Файл: Влияние кадровой стратегии на работу службы персонала.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты кадровой стратегии организации
1.1. Определение кадровой стратегии
1.2. Методы оценки эффективности работы службы персонала в кадровой стратегии организации
Глава 2. Анализ эффективности работы службы персонала ГРК ООО «Амикан»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ эффективности работы кадровой службы в кадровой стратегии организации
2.3 Оценка эффективности работы кадровой службы
Глава 3. Пути совершенствования деятельности кадровой службы ГРК ООО «Амикан»
Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что среди основных долговременных вызовов, отражающих как общемировые тенденции, так и внутренние барьеры развития России, ключевое значение имеет ускоряющееся возрастание роли интеллектуального капитала, становящегося важнейшим фактором общественного прогресса.
Стратегические ответы на этот вызов кроются в усилении человеческого капитала и повышении эффективности его использования в организациях различных форм собственности, разных секторов и сфер народного хозяйства страны. Общепризнано, что нет в общественной жизни более важного вида человеческой деятельности, чем управление людьми.
Грамотное, гармоничное управление работниками является первостепенной задачей успешного функционирования и развития практически всех организаций в любой сфере экономической и социальной деятельности. Эффективное управление персоналом особенно актуально в современных условиях инновационного развития, когда существенно возрастает значение квалифицированных действий инициативных работников, поскольку их знания, компетентность и деловые качества предопределяют жизнеспособность организации (предприятия, фирмы, компании, учреждения) и стратегические перспективы.
Более того, сегодня все более упрочняются позиции признания стабильного компетентного коллектива в качестве основного конкурентного преимущества прогрессивной организации. Создание профессионального ядра человеческих ресурсов в организации – это необходимое и объективное требование для успешной жизнедеятельности в условиях трудно предсказуемых экономических, финансовых и социальных изменений.
Цель работы – исследование реализации кадровой стратегии предприятия и определение путей ее развития.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
- исследование теоретических аспектов реализации кадровой стратегии предприятия;
- проведение анализа эффективности работы службы персонала ГРК ООО «Амикан»;
- разработать пути совершенствования деятельности кадровой службы ГРК ООО «Амикан».
Объект исследования – ГРК ООО «Амикан».
Предмет исследование – Влияние кадровой стратегии на работу службы персонала.
Научно-методическая основа работы – законодательные и нормативные акты, регулирующие трудовые отношения в Российской Федерации, научные и методические источники по исследуемой проблеме, данные оперативной отчетности и текущей документации предприятия, результаты непосредственных наблюдений.
Глава 1. Теоретические аспекты кадровой стратегии организации
1.1. Определение кадровой стратегии
От того как правильно будет выбрана кадровая стратегия зависит успех деятельности предприятия. Главное в кадровой стратегии - это кадры (персонал) [1].
Кадры – это главный и решающий фактор производства. Они создают и приводят в движение средства производства, постоянно их совершенствуют[2]. От квалификации работников, их деловых качеств, в значительной мере зависит эффективность производства[3]. Наиболее продуктивным способом достижения максимальной эффективности работы всего предприятия является разработка и реализация кадровой стратегии, которая является составной частью стратегически ориентированной политики организации[4].
Под кадровой стратегией понимается определенное руководством организации приоритетное направление действий, учитывающее ее стратегические задачи и ресурсные возможности, которые необходимы для достижения долгосрочных целей по формированию высокопрофессионального, сплоченного и ответственного коллектива[5].
Появление понятия «кадровая стратегия» явилось следствием развития концепции «управления кадрами». Последнее понятие возникло настыке первой и второй трети XX века на основе термина «кадры». В то время человек не представлял собой основную, движущую силу производственного процесса. Скорее он оказывал побочную функцию труда, пассивный объект внешнего управления. Вышеупомянутый смысл, который был вложен в смысл определения «кадры» остался в прошлом, поскольку объектом стратегии в настоящее время выступает сам персонал со своим трудовым потенциалом, ориентир - достижение целей, сохранение и развитие личностного потенциала персонала предприятия.
Эти характеристики далеки от традиционных трактовок понятия «кадры»[6].
Следующее понятие к рассмотрению - «стратегия управления персоналом». Термин «управление персоналом» появился в 60 - 70-е гг. XX в. Стратегия управления персоналом - это специфический набор основных принципов, правил и целей работы с персоналом, конкретизированный с учетом типов организационной стратегии, организационного и кадрового потенциала, а также типа кадровой политики.
Представители третьей концептуальной группы в качестве основы стратегии принимают человеческие ресурсы. Понятие «человеческие ресурсы» появилось в середине прошлого века (50 - 60-е гг. XX в.), но традиционного понимания ресурсов не имеет[7].
Человеческие ресурсы (ЧР) представляют собой совокупность различных качеств людей, определяющих их трудоспособность к производству материальных и духовных благ, и являются обобщающим показателем развития общественного производства. При этом различают человеческие ресурсы организации, региона, отрасли, страны и уровни управления ими[8].
Если же рассматривать ключевой термин данной работы, а именно стратегию, то окунаясь в историю можно отметить, что изначально он представлял собой науку о ведении войны, или же искусство ведения войны. Стратегия - интегрированная модель действий, предназначенных для достижения целей предприятия. Содержанием стратегии служит набор правил принятия решений, используемый для определения основных направлений деятельности.
Стратегия кадрового менеджмента - одно из направлений современного менеджмента, нацеленное на развитие и эффективное использование кадрового потенциала организации. При этом кадровый потенциал организации - это возможности персонала и администрации, которые могут быть использованы для достижения целей организации[9].
