Файл: «Закон и подзаконные нормативно-правовые акты»(Понятие нормативно-правовых актов и их структура).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Иные акты Президента РФ, в том числе акты, имеющую государственную тайную, вступают со дня их опубликования.

Нормативные акты федеральных органов исполнительных актов (министерств, комитетов) межведомственного характера после регистрации в Министерстве Юстиции РФ должны быть опубликованы и вступают в силу через 10 дней после их публикации на всей территории России.

Акты, не подлежащие опубликованию, рассылаемые на места, вступают в силу с момента получения их адресатом.

При вступлении в силу нормативно – правовых актов действует принцип, по которому нормы права не имеют обратной силы. Это значит, что права реализуются только в отношениях, возникших после их вступления в силу. Отношения, существовавшие раннее, регулируются теми нормами, на основе и в соответствии которых эти нормы возникли. Принцип обратной силы нормативно-правового акта имеет два исключения: обратная сила всегда придается нормам уголовного и административного права, устраняющим или смягчающим ответственность. И обратная сила может быть придана новому закону самим законодателем.

Признание нормативного акта утратившим силу становится возможным в случае прямой отмены; по истечении срока, на который принят нормативный акт; в случае принятия нового акта по тому же вопросу.

В теории права рассматривают также действия нормативно – правовых актов в пространстве.

§2. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫХ АКТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ.

Пространство, на котором действует нормативно – правовой акт, определяется компетенцией правотворческого органа, его местом в системе органов государства. Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ, Правительство РФ, то есть федеральные органы. Принимают нормативные акты, обязательные к исполнению на всей территории Российской Федерации. Однако ими могут приниматься и акты, действующие на какой либо отдельной территории, например Постановление Правительства РФ от 22 мая 2008 года №382 «Об утверждении соглашения между Министерством РФ по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и администрации Иркутской области о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопроса защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера…».


Нормативно – правовые акты субъектов Федерации распространяют свое действие на территорию этих государственных образований.

Соответственно, акты органов местного самоуправления действуют в пределах городов или иных населенных пунктов.

Необходимо отметить, что территория России включает в себя не только сушу, недра, континентальный шлейф, территориальные воды, воздушное пространство, но и идущие под флагом Российской Федерации военные суда; гражданские речные. Морские и воздушные суда так же признаются территорией России. Условной территорией признаются, в том числе кабели и трубопроводы, продолженные в открытом море.

§3.ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ПО КРУГУ ЛИЦ

Действие нормативно – правовых актов по кругу лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования нормативных актов и исходит из принципа, согласно которому все лица, находящиеся на территории государства временно или постоянно, попадают под юрисдикцию его права. Нормы права Российского Федерации за небольшим исключением распространяются как на граждан РФ, так и на граждан иностранных государств и лиц без гражданства. Только некоторые политические права и обязанности распространяются на граждан РФ. Например, служба в Вооруженных Силах обязанность только граждан РФ. И иностранцы и лица без гражданства не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдумах.

Стоит отметить, что действие уголовного кодекса, кодекса об административных правонарушениях и других актов РФ не распространяется на дипломатических представителей иностранных государств, которые в соответствии с нормами международного права имеют дипломатический иммунитет. Естественно, соответствующим правом пользуются и дипломатические представители России в период их пребывания в иностранном государстве.

Кроме того, имеются некоторые особенности в действии по кругу лиц УК РФ: граждане РФ, совершившие преступление за рубежом подлежат уголовной ответственности, если совершенное деяние признается преступлением, на территории государства, где оно было совершенно и, если. Лица не были осуждены в иностранном государстве.

Военнослужащие воинских частей РФ, расположенных за пределами Росси, несут уголовную ответственность за преступления за рубежом по уголовному кодексу РФ, если иное не предусмотрено международным правом.


Таким образом, несмотря на многообразие адресатов нормативных актов, для всех них, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, признается и гарантируется весь комплекс основополагающих прав и свобод человека на территории нашей страны.

§4.ПРАКТИКА ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫХ АКТОВ В РФ

«Когда я собираюсь ехать в какую-либо страну, я не смотрю какие там законы, я смотрю на то, как они там реализуются» это сказал Монтескье еще в XVIII веке. И, несмотря на то, что на дворе уже XXI век, эта проблема звучит как никогда остро.

Правовая норма сама по себе - только определенный текст с юридическим содержанием. Главное назначение правовой норма ее реализация в обществе. Ведь недостаточно прописать в Конституции всеобщие права граждан, нужно, чтобы граждане могли реализовать эти права.

В зависимости от реализации правовых норм можно судить об их эффективности, устарелости, необходимости их совершенствования введения в действие новых норм права.

Таким образом, под реализацией правовых норм понимается фактическое осуществление их предписаний в правомерном поведении людей. Выделяют три формы реализации: соблюдение, исполнение и использование норм права.

Одной из важнейших проблем реализации законодательства Российской Федерации является некачественность принимаемых нормативно – правовых актов, что естественно сказывается на их престиже в обществе.

