Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы прямого налогообложения
1.1. Прямые налоги: понятие и виды
1.2. Характеристика прямых налогов РФ
Глава 2. Практическое исследование развития прямых налогов, взимаемых с физических и юридических лиц
2.1. Развитие прямых налогов, взимаемых с физических лиц
2.2. Совершенствование прямых налогов, удерживаемых с юридических лиц
Введение
Актуальность темы исследования. Длительное время деление налогов на прямые и косвенные исходило из платёжеспособности лица, которая определялась доходом и имуществом. В настоящее время в основе деления налогов на прямые и косвенные лежит принцип переложения налогов, соответственно, соотношение налогов зависит от уровня их экономического развития.
Прямые налоги играют главную роль в формировании доходной части бюджетной системы, участвуют в перераспределении национального дохода. Прямые налоги устанавливают непосредственно на доход (заработную плату, прибыль, проценты) или имущество налогоплательщика (землю, строения, ценные бумаги). В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить такие налоги, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги на имущество как юридических, так и физических лиц и ряд других. В данном случае основанием для обложения служат владение и пользование доходами и имуществом.
Прямое налогообложение нацелено на стабильное и последовательное пополнение государственного бюджета, что составляет его основное достоинство. Главным недостатком является их открытость для плательщика, что влечет за собой желание последних скрыть реальное положение дел путем занижения налоговой базы и скрытия доходов. В последнее время регулярно налоговая система России подвергается различным изменениям, которые направлены на оптимизацию порядка исчисления и взимания налоговых платежей, на поиск оптимального соотношения прямых и косвенных налогов.
Степень научной изученности темы. Вопросам исследования теоретических аспектов прямого налогообложения в науке уделяется повышенное внимание. Среди них особое значение при написании работы имели труды В.И. Галанова, Н.Г. Ивановой, А.А. Копиной, А.В. Назаровой, Р.М. Петуховой, Э.С. Самариной.
Цель исследования – исследование места прямых налогов в налоговой системе РФ.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.Описать прямые налоги: их понятие и виды;
2. Рассмотреть характеристику прямых налогов РФ;
3. Выявить развитие прямых налогов, взимаемых с физических лиц;
4.Описать совершенствование прямых налогов, удерживаемых с юридических лиц
5. Обозначить перспективы развития прямого налогообложения в РФ.
Объектом исследования являются прямые налоги.
Предметом исследования явились экономические отношения, сложившиеся между налогоплательщиками и государством в области прямого налогообложения.
Методологическую основу исследования составили, прежде всего, общенаучные методы познания, такие как диалектический, системный, метод анализа и синтеза и статистические методы. Использование исследовательских методов в комплексе позволило полноценно раскрыть поставленные задачи дипломной работы и достигнуть цели.
Структура работы обусловлена целью и поставленными задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Теоретические основы прямого налогообложения
1.1. Прямые налоги: понятие и виды
Налоги считаются основным источником образования государственных финансов с незапамятных времен. Одновременно с изменением значения и роли налогов в экономической системе также происходила эволюция во взглядах и на саму суть налога. В XVIIIв. преобладало утверждение о том, что налог – это цена за оказываемые государством услуги своим гражданам. В XIX веке налогом считали пожертвование индивидуума в интересах государства. В ХХ веке основным считалось мнение о том, что налогом является принудительный сбор, который взимается государством, и используется на оплату государственных потребностей на основе действующего законодательства[1].
Налоговый Кодекс РФ (п.1 ст.8)[2] определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с предприятий и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, оперативного управления или хозяйственного ведения денежных средств, для финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».
Имеются разнообразные классификации налогов. Самое оптимальное значение в современной теории и практике налогообложения занимает классификация налогов по способу взимания[3]:
1. Прямые налоги, которые взимают с доходов или имущества плательщика (прямая форма обложения).
2. Косвенные налоги, которые включены в цену товаров, работ, услуг.
Также есть еще один вариант данных разделения прямых и косвенных налогов[4]:
1. Прямыми налогами называют подоходно-поимущественные налоги, то есть те которые налогоплательщик уплачивает самостоятельно, исходя из размера объекта налогообложения, расчета налоговой базы и использования налоговой ставки.
2. Косвенными налогами называют налоги на потребление.
Чтобы более детально рассмотреть сущность прямых налогов, нужно провести сравнительную характеристику налогов, которая представлена в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Сравнительная характеристика прямых и косвенных налогов[5]
Признак сравнения |
Прямые налоги |
Косвенные налоги |
Субъект правоотношений |
В правоотношениях из-за взимания налогов участвуют два субъекта: налогоплательщик и бюджет |
В правоотношениях из-за взимания налогов участвуют три субъекта: бюджет, юридический налогоплательщик как посредник, носитель налога |
Факторы, которые определяют размер налога |
Размер налогов напрямую зависит от финансовых результатов деятельности плательщика |
Размер налогов не зависит от финансовых результатов деятельности плательщика |
Объект налогообложения |
Данные налоги подоходно- поимущественные |
Объект данных налогов - обороты по реализации |
Современное представление о разделении налогов на прямые и косвенные развивалось не один век. Ниже представлена историческая эволюция представлений о критериях деления налогов на прямые и косвенные. Существует три критерия[6]:
1) критерий перелагаемости;
2) критерий способа налогообложения и взимания;
3) критерий платежеспособности.
Первый критерий указывает на то, что процесс перелагаемости налогов возможен только во время обмена, результатом которого будет формирование цен. При помощи обменных и распределительных процессов у плательщика налога есть возможность переложить свое налоговое бремя на другое лицо – носителя налога[7]. Другими словами, лицо, которое формально является плательщиком налога, и лицо, которое фактически уплачивает этот налог - это не всегда одно и то же лицо.