Кадровая стратегия - специфический набор основных принципов, правил и целей работы с персоналом, конкретизированных с учетом типов организационной стратегии, организационного и кадрового потенциала (человеческого ресурса), а также типа кадровой политики организации.
Основываясь на мнении ведущих руководителей из различных сфер экономической жизни можно сделать вывод о том, что кадровая стратегия играет ведущую роль в формировании общей экономической стратегии предприятий и следствием перспективного планирования их хозяйственной деятельности[10].
Современное понимание роли кадровой стратегии предприятия сводится к обеспечению предприятия необходимым трудовым потенциалом для реализации его общей стратегии развития в условиях трансформации среды хозяйствования и социально-экономических отношений в обществе. При этом кадровая стратегия должна обеспечить не только эффективность хозяйствования предприятия, как таковую, но и эффективность использования трудового потенциала, рациональность затрат на управление персоналом и личностное развития работников предприятия.
Таким образом целями кадровой стратегии предприятия в современных условиях хозяйствования являются:
- обеспечение реализации общей стратегии предприятия;
- формирование трудового потенциала для развития предприятия в перспективе;
- эффективное использование трудового потенциала предприятия в процессе реализации стратегии;
- социальное развитие предприятия;
- личностное развитие работников предприятия[11].
Кадровая стратегия предприятия в первую очередь должна обеспечивать реализацию его общей стратегии. Именно с этой целью она и разрабатывается как таковая, она гарантирует организацию работы с персоналом, таким образом, который позволяет решить каждую из провозглашенных менеджментом стратегических задач[12].
Однако — это главная, но не единственная задача кадровой стратегии. Второй из отмеченных моментов - это формирование трудового потенциала для непрерывного развития предприятия. Следует отметить, что под трудовым потенциалом предприятия понимается максимальная совокупная его способность решать поставленные перед ним задачи.
Важность этого положения объясняется тем, что организация работы с персоналом должна иметь долгосрочный характер. Прием (найм), построение карьеры работника, его служебное продвижение, повышение квалификации осуществляются с учетом долгосрочной перспективы его трудовой деятельности на данном конкретном предприятии.
Поэтому, стратегия развития предприятия может формироваться на год или пятилетие, в то время как кадровая стратегия должна охватывать более длительный промежуток времени. Она должна обеспечивать все текущие положения общей стратегии за период ее реализации и предвидеть, предугадывать и даже предопределять развитие общей стратегии в будущем. Если же данное требование не будет учтено, то социальное благополучие работников, формирование устойчивого коллектива и командного духа в организации становится невозможным[13].
Таким образом, перспективное формирование трудового потенциала предприятия является обязательным условием для осуществления следующих из указанных ролей кадровой стратегии. Эффективное использование трудового потенциала предприятия в процессе реализации стратегии. Это основа всего процесса реализации кадровой стратегии.
Если в соответствии с положениями общей стратегии предприятия выдвинуты амбициозные цели и предприятие сформировало штат высококвалифицированных специалистов, обладающих требуемыми знаниями и навыками, однако не смогло создать действенной системы стимулирования труда, рациональной организационной структуры, благоприятного социально-психологического климата, то все инвестиции в персонал окажутся абсолютно не эффективными, а дальнейшее хозяйствование в данных условиях - нецелесообразным. В итоге, кадровая стратегия должна сочетать в себе обязательный элемент тактического управления с целью реализации трудового потенциала предприятия[14].
Социальное развитие предприятия. Под данной категорией понимаются факторы, призванные обеспечить удовлетворённость работника его трудовой деятельностью и его потребность в профессиональном развитии. Соответственно, социальное развитие включает в себя такие элементы как система развития персонала предприятия, планирование карьеры, повышение ответственности и компетенций работника, участие его в управлении компанией и распределении полученных доходов. Личностное развитие работников предприятия.
Данная категория, в отличие от предыдущей, характеризует их удовлетворенность личностного характера, связанную с трудовой деятельностью и заключается в комфортном взаимодействии с членами коллектива, потребность в признании своих заслуг, развитии и общении. Осознание необходимости управления этой категорией пришло к руководителям сравнительно недавно. Однако, если обратиться к опыту управления персоналом на предприятиях с высокой долей работников умственного созидательного труда, то становится ясно на сколько данный момент может быть важен для эффективной работы предприятия в целом[15].
Таким образом кадровая стратегия – сценарий, того как организация действует в достижении стратегических целей, применяя кадровые ресурсы. Выбор пути и способов управления кадровыми ресурсами из возможных альтернатив, а также направлений действий в рамках, выбранных пути и способов.
Стратегия обосновывает реализацию целей с учетом определенных условий, в течение установленного времени, при использовании имеющихся возможностей – ресурсов и капитала[16].
Цели кадровой стратегии и политики разрабатываются на основе миссии и стратегии деятельности. Миссия – это смысл существования компании с позиции удовлетворения потребностей клиентов, реализации конкурентных преимуществ, мотивации сотрудников фирмы. Она определяет полезность бизнеса для общества, уникальна для каждой конкретной.
Цели бизнеса – то чего хочет добиться компания при реализации своей миссии. Содержание кадровой стратегии уникально для каждой организации и зависит от генеральной стратегии, специфики деятельности, ценностей, стиля руководства, возможностей реализации.
Под генеральной стратегией понимаются способы осуществления миссии организации, она служит основой "пирамиды" стратегий. Она является общей, то есть нацелена на решение проблем организации в целом.