Другая проблема состоит в том, что повышение уровня правосознания общества должно стимулировать правотворческую деятельность государства, направленную на совершенствование демократических механизмов осуществления государственной власти, усиление гарантий прав человека. Многие действительно полезные правовые установления остались нереализованными, потому что они неадекватно воспринимались обществом, а иногда и СМИ.

Отмечая положительные изменения в сфере прав человека, в связи с новой Конституцией, приходиться признать, что существенного прогресса в обеспечении прав и свобод человека не произошло. Это связано с состоянием экономики, неуважением к закону, попыткой некоторых граждан реализовать свои интересы в ущерб интересам других людей, ослаблением контроля со стороны государства за соблюдением прав и свобод.


Например, часто нарушается право на охрану здоровья, медицинскую помощь (очень дорогие лекарства, дефицит необходимой техники), образование, жилище, право на свободное перемещение (отсутствие регистрации по месту пребывания часто лишает нормальной работы даже граждан РФ, не говоря уж о том, что некоторые работодатели требуют при устройстве на работу прописку).

Ещё одна проблема реализации нормативно – правовых актов - это пробелы в праве. Этим понятием обозначается отсутствие нормы права или ее отдельной части, необходимой для регулирования общественных отношений. Есть три причины наличия пробелов в праве: сознательное умолчание законодателя по соответствующему вопросу с надеждой принять соответствующие нормы в ближайшем будущем; упущение законодателя этого вопроса, а процессе проектирования и принятия закона; появление новых общественных отношений, явлений, которые не предвидел законодатель.

Таким образом, можно сказать что, проблема реализации нормативно – правовых актов очень актуальна. Государство должно стремиться к более эффективному практическому применению законам, чтобы они не были только на бумаге, но и активно исполнялись, соблюдалась, и использовались гражданами. Кроме того, обеспечить рост правовой культуры среди граждан, знаний о конкретных юридических предписаниях и способах защиты прав и свобод.

Заключение

Цель моей курсовой работы состояла в анализе нормативно – правовых актов и их видов. В ходе данной работы я пришел к следующим выводам:

а) Нормативно – правовой акт – один из важнейших источников права в современном государстве. В нем выражается большинство правовых норм, регулирующих наиболее важные, с точки зрения интересов личности, общественные отношения. В результате проведенного анализа был подтвержден тезис о том, что нормативно – правовой акт -это акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Именно нормативный акт объединяет в себе общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняются государством. К нормативно – правовым актам относятся конституции, законы, нормативные акты органов исполнительной власти.

б) По основным субъектам государственной власти нормативные акты можно подразделить на законы и подзаконные акты.

Закон – это нормативно – правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государственной власти в особом порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.


Подзаконным нормативно – правовым актом является правотворческий акт компетентных органов, которые основан на законе и не должен противоречить ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической

силой, чем законы. По содержанию являются актами различных органов исполнительных власти.

в) Законы классифицируют по субъектам, их принимающим, по юридической силе, и по отраслям права. Действие нормативно – правового акта определяется моментом вступления нормативного акта в силу и утраты юридической силы, а также территорией его действия и кругом лиц, которым адресуется акт.

г) Систематизация нормативно – правовых актов – это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм. Выделяют формы систематизации: учет, инкорпорацию, консолидацию и кодификацию.

д.) Так же, в ходе проведения анализа мной была рассмотрена проблема реализации нормативно – правовых актов.

Список литературы

Специальная литература

1.Бабаев В.К.Теория государства и права. Учебное пособие. - М.:Юрист,-2002-592с.

2.Лазарев В.В.Общая теория права и государства. Курс лекций. - М.:Юристъ,2002-576с.

3.Кашанин Т.В.,Кашанин А.В. Основы российского права. Учебник. - М.:Издательская группа ИНФРА М-НОРМА,1997-624 с.

4.Козлова Е.И.,Кутафин О.Е.Конституционное право России: Учебник. - М.:Юристъ,2003.-587 с.

5.Малахов В.П.,Теория государства и права. - М.:Акадкмический проект,2002.-576с.

6.Малько А.Е.Теория государства и права: Учебник -М.:Кнорус,2008-400 с

7.Марченко М.Н.Теория государства и права: Учебник. - М: Зерцало,2009-848с.

8.Матузов Н.И.Теория государства и права: Учебник. - М.:Юрист,2004-512с

9.Сырых В.М.Теория государства и права: Учебник. - М.:Юридический Дом «Юстицинформ»,2004.-704с.

10.Хропанюк В.Н.Теория государства и права. Учебник для вузов. - М.:Интерстиль,-2001.-367с.

Нормативно-правовые акты

1.Закон от 25.05.94 «О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»

2.Конституция Российской Федерации.1993 г. принята 12 декабря 1993.

3.Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.08. №382 «Об утверждении…»

4.Указ президента от 23.05.94 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ…»

Интернет-ссылки

1.http://slavery.yandex.ru

2.http://allpravo.ru «К вопросу о понятии и видах пробелов в праве» Уранский Ф.Р.