Файл: Институт информационных технологий и автоматизации.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2 ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Концепция системы
«1С:Предприятие» является универсальной системой автоматизации деятельности предприятия. Это среда разработки и исполнения, включающая в себя набор инструментов, механизмов и сервисов, обеспечивающих все необходимое для разработки прикладных решений, их работы, администрирования и обслуживания. Система «1С:Предприятие» состоит из:
-
платформы, являющейся средой разработки и средой исполнения прикладных решений, -
созданных на ее основе прикладных решений различного масштаба и различной направленности, -
методологии создания прикладных решений, -
информационно-технологической поддержки пользователей и разработчиков.
За счет своей универсальности система «1С:Предприятие» может быть использована для автоматизации самых разных участков экономической деятельности предприятия: учета товарных и материальных средств, взаиморасчетов с контрагентами и др.
Конфигурируемость
Основной особенностью системы «1С:Предприятие» является ее конфигурируемость. Собственно система «1С:Предприятие» представляет собой совокупность механизмов, предназначенных для манипулирования различными типами объектов предметной области. Набор объектов, структуры информационных массивов, алгоритмы обработки информации, соответствующих поставленной задаче, определяет конкретная конфигурация. Вместе с конфигурацией система «1С:Предприятие» выступает в качестве уже готового к использованию программного продукта, ориентированного на определенные типы предприятий и классы решаемых задач.
Функционирование системы
Функционирование системы делится на два процесса разработка (описание модели предметной области средствами системы) и исполнение (обработка данных предметной области).
На этапе разработки производится:
-
формирование структуры обрабатываемой информации; -
создание форм для ввода исходных данных, просмотра различных списков данных; -
организация хранения введенной и итоговой информации; -
написание отчетов и обработок; -
формирование командных интерфейсов для различных групп пользователей; -
формирование списка пользователей; -
назначение пользователям определенных прав.
Результатом разработки является программный продукт (конфигурация), который представляет собой модель предметной области.
В режиме Конфигуратор можно создавать новые конфигурации, редактировать имеющиеся, а также производить сравнение и объединение нескольких конфигураций.
На этапе разработки система оперирует такими универсальными понятиями (объектами), как документ, журнал документов, справочник, реквизит, форма, регистр и другие. Совокупность этих понятий и определяет концепцию системы. В свою очередь, процесс конфигурирования распадается на несколько составляющих (деление носит условный характер), определяющих последовательность написания и назначение томов описания. Это «визуальное» конфигурирование (создание структуры конфигурации, форм диалогов и выходных документов, механизм работы пользователей с данными (интерфейс) и права доступа различных групп пользователей к различной информации) и написание программ на встроенном языке «1С:Предприятия» для обработки входных и выходных данных.
При работе пользователя в режиме 1С:Предприятие, обработка информации выполняется как штатными средствами системы, так и с использованием алгоритмов, созданных на этапе конфигурирования.
Все объекты конфигурации, которые существуют в системе «1С: Предприятие», образуют несколько основных видов. Каждый вид объектов конфигурации представляет собой как раз те «строительные элементы», из которых будет создаваться конфигурация.
Формально объекты конфигурации объединяются в виды в дереве конфигурации. Названия видов пользователь видит на первом уровне дерева конфигурации, когда открывает окно Конфигурация в конфигураторе.
Рисунок 3.1 - Дерево метаданных
Несмотря на отсутствие формального определения, названия видов объектов конфигурации широко используются при работе с системой «1С: Предприятие».
Специалист, осуществляющий конфигурирование системы «1С: Предприятие», видит свою цель в разработке необходимого набора справочников, документов, отчетов, журналов, которые будут реализовывать требуемую систему учета. Конечный пользователь системы «1С: Предприятие» руководитель, бухгалтер, менеджер, кладовщик также оперирует конкретными справочниками, документами и т. д. для решения стоящих перед ним задач. Общение между двумя этими категориями пользователей также будет
Одним из основных свойств некоторых объектов конфигурации является Тип данных. Это свойство определяет, какого рода информацию может содержать объект конфигурации. Тип данных объекта конфигурации назначается при создании или редактировании свойств объекта в процессе настройки конфигурации.
Объекты конфигурации, для которых может быть указан тип информации, содержащейся в объекте, в системе «1С: Предприятие» называются типизированными объектами конфигурации.
Такие объекты конфигурации, как Справочник, Документ, Обработка, не являются типизированными объектами, так как содержат «комплексную» информацию и, в свою очередь, включают в себя типизированные объекты конфигурации.
Типы данных, которые может принимать объект конфигурации, можно разделить на две группы.
Первую группу составляют примитивные типы данных: Число, Строка, Дата и Булево. Соответственно, информация, хранящаяся в объекте конфигурации, может быть числом, произвольной строкой символов, датой или логической величиной. Кроме этих типов к примитивным типам относят NULL, Неопределенно и Тип (подробнее см. раздел «Примитивные типы данных» справки по встроенному языку).
Кроме этого, некоторые объекты конфигурации системы «1С: Предприятие» также могут образовывать типы данных. Например, константе может быть назначен тип данных ДокументСсылка. В этом случае значение константы будет представлять собой ссылку на один из существующих в системе «1С: Предприятие» документов.
