Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы прямого налогообложения
1.1. Прямые налоги: понятие и виды
1.2. Характеристика прямых налогов РФ
Глава 2. Практическое исследование развития прямых налогов, взимаемых с физических и юридических лиц
2.1. Развитие прямых налогов, взимаемых с физических лиц
2.2. Совершенствование прямых налогов, удерживаемых с юридических лиц
Соответственно, в группу прямых реальных налогов входят земельный налог, налог на добычу полезных ископаемых, транспортный налог, водный налог, единый налог на вмененный доход и налог на игорный бизнес. В группу прямых личных налогов входят налог на доходы физических лиц, налог на наследование или дарение, налог на прибыль организаций.
1.2. Характеристика прямых налогов РФ
Существующие прямые налоги не всегда имели такой вид как сейчас. Период налоговой стабильности в России начался с 2006 г., когда закончилась работа над второй частью НК РФ[18], после чего законодательство о налогах еще не раз подвергалось изменениям и дополнениям.
Основные изменения были сделаны еще в 2005 г., когда был отменен Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы Российской Федерации». Список федеральных налогов после этого стал короче на восемь пунктов, однако, эти изменения были только внешними. Абсолютное большинство налогов осталось, просто они были выведены за рамки налоговой системы. Фактически были отменены только налоги на операции с ценными бумагами и на рекламу.
В дальнейшем Министерством финансов Российской Федерации (далее – Минфин России) были разработаны Основные направления налоговой политики на 2008-2010 гг.[19]. Этот документ определял условия стабильности и предсказуемости налоговой политики. Важно отметить, что названный нами документ имел особое значение не только для определения путей развития налоговой политики, его положения также требовалось учитывать при бюджетном проектировании, при планировании федерального бюджета и разработке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации. В настоящее время Правительством Российской Федерации одобрены Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2015 г. и на плановый период 2016 - 2017 гг.[20].
В Преамбуле к указанному документу значится, что положения Основных направлений налоговой политики Российской Федерации нельзя рассматривать как нормативный правовой акт, поскольку он таковым не является. Однако его важность и значимость определяется тем, что этот документ представляет собой основание для подготовки органами государственной власти изменений в законодательство о налогах и сборах. К тому же, именно в этом официальном документе, одобренном Правительством Российской Федерации, установлены дальнейшие ориентиры и векторы развития, предполагающие достижение основных целей современной налоговой политики – поддержка инвестиционной деятельности и стимулирование инновационного развития.
На сегодняшний день основы налоговой системы уже заложены и укреплены, создан законодательный фундамент налоговых правоотношений, приняты и введены в действие все главы НК РФ, регламентирован перечень уплаты и исчисления налогов[21].
Тем не менее, совершенствование и дальнейшее формирование налоговой системы равно, как и законодательства о налогах и сборах еще не закончилось, несмотря на то, что законодатель определил компетенцию органов власти, закрепил права и обязанности участников налоговых отношений. В частности, проводимая налоговая политика в Российской Федерации требует установления баланса бюджетной системы и его поддержания. При этом постоянно следует заботиться о сохранении неизменности налоговой нагрузки по экономическим секторам.
Кроме того, на практике часто возникают проблемы, связанные с определением порядка установления и введения прямых налогов.
Понятие «установление налога» означает принятие соответствующего федерального нормативного правового акта о введении налога в действие, согласно которому установленный налог занимает свое место в налоговой системе[22]. При этом раскрывается его правовое и экономическое содержание. В настоящее время единственным правовым актом, устанавливающим и фиксирующим все действующие на территории Российской Федерации налоги, является НК РФ. То есть, другими правовыми актами налоги не могут устанавливать, поскольку из смысла п. 3 ст. 75 Конституции России[23] следует, что это право принадлежит исключительно федеральному законодателю. Установление налога, независимо от его федерального, регионального или местного уровня, требует принятия соответствующего закона представительным органом власти. При этом законодатель обязан не просто назвать налог, но и детально и максимально полно раскрыть его элементы, характерные признаки и условия взимания. После установления налога происходит разграничение по уровням налоговой системы, в результате чего налог закрепляется за каждым уровнем власти. В рамках полномочий органы власти самостоятельно конкретизируют некоторые параметры налоговых моделей.
