания по приросту товарооборота;
достижение высокой эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия и получение прибыли, являющейся основным источником финансирования программ по техническому перевооружению и дальнейшему производственному развитию предприятия, а также источником для выплаты работникам предприятия социальных льгот, предусмотренных коллективным договором;
дальнейшее повышение уровня культуры обслуживания покупателей за счет постоянного наличия в продаже товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем; совершенствования торгово-технологического процесса; внедрения современного оборудования; недопущения фактов нарушения правил торговли; повышения материальной заинтересованности в достижении высоких результатов труда;
оптимизация деятельности отдельных подразделений и всего предприятия в целом, налаживание эффективного учета, контроля и перспективного прогнозирования с помощью компьютеризированной аналитики.
Для достижения своих целей торговое предприятие осуществляет различные виды деятельности.
Виды деятельности ОАО «Хозяюшка»:
розничная и оптовая торговля;
общественное питание;
хранение и складирование;
производство верхней одежды,
переделка швейных изделий;
грузовой транспорт.
В установленном законодательством порядке торговое предприятие осуществляет внешнеэкономическую деятельность.
Одним из основных направлений деятельности ОАО «Хозяюшка» является достижение высокой эффективности финансово-хозяйственной деятельности, и получение балансовой прибыли для обеспечения дальнейшего производственного и социального развития предприятия. Однако вся эта работа в конечном счете направлена на главную цель - поднять культуру отечественной торговли и сделать предприятие действительно современным торговым предприятием, где можно будет не только сделать покупки, но и интересно провести свободное время.
В таблице 4 представлены основные экономические показатели ОАО «Хозяюшка».
Таблица 4 - Основные экономические показатели ОАО «Хозяюшка»
Показатель, млн р. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Темп роста 2019 к 2017, % |
Темп роста 2019 к 2018, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Объем валового товарооборота |
|||||
в действующих ценах |
27 079 |
38 361 |
37 551 |
138,7 |
97,9 |
в сопоставимых ценах |
27 079 |
35 500 |
33 650 |
124,3 |
94,8 |
Объём розничного товарооборота |
|||||
в действующих ценах |
25 888 |
36 978 |
35 492 |
137,1 |
96,0 |
в сопоставимых ценах |
25 888 |
34 230 |
33 323 |
128,7 |
97,4 |
Издержки обращения |
4 715,6 |
6 425,5 |
6 235,3 |
132,2 |
97,0 |
в % к объему товарооборота |
17,4 |
17 |
16,6 |
- |
- |
Выручка от реализации продукции, работ, услуг |
5 487,7 |
7 295,5 |
7 154,1 |
130,4 |
98,1 |
в % к объему валового товарооборота |
20,3 |
19 |
19,1 |
- |
- |
Выручка от реализации продукции, работ, услуг (без НДС) |
4 992,9 |
6 927,7 |
6 832,2 |
136,8 |
98,6 |
в % к объему валового товарооборота |
20,2 |
18 |
18,2 |
- |
- |
Налоги, сборы, платежи (без подоходного налога) |
164,7 |
145,6 |
133,8 |
81,2 |
91,9 |
Чистый доход от реализации продукции, товаров, работ, услуг |
607,4 |
724 |
715 |
117,7 |
98,8 |
Рентабельность продаж, % |
2,35 |
1,89 |
1,9 |
- |
- |
Рентабельность реализованной продукции, товаров, работ, услуг, % |
12,88 |
11,2 |
10,7 |
- |
- |
Чистая прибыль (убытки) |
15,7 |
21,4 |
19,5 |
124,2 |
91,1 |