Объекты конфигурации, которые могут образовывать типы значений конфигурации, в системе «1С: Предприятие» называются типообразующими объектами конфигурации. Такими объектами в системе «1С: Предприятие» являются:
-
справочники; -
документы; -
планы видов характеристик; -
планы счетов; -
планы видов расчета; -
планы обмена; -
бизнес-процессы; -
задачи; -
перечисления.
Необходимо обратить внимание, что типообразующие объекты конфигурации образуют тип данных сразу после создания в конфигураторе объекта любого из таких типов. При этом появляются сразу три новых вида типов: Ссылка, Объект и Список. Например, когда в конфигураторе создается новый справочник, то в списке типов данных появляются новые типы данных:
СправочникСсылка.<ИмяСправочника>, СправочникОбъект.<ИмяСправочника> и СправочникСписок.<ИмяСправочника>. Такие типы данных могут быть присвоены любому из типизированных объектов конфигурации.
Варианты работы
Общая информация
«1С: Предприятие» поддерживает два варианта работы:
-
файловый вариант; -
клиент-серверный вариант.
И в том и в другом варианте все прикладные решения работают полностью идентично. Файловый вариант работы в основном предназначен для персонального использования и небольших рабочих групп, в то время как клиент-серверный вариант для использования в рабочих группах или в масштабе предприятия.
Файловый вариант
Файловый вариант работы с информационной базой рассчитан на персональную работу одного пользователя или работу небольшого количества пользователей в локальной сети. В этом варианте все данные информационной базы (конфигурация, база данных, административная информация) располагаются в одном файле.
Такой вариант работы обеспечивает легкость установки и эксплуатации автоматизированной системы. При этом для работы с информационной базой не требуются дополнительные программные средства, достаточно иметь операционную систему и «1С: Предприятие».
Файловый вариант «1С: Предприятия» обеспечивает высокую целостность информационной базы и простое создание резервных копий. Исключена ситуация, когда пользователь может по ошибке (например, при копировании информационной базы) перепутать различные файлы информационной базы и привести, таким образом, систему в неработоспособное состояние.
Кроме этого, резервное копирование может осуществляться на файловом уровне, путем простого копирования файла информационной базы.
Однако, несмотря на легкость и простоту использования, файловый вариант обладает некоторыми ограничениями (подробнее см. здесь). Также следует помнить о том, что использование файлового варианта с подключением через веб-сервер рекомендуется использовать для работы небольшого количества пользователей, при условии отсутствия длительных операций.
Клиент-серверный вариант
Клиент-серверный вариант предназначен для использования в рабочих группах или в масштабе предприятия. Он реализован на основе трехуровневой архитектуры «клиент-сервер».
Клиентское приложение взаимодействует с сервером «1С: Предприятия», который взаимодействует с одной из поддерживаемых СУБД. При этом физически кластер серверов «1С: Предприятия» и СУБД могут располагаться как на одном компьютере, так и на разных. Это позволяет администратору при необходимости распределять нагрузку между серверами.
Использование кластера серверов «1С: Предприятия» позволяет сосредоточить на нем выполнение наиболее объемных операций по обработке данных. Например, при выполнении даже весьма сложных запросов программа,
работающая у пользователя, будет получать только необходимую ей выборку, а вся промежуточная обработка будет выполняться на сервере. Обычно увеличить мощность кластера серверов гораздо проще, чем обновить весь парк клиентских машин.
Другим важным аспектом использования 3-уровневой архитектуры является удобство администрирования и упорядочивание доступа пользователей к информационной базе. В этом варианте пользователь не должен знать о физическом расположении конфигурации или базы данных. Весь доступ осуществляется через кластер серверов «1С: Предприятия». При обращении к той или иной информационной базе пользователь должен указать только имя кластера и имя информационной базы, а система запрашивает соответственно имя и пароль пользователя. Подробнее с администрированием системы можно ознакомиться в книге «1С:Предприятие 8.3. Руководство администратора» (http://its.1c.ru/db/v83doc/bookmark/adm).
Еще одним важным аспектом 3-уровневой архитектуры является более высокий уровень безопасности данных. Непосредственно с данными оперирует сервер приложений, а клиентское приложение получает доступ только к серверу приложений и тем данным, которые может получить пользователь, от имени которого работает клиентское приложение.
Система «1С: Предприятие» старается обеспечить одинаковое поведение прикладного решения при работе с любой из поддерживаемых СУБД. Те случаи, когда такое поведение обеспечить невозможно, описываются в документации, отдельно для каждой СУБД. Подробнее об этих особенностях см. здесь.
Важной особенностью работы в клиент-серверном варианте является возможность работы сервера «1С: Предприятия» и серверов баз данных на различных операционных системах (семейство Windows и различные дистрибутивы Linux).
Для того чтобы построить информационную систему, необходимо связать все компоненты системы в единое целое, обеспечив их взаимодействие. С точки зрения взаимодействия компонентов можно выделить следующие виды взаимодействия:
1. Прямое подключение. В этом случае клиентское приложение подключается непосредственно к файлу базы данных (в файловом варианте работы) или к серверу «1С: Предприятия».
2. Подключение через веб-сервер. В этом случае клиентское приложение подключается к веб-серверу, и уже веб-сервер (а точнее расширение веб-сервера) выполняет все дальнейшие действия по доступу к данным: непосредственно с базой данных в файловом варианте или с помощью сервера приложений в клиент-серверном варианте работы.