Термин «введение налога» означает, что орган представительной власти субъекта Российской Федерации или представительный орган муниципального образования выбирают из законодательно установленного перечня налогов тот налог, который совпадает по уровню с этим органом в трехуровневом делении органов власти в государстве[24]. Выбор налога требует принятия соответствующего решения или закона о введении его в действие на определенной территории. О.А. Красноперова поддерживает подобное разграничение меду понятиями «введение налога» и «установление налога»[25], но при этом не совсем правомерно переносит некоторые характеристики, свойственные процессу установления налога на процесс его введения. Безусловно, подобная экстраполяция не преуменьшает значение процесса по установлению налога, благодаря которому и была сформирована многоуровневая налоговая система государства, что в некоторой мере искажает реальный смысл процесса установления и введения налогов.
Полагаем, что позиция таких исследователей, как М.П. Двояк и О.А. Красноперова, заключается в том, что установление налогов воспринимается ими как первичный процесс, важное нормотворческое действие. Установленными можно считать все налоги, которые заключены в ст.ст. 13-15 НК РФ[26]. То есть, исходя из подобных суждений О.А. Красноперовой, можно предположить, что процесс установления налогов ограничивается его законодательным закреплением в НК РФ как главном правовом акте федерального значения. Однако, по нашему мнению, процесс установления налога нельзя считать завершенным с момента его фиксации в НК РФ, ведь без определения структурной модели налога, выявления особенностей его взыскания и исчисления, уплаты налогоплательщиками процесс установления будет неоконченным. Структурные, существенные элементы налога относятся к процессу введения налога в действие, который сопровождает процесс установления налога и делает его завершенным. То есть, на практике понятия введения и установления налогов на федеральном, региональном и местном уровне являются неразрывными между собой[27].
А.В. Игнатов подчеркивает, что установление налогов – это составная часть общих принципов налогообложения, которая отнесена к исключительному ведению федерального законодателя. Ведь в налоговой системе налог возникает посредством его установления с помощью принятия соответствующего федерального закона, раскрывающего его структуру. Именно поэтому одного лишь указания на наименование налога в ст.ст. 13, 14 и 15 НК РФ не является достаточным для того, чтобы признать налог установленным[28].
Следовательно, существенные элементы налога определяются не при введении, а при его установлении. То есть, процесс введения налога заключается в избрании из установленного законодательно перечня налогов одного из налогов для дальнейшего его введения в действия и последующего взимания на определенной территории.
Дополнительно следует уточнить, что каждый налог или сбор, который взимается на территории того или иного государства, состоит из ключевых элементов, в число которых входит объект налогообложения, налоговая ставка, налоговый период, налоговая база, порядок исчисления налога и сроки его уплаты. Кроме того, во внимание могут приниматься различные налоговые льготы, с учетом оснований их возникновения[29].
Итак, по общему правилу, прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество плательщика. Соответственно, при прямом налогообложении денежные отношения формируются между государством и плательщиком налогов. Примерами прямого налогообложения в российской налоговой системе являются следующие налоги: налог на прибыль, на доход физических лиц, налог на недвижимость. Основанием для прямого налогообложения является сам факт владения имуществом и пользования доходами.
Глава 2. Практическое исследование развития прямых налогов, взимаемых с физических и юридических лиц
2.1. Развитие прямых налогов, взимаемых с физических лиц
Налоги, взимаемые с физических лиц – это налоговые платежи, которые уплачивают физические лица, являющиеся налогоплательщиками в Российской Федерации. Прямые налоги, взимаемые с физических лиц, включают налог на доходы физических лиц, налог на недвижимость, налог на добычу полезных ископаемых (для индивидуальных предпринимателей), транспортный и земельный налог.
Предполагается, что в течение 2019-2020 гг. произойдут существенные изменения в системе налогообложения физических лиц. Отечественные аналитики утверждают, что, в первую очередь, будет обращено внимание на введение прогрессивной шкалы налогообложения. Такая шкала позволит обеспечить равномерность распределения доходов – одно из важных условий экономического развития любой страны. Во всем мире лица с более высокими доходами уплачивают более весомые налоги, а малообеспеченные слои населения пользуются льготами, либо вовсе освобождаются от налогообложения. Прогрессивная шкала налогообложения может сделать налоговую систему Российской Федерации справедливой[30].