Данный критерий первый раз применялся как основа для деления налогов на прямые и косвенные английским философом Джоном Локком в конце XVII в. Этот ученый утверждал, что любой налог, с кого бы он ни взимался, в результате все равно ляжет на землевладельца, так как один лишь доход земельного собственника является действительно чистым доходом, из которого уплачиваются все налоги[8]. Поэтому налогам, которые ложатся на землю косвенно, стоит предпочесть налог, который напрямую взимается с землевладельца. Другими словами, поземельный налог – это прямой налог, а все остальные налоги будут косвенными. В дальнейшем шотландский экономист А. Смит опираясь на факторы производства (земля, труд, капитал) увеличил доход землевладельца доходами с капитала и труда и следовательно двумя прямыми налогами – на заработную плату и на предпринимательскую прибыль. Косвенные же налоги, по мнению данного экономиста - это налоги, связанные с расходами и переносятся на потребителя[9].
Позднее английский экономист Джон Стюарт Милль утверждал, что критерием является намерение законодателя: прямой налог – это налог, который ложится на налогоплательщика, косвенный – это налог, который перекладывается налогоплательщиком на другое лицо. То есть согласно рассмотренному критерию окончательным плательщиком прямых налогов является лицо, получающее доход.
Недостатком данного критерия являлось то, что большинство прямых налогов на практике перелагается не хуже косвенных, а косвенные перелагаются иногда не полностью и далеко не всегда. Прямые налоги при определенных обстоятельствах также можно переложить на потребителя при помощи действия ценового механизма[10].
Из-за недостатков критерия перелагаемости во Франции, к примеру, используется деления налогов на прямые и косвенные способ налогообложения и взимания. Прямые налоги построены на основе явлений и признаков постоянного характера и в связи с этим заранее определимых. Они взимаются по личным, периодически обновляемым спискам плательщиков на основании кадастра (домов, земли и прочее) и в определенные сроки. Согласно критерию платежеспособности, обложение налогом определенного источника является прямым налогом, а обложение на основе учета общей платежеспособности лица – косвенным[11]. Другими словами, все налоги, при помощи которых государство направляет требование определенному лицу и производит оценку его платежеспособности, считаются прямыми. Те же налоги, в которых государство не производит оценку платежеспособности через действия плательщиков, являются косвенными.
Немецкий ученый Геккель конкретизировал данное положение, с помощью разделения всего налогообложения на подоходно-поимущественное и обложение расходов потребления[12]. Он считал, что хозяйство налогоплательщика разделяется на доходное и расходное. Обложение хозяйства плательщика во время приобретения и накопления производится с помощью подоходно-поимущественных налогов (подомового, поземельного, промыслового, с личного труда и с денежных капиталов), которые Геккель относил к прямым. Обложение же расходного, потребительского хозяйства производится налогами на затраты, которые он относит к косвенным.
Деление налогов на прямые и косвенные на основе подоходно-расходного принципа, которое было установлено в начале ХХ в., не утратило значения и в конце века[13].
В то же время, кроме деления налогов на прямые и косвенные в теории налогообложения имеется и другая классификация. Так, доктор экономических наук, профессор Б. Х. Алиев утверждает что, по способу взимания все налоги можно классифицировать на три группы[14]:
1) прямые налоги;
2) косвенные налоги;
3) пошлины и сборы.
Прямые налоги - это налоги на доходы и имущество, косвенные – налоги на товары и услуги. К числу пошлин и сборов ученый относит все остальные налоговые платежи, которые не попали в два первых разряда, так как более полно отображает систему сегодняшних налогов.
Стоит также отметить, что прямые налоги в свою очередь подразделяют на реальные и личные. Такое разделение налогов основано на том, что доход можно оценивать непосредственно или опосредованно[15]. Так, предприятия уплачивают налог с суммы прибыли, которая рассчитана на основе полученной выручки и понесенных затрат, физические лица уплачивают налог с доходов, которые рассчитаны с учетом поступлений, имущественного положения, расходов. Группа прямых налогов, которая облагает полученный доход, называется личными налогами.
Доход также может определяться и опосредованно, через оценку внешних проявлений благополучия лица: размера и месторасположения земельного участка, вида и качества жилья и др. В таком случае облагается не фактический, а прогнозируемый средний доход лица. Данные прямые налоги называют реальными. Реальными налогами облагается, в первую, имущество, поэтому их так и называют.
Пример реального налога - это единый налог на вмененный доход. Данным налогом облагается потенциально возможный валовой доход налогоплательщика за минусом потенциально необходимых расходов, который рассчитывается с учетом факторов, напрямую влияющих на получение данного дохода, на основании статистических и других исследований[16]. Плательщиками налога считаются, чаще всего, субъекты малого и среднего бизнеса – физические и юридические лица, которые ведут предпринимательскую деятельность по оказанию услуг, оплата которых чаще всего происходит наличными деньгами (розничная торговля, бытовые услуги и др.). Размер вмененного дохода устанавливается законодательными актами субъектов России с учетом методик, которые рекомендованы Правительством России[17].
Реальные налоги учитывают возможные результаты деятельности плательщика. Так, налог на игорный бизнес введен для того же, что и налог на вмененный доход в связи с этим большая часть доходов игорного бизнеса не представляется к налогообложению, и не берется в учет при расчете налога на прибыль. Поэтому налог законодательно установлен в фиксированном размере на каждый игровой стол, автомат, кассу тотализатора или же букмекерской конторы. В тоже время если налог на вмененный доход ориентируется на учет факторов, которые считаются существенными для определения потенциального дохода, то налог на игорный бизнес уплачивается по ставке, единой для всех игорных заведений, которые расположены на территории субъекта РФ.