Остается открытым вопрос о введении налога на депозиты для физических лиц. Данный налог представляется прогрессивным, поскольку во многих зарубежных странах депозиты облагаются налогом. Главный вопрос состоит в том, что возможны разные конструкции и различные варианты взимания. Государство может столкнуться с такими проблемами, как:
а) снижение количества открываемых депозитных вкладов в банках;
б) перевод крупных депозитов за рубеж (отток частных капиталов).
Министерство финансов России утверждает, что установление налога на депозиты должно быть настолько оптимальным, чтобы сбережения было размещать выгоднее внутри страны. Например, размер налога должен составлять 1,5-2% от 10-12% депозита в рублях. Невысокий размер налогового платежа позволит сохранить держателей крупных депозитов. Прогрессивная ставка налога позволит увеличивать его размер при увеличении депозитного вклада. Страховую сумму не следует облагать налогом (1 млн. 400 тыс. рублей)[31].
Кроме того, на наш взгляд, следует обратить отдельное внимание на порядок исчисления и взимания налога на недвижимость. Так, в большинстве стран мира, за исключением Российской Федерации, существуют дифференцированные ставки налога. В России законодатель пока ещё идет по иному пути – занимается унификацией налогообложения недвижимого имущества, принадлежащего физическим лицам, дабы сформировать единую налоговую базу. На наш взгляд, следует пересмотреть подход к исчислению налога на недвижимость. Например, можно использовать опыт Швеции, где ставка налога на недвижимость исчисляется исходя из срока эксплуатации недвижимого имущества. Так, предлагаем, новые жилые помещения освобождать от налогообложения на пять лет, а в следующие пять лет налоговая ставка будет составлять 50% от базовой. Полагаем, что подобные изменения в практике налогообложения недвижимого имущества позволит улучшить выполнение фискальной, социальной и регулирующей функции. Следовательно, подход к исчислению и взиманию налога на недвижимость должен быть разумным и экономически обоснованным.
Также, следует отметить, что в 2017 году в силу вступил Федеральный закон «О независимой оценке квалификации»[32]. Для участия в оценке квалификации введены налоговые послабления. Согласно п. 21.1 ст. 217 НК РФ, плата за независимую оценку квалификации работника не облагается налогом на доходы физических лиц. В соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 219 НК РФ, физическое лицо вправе самостоятельно оплатить независимую оценку своей квалификации, что позволит в дальнейшем претендовать на получение социального вычета по налогу на доход физических лиц. Размер вычета равен сумме физических расходов, коснувшихся независимой оценки квалификации. В совокупности, размер вычета не может превышать 120 тыс. рублей, за исключением п.п. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ (расходы на обучение детей) и п.п. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ (расходы на дорогостоящее лечение).
Налог на доходы физических лиц – один из распространенных прямых налогов, взимаемых с физических лиц (рис. 1). В настоящее время размер налога на доходы физических лиц составляет 13%, который вычитается из заработной платы работника.
Рис. 1.- Налогообложение физических лиц в России в настоящее время
Органы власти рассматривают в настоящее время вопрос о поднятии размера налога, чтобы он составлял 15%.
Некоторые изменения уже произошли в отношении налогообложения индивидуальных предпринимателей. Не так давно законодатель упростил налоговую отчетность для предпринимателей. Для этих целей Банком России утверждено Указание № 3210-У[33], которое позволяет индивидуальным предпринимателям, начиная с 2015 года, не оформлять приходные и расходные ордера, не устанавливать лимит кассы и не вести кассовую книгу. С одной стороны, отказ от ведения кассовых операций предпринимателями экономит время и силы, которые затрачиваются на осуществление этой процедуры. Но, с другой стороны, отказавшись от выписки операций, связанных с расходами и приходами, предприниматель лишает себя возможности точно знать, на какие цели были истрачены денежные средства. Отсутствие кассовых документов не позволяет контролировать деятельность сотрудников, соответственно, не удастся вести и кассовую